Урок обучения грамоте по программе «Начальная школа 21 века».
Тема: «Знакомство с буквой В, в».
Цели: познакомить с буквой В и звуками в, вь;
развивать фонематический слух.
Задачи урока:
1.Уметь вычленять в речи согласные звуки в, вь, обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; заменять звуки в словах и читать новые слова; играть в игру «Живые звуки».
2.Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.
3.Развивать умение давать характеристику звукам в, вь.
Ход урока.
1.Оргмомент.
-С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
2.Введение в тему урока.
-Отгадайте загадки:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
Сероватый, зубоватый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
-Как вы догадались, что это волк?
-Что ещё вы знаете о волке?
-Волк, опасный хищник. Но не бойтесь! У нас в гостях сказочный волк из русской народной сказки «Иван- царевич и Серый волк». В этой сказке волк помогал Ивану- царевичу. И нам Серый волк решил помочь в обучении грамоте и подарить новую букву. (показ репродукции картины Васнецова).
3. Фонетическая разминка.
-Давайте в начале урока проведём фонетическую разминку.
(1слайд) А О И Ы У Э
-Что общего у этих букв? (гласные).
-Почему вы считаете, что это гласные буквы?
-Давайте прочитаем эти буквы сначала медленно, с интонацией радости, с интонацией удивления, с интонацией страха.
-Молодцы!
-А какая буква среди данных будет «лишней» и почему? ( буква и, т.к. обозначает мягкость предшествующего согласного звука).
(2 слайд)
-Давайте прочитаем слоги с изученными буквами.
-А сейчас я буду называть вам слог с твёрдым или мягким согласными звуками, а вы наоборот.
Ля-…(ля), сё-…(со), ту-…(тю), те-…(тэ), да-…(дя), ди-…(ды) и т.д.
-И последнее задание фонематической разминки. Ответьте на мои вопросы хором (3 слайд).
-Как дует ветерок? ( вью-вью…)
-Как воет зубопротезная машина? (в- в- в)
-Как дрожат от холода? (в- в -в)
4.Сообщение темы и целей урока.
-Какие звуки слышались в ваших ответах?
-Кто догадался, с какими звуками мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
-Чему будем учиться?
5.Звуковой анализ слов «ветка», «волна».
-Отгадайте загадку:
В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует- бежим по воде. (волна)
-Рассмотрите на с. 116 учебника схемы.
-Какая схема подойдет к слову «волна»? (правая).
-Почему не подходит левая? (второй звук «Э»).
-Проведём звуковой анализ слова «волна». (один ученик у доски, остальные за партами).
-Разделим на слоги, найдём ударный слог.
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите, что это? (ветка).
-Давайте проведём звуковой анализ слова «ветка». (один ученик у доски, остальные за партами).
-Посмотрите на схемы данных слов.
-Что у них общего?
-Чем они различаются?
6.Игра «Живые звуки».
-А сейчас поиграем в игру «Живые звуки». Со словом «ветка» ( у учащихся на партах карточки с буквами этого слова).
-К доске выходит ученик, у которого на парте буква, обозначающая звук «т»;
-звук «в» (нет);
-звук «э»;
-звук «кь» (нет);
-звук «вь»;
-звук «к»;
-звук «а».
-Сможем прочитать слово? Почему?
-Займите буквы свои места в слове «ветка».
-Давайте прочитаем слово хором.
-А сейчас буквы займут свои места в том порядке, котором я скажу.
-садится на место ученик, у которого буква ударного гласного звука;
-мягкого согласного звука;
-гласного безударного звука;
-третьего согласного звука;
-четвёртого согласного звука.
- Давайте поиграем в игру «Кто больше назовёт слов, начинающихся с согласного звука «в», «вь».
7.Знакомство с буквой.
-Назовите ещё раз первый звук в слове «волна».
-Дайте его характеристику.
-Назовите первый звук в слове «ветка».
-Дайте его характеристику.
-Кто скажет, с помощью какой буквы обозначаются на письме звуки «в»,»вь».
-Сегодня Серый волк дарит нам букву в (карточка с буквами)
-А сейчас давайте пофантазируем. На что похожа буква В (ответы детей).
-Послушайте, какие стихи сочинили о букве В поэты.
Словно букву В
Алёна
Держит
Трубку телефона.
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
8.Работа в тетради «Я учусь писать и читать».
С.60
-Раскрасьте только те участки рисунка, на которых видите букву в.
-Что у вас получилось? (вертолёт).
(Для тех, кто уже раскрасил иллюстрацию, задание ниже, изменяйте буквы, записывайте получившиеся слова).
-Давайте прочитаем слова хором.
-Молодцы, ребята!
9.Работа по учебнику.
1)Чтение слогов хором.
-Прочитаем вместе слоги с буквой «в».
-Прочитаем только те слоги, где буква «в» обозначает мягкий согласный звук.
-Прочитаем только те слоги, где буква «в» обозначает твёрдый согласный звук.
2)Дифференцированная работа.
-А сейчас ребята, которые умеют хорошо читать, читают текст учебника на с. 117 «Одна буква», а остальные ребята работают по доске (слайд 4), читаем вместе слова с изученными буквами.
-Читаем слова хором.
-Читаем по столбикам.
-Прочитаем только те слова, в которых буква «в» обозначает мягкий согласный звук;
-твёрдый согласный звук.
-Среди данных слов, найдите и прочитайте слова с двумя слогами;
-с тремя слогами;
- Какие слова мы не прочитали?(винт, велосипед).
-Почему?
-А сейчас давайте узнаем у учащихся, которые читали рассказ, почему он так называется?
-Чему учит этот рассказ? (быть внимательным, не путать буквы в словах).
3) Расшифровка слов.
-Давайте поработаем с таблицами внизу на с. 116.
-Прочитайте слово на левой таблице (волос).
-Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.
-Назовите получившееся слово (слово).
-Прочитайте слово над правой таблицей (навес).
-Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.
-Какое слово получилось? (весна).
4) -На с.117 смотрим задание, которое нам приготовила мудрая сова.
-Что нужно сделать? (соединить части слов и прочитать получившиеся слова).
-Какие слова у вас получились? (водолаз, ванна, вода).
-Что общего у этих слов?
10.Итог урока.
-Вот кончается урок.
Все старались, не ленились
И чему-то научились.
-Расскажите, что нового мы узнали на уроке, с чем познакомились?
-Дайте характеристику данных звуков.
-Что было для вас самым трудным?
11.Рефлексия.
-И последнее. У вас на партах карточки- настроения.
Покажите мне ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.