СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи"»

Дата: 3. 05. 18

Предмет: окружающий мир Класс: 3 «А»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока:

Наши ближайшие соседи.

Цель содержательная:

знакомство с государствами- соседями нашей страны;


Цель деятельностная:

формирование умения у детей сравнивать, анализировать, систематизировать информацию делать выводы.


Задачи:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.

Развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать, развивать патриотические чувства, гордость за свою страну.

Воспитательные: воспитывать бережливость, уважительное отношение к памятникам старины; познакомить с туризмом, развить интерес к нему.

Основное содержание темы, термины и понятия: работа с картой, государство.

Планируемые результаты

  • Предметные умения: уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией.

УУД:

Коммуникативные:

  • навыки делового партнёрского общения;

  • умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

  • оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

  • логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Межпредметные связи: русский язык, география.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы

учебник, политическая карта мира, раздаточный материал для учащихся: карточки с информацией о странах

Конспект урока



































Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Здравствуйте!

-Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!


Проверка готовности к уроку




Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

- Ребята как вы называете одноклассников, с которыми сидите за одной партой?

- Кого мы еще называем соседом?

- А как вы думаете, у нашей страны есть соседи?

- Какова тема нашего урока?

- Почему мы называем их соседями?

- Сегодня наш урок, как и предыдущий пройдет в форме путешествия.

А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Быстро в небо проплывает.

Что же это?

Учитель на доску прикрепляет небольшой макет самолётика на магните.

Слушаю, отвечают на вопросы:

- Соседями

- тех людей, с которыми рядом живем.

- Да

- Наши ближайшие соседи.

- У нас общая граница, мы живем рядом.








- Самолет


Познавательные: анализ обобщение, сравнение, классификация, доказательство:

Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем;

использование критериев для обоснования своего суждения

III. Выявление места и причины затруднения

Выявление и фиксация места и причины затруднения

- А кто может сказать, какие страны являются нашими соседями?


Перечисляют, страны, которые знают.

Например: Украина, США и тд.

Регулятивные: постановка и формулировка проблемы

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

-Чтобы вы хотели узнать о странах - наших соседях?

-А какова цель сегодняшнего нашего урока?

Мотивация: Для чего мы будем это изучать?

Поставим задачи:

1. Узнать…

2. понять….

3. Применить…….




 -Какие это страны, где они находятся

-Познакомиться с ближайшими соседями России.

- чтобы путешествовать, много знать.

-Находить на карте страны – соседи России и их столицы;

Рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников.


Регулятивные: целеполагание, самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели

планирование

Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем

V. Реализация построенного проекта

Построение и фиксация нового знания

Ребята, а что такое государство? 



– На каком материке расположена наша страна? 

– На какие части света разделён этот материк? 

– Часть территории России находится в европейской части, часть – в Азии.

Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами - физическую или политическую? Почему?

Рассмотрите карты на странице 106- 107

- Ребята возьмем в руки карандаши, будем работать на стр 102.

Покажите на карте границу России, обведите, не давя на карандаш ее очертания?

- конечно же, мы отправимся в путешествие с России. А кто мне назовет столицу нашей родины.

Столица России (Российской Федерации) – город Москва.

Начинаем путешествие:

Ребята, и мы с вами летим на северо- запад.

Самой северной страной, имеющей сухопутную границу, является Норвегия. (вешаю наглядность)

Посмотрим на карту стр 107.Все нашли Норвегию?

– ее столица г. Осло.
 - На карте ребята, отмечены столица, кружочком с точкой.

- Южнее Норвегии располагается Финляндия

Кто мне назовет ее столицу?

Правильно! Ее столица – Хельсинки.


Подробнее о них мы поговорим на следующем уроке.

- Поэтому сейчас наш путь будет лежать в Эстонию. ( на карте под цифрой 1)

(вешаю наглядность).

Эстония, ребята, страна, расположенная на побережье Балтийского моря. Она граничит с Россией на западеСтолица Эстонии – город Таллин. Гуляя по его улицