СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "У Черного моря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему "У Черного моря"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "У Черного моря"»

Тема урока:

«У Чёрного моря».


Цели урока:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа;

- познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

- учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой;

Развивающие:

- развивать память, внимание;

-развивать устную связную речь;

-развивать логическое мышление;

-развивать познавательную активность детей;

-развивать у учащихся умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать интерес к предмету;

Оборудование урока:

Для учителя: иллюстрации, презентация;

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.



ХОД УРОКА:


Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте? Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо под рукой!


-Дорогие ребята! Прежде чем нам начать урок, создадим себе, гостям и друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу и нашим гостям.


- Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

Слайд 2

Я ожидаю от сегодняшнего урока……..


-Прочитайте фразу на слайде. Кто пожелает поделиться своими мыслями?

(ответы детей)


-А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы, интересных идей.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!


Слайд 3.

-Начнем урок с повторения.

-Какой раздел мы изучаем?

(Природные зоны)

Какие природные зоны уже изучили?

(Показ на карте) Слайды 4,5,6.

На данном слайде изображена изученная природная зона. Какая это зона? Докажите свою точку зрения.

-Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке?

-Обратите внимание на слайд 7. Прочитайте текст, исправляя ошибки.

— Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно — барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.


— Перечислите по порядку природные зоны. (Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики.) Слайд 8.

— О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода, —

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

— Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдем на карте субтропики. (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Черное море.)

Ребята, сейчас с помощью опорных слов составьте название побережья Чёрного моря.

Слайд 9.

Опорные слова:

Кавказ

побережье

Черное море

Верно, побережье Чёрного моря называется Черноморское побережье Кавказа.

Так какая же тема сегодняшнего урока?

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Ребята, цель нашего урока: познакомиться с природной зоной, климатом, растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа.

Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Ребята, а что вы уже знаете о Черном море, о его побережье? Кто там был?


Ребята, мы с вами уже выяснили какая природная зона расположена на Черноморском побережье Кавказа?

Что же обозначает слово «субтропики»?

Слайд 10.

Слово субтропики состоит из двух частей: суб и тропики. Суб- В переводе с латинского это означает «под», «вблизи». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны.


Так, что же значит субтропики? Верно это территория вблизи тропической зоны.


И где находится зона субтропиков в нашей стране?

Зона субтропиков в нашей стране занимает территорию на берегу Черного моря, т.е. Черноморское побережье Кавказа.


Посмотрите еще раз на карту, относительно других зон, зона субтропиков занимает большую территорию или нет? Слайд 11.


Да ребята, зона субтропиков в России занимает небольшую территорию на берегу Черного моря.

Ребята, а как вы думаете, почему побережье получило такое название?

Верно, с одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море.


Верно, значит, какой сделаем вывод, где находится зона субтропиков. Между чем и чем? Зона субтропиков находится между Черным морем и Кавказскими горами.


Ребята, а как вы думаете, какое влияние оказывают горы Кавказа и Черное море на климат побережья?


Давайте, проверим ваши предположения по учебнику. Открываем учебник на странице 126. Начинаем читать со слов «В этой зоне умеренно жаркое лето…» Третий абзац. Ребята, один читает в слух, а вы все следите, слушайте внимательно, потом вам нужно будет ответить на вопрос: Какое влияние оказывают горы Кавказа и Черное море на климат побережья?


Ребята, так какое влияние оказывают горы Кавказа и Черное море на климат побережья?

Верно, море и горы играют важную роль на этой территории. Зимой море отдает свое тепло, а горы не пускают холодные ветра.


Что еще про климат субтропической зоны вы узнали?

Климат в субтропиках значительно теплее, чем в других российских регионах. Лето здесь умеренно жаркое. Зима короткая и теплая. Зимой температура держится почти все время выше нуля”


Ребята, что было сказано в учебнике про почву Черноморского побережья Кавказа?


Верно, почва плодородна, а вследствие этого очень богатая растительность. А как вы думаете почему?

С поверхности Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в облака, из которых выпадают обильные дожди, а также здесь тепло, много солнечного света.


Слайд 12, 13.

Ребята, повторим еще раз, какой климат в субтропиках?

Какое влияние на него оказывают горы и море?

Богатая ли растительность на побережье черного моря? Почему она богата?


Верно, растительность побережья Черного моря очень богата и разнообразна.


Давайте познакомимся с ней поближе.

Послушаем рассказ нашего ботаника.

