СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Главные вопросы экономики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Главные вопросы экономики».»

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Главные вопросы экономики».

Цель: Рассмотреть главные вопросы экономики и основные пути их решения в различных типах экономических систем.

Задачи:Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.Создать условия для формирования у обучающихся умения описывать и аргументировать примерами решения основных вопросов экономики.
Сформировать у обучающихся интерес к основным экономическим вопросам и способам их решения в современном мире. Различать и сопоставлять типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.Способствовать развитию следующих умений: поиска и анализа основной информации с целью выделения основных признаков изучаемого объекта и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрытие содержания основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.

Личностные: формирование интереса к основным экономическим вопросам и способам их решения в современном мире, саморазвитие обучающихся через активные формы деятельности на уроке, формирование уважительного отношения к мнению другого человека.

Метапредметные: уметь грамотно выражать свою мысль и аргументированно её защищать, самостоятельно формулировать учебную проблему, уметь осуществлять поиск и анализ основной информации с целью выделения основных признаков изучаемого объекта, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Тип урока: комбинированный
Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

3. Введение в новый материал.

Мы с вами уже знаем, что потребности человека неограниченны, в то время как ресурсы нашей планеты являются ограниченными. Вследствие чего это является одной из главных проблем экономики – удовлетворение постоянно растущих потребностей человека, при ограниченных ресурсах. Представьте себя предпринимателем по производству какого-либо продукта и постарайтесь составить основной ход своих действий перед тем, как начать своё дело? Какие вопросы вам необходимо решить, перед тем как ваша фирма начнёт выпуск продукции?

Поскольку ресурсы нашей планеты ограничены, нам постоянно приходится выбирать с максимальной пользой для себя. На примере предпринимателя мы с вами сейчас вывели три основных вопроса, которые он, как один из главных участников экономического процесса, решает в процессе своей деятельности: Что производить? Как производить? Для кого производить? Все три перечисленные нами вопроса являются главными вопросами экономики, которые нам и необходимо сегодня рассмотреть, а также то, как их возможно решить?

4.Изучение нового материала
Экономическая система - это способ организации совместной деятельности людей в обществе.

План урока

1.Главные вопросы экономики

2.Экономическая система

3. Типы экономических систем

Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики.

Что производить?- Какие товары и в каком количестве следует производить?

Как производить?- Какие именно ресурсы привлечь, как организовать производство?

Для кого производить?- Как распределить произведенные товары?

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определенные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная.

Экономическая система - это способ организации совместной деятельности людей в обществе.


Задание для самостоятельной работы. Что означают эти вопросы и в чем особенности их решения?

В ходе работы с учебником заполнить таблицу в  тетради

 Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

— Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему?


Типы экономических систем

Традиционная

Характерные черты

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

Достоинства - предсказуемость и стабильность.

Недостатки – низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

Примеры - в настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки, Южной Юго-Восточной Азии, у канадских эскимосов.


Командная (Централизованная, плановая, административная).

Характерные черты

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Достоинства-

Недостатки - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах.

Примеры - СССР, в настоящее время командная экономическая система действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.


Рыночная

Характерные черты

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Достоинства – более эффективное использование ресурсов, внедрение новых технологий.

Недостатки – провалы рынка: безработица, экономическая нестабильность, неравенство в доходах населения.

Примеры- не встречается в чистом виде.


Смешанная

Характерные черты

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Примеры – США, Япония, Россия.

4.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Рубрика в классе и дома. Задание 1,3.

Предлагаю оценить степень вашей активности на уроке по пятибалльной шкале, проанализировать что получилось, а что нет и почему.

5. Домашнее задание: прочитать п. 18, выучить записи в тетради, термины, задание 2 на стр160 письменно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!