Слайды 14-27

Благоприятные условия — тепло и влага — дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25—40 м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды — орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи.

Можно сказать еще о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.


Ребята, о каких особенностях растительного мира побережья вы узнали?

Какие широколиственные деревья растут в субтропиках?

Верно, дуб, бук (Достигает высоты

25-40 м. Бук живёт до 500 лет.

Плоды (орехи) –несъедобны), каштан (Дерево долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Плоды – орехи – употребляют в пищу.)


Какие культурные растения выращивают люди?

Верно Чайный куст. Чайный куст - вечнозелёное растение. Чайные плантации состоят из множества невысоких кустов, почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами.

Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие. Плоды созревают поздней осенью.


А какие плодовые?

Какие красивые растения выращивают?

Еще раз, опираясь на схему, дадим характеристику растительному миру субтропической зоны.


Молодцы, ребята, мы с вами узнали, какие растения можем встретить на побережье.

ФИЗМИНУТКА

А о животном мире нам расскажет наш зоолог Вадим.





Рассказ зоолога

Слайды 28-39

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие, как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.

В море добывают себе пищу разные птицы — чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки — это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зеленую — позеленеет. Морская игла — это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может — мягкая. А дельфины — это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.


Еще раз, каких жителей животного мира мы можем встретить на Черноморском побережье Кавказа?

Какие морские жители обитают в черном море?


Ребята, о растительном мире и о животном мы с вами поговорили. Ну а кроме животных и растений, кого мы еще можем встретить на побережье Черного моря. Верно людей. И людей не только постоянно живущих там, но и приезжающих на курорты.


А как вы думаете, наносят ли отдыхающие люди вред природе?

Об этом нам расскажет наш эколог.

Рассказ эколога

Слайды 40-50

Берег Черного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.


Ребята, какой вред наносят люди природе? Как надо себя вести на природе? Какой заповедник создан на побережье Черного моря?

Молодцы, ребята.


Ребята, давайте с вами ещё раз повторим.


1. Как называется природная зона расположенная на побережье черного моря?

2. Как называется побережье, с которым мы сегодня познакомились?

3. Какое влияние оказывают горы Кавказа и Черное море на климат побережья? Опишите климат субтропической зоны.

4. Какие особенности растительного мира субтропиков вы узнали?

5. Какой вред наносят люди природе?

6. Какой заповедник создан на территории Черноморского побережья Кавказа?

Ребята, а сейчас вам нужно решить тест. В тесте шесть вопросов. В каждом вопросе один верный ответ. Верный ответ нужно обвести в кружок.

Приступаем к работе. На работу вам 5 минут.



ТЕСТ «Черноморское побережье Кавказа»


1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….


а) в лесной зоне страны

б) в субтропической зоне страны

в) в степной зоне страны


2. Субтропики России – это


а) обширная зона в центре страны

б) обширная зона на востоке страны

в) небольшая зона на побережье Черного моря


3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:


а) бук, каштан

б) лиственница, брусника

в) ольха, липа


4. На Черноморском побережье обитают:


а) цикады, богомолы, саранча

б) кобылки, жуки-чернотелки

в) жук-скоробей, водомерки


5. В Черном море обитают:


а) крокодилы, анаконды, тюлени

б) медузы, дельфины, камбала

в) акулы, морские котики, черепахи


6. В субтропической зоне:


а)умеренно жаркое лето и теплая зима

б)жаркое лето и умеренно холодная зима

в)умеренно теплое лето и холодная зима.


Ребята, теперь проверьте, правильно ли вы решили тест. На слайде 51 ответы.

Кто не допустил ни одной ошибки, наклейте на свой листок зеленый смайлик, если допустили 1-2 ошибки, наклейте желтый смайлик, если допустили больше двух ошибок-красный смайлик.

Молодцы, ребята вы все очень хорошо поработали.


Ребята, какую тему мы изучили сегодня на уроке?

Какая природная зона расположена у Черного моря?

Какой климат в этой зоне?

Какой заповедник там расположен?


Итак, мы с вами побывали у Черного моря.

А сейчас мы с вами создадим свое море – море настроения.

У вас на парте лежат рыбки: красная, желтая и зеленая.

Если вам было все понятно, если вы активно работали, прикрепите зеленую рыбку.

Если у вас возникли небольшие трудности, но вы с ними справились -желтую рыбку.

Если вам было очень трудно, вы что – то не поняли, поэтому были не активными- прикрепите красную рыбку.

Молодцы, ребята. Спасибо за урок, до свидания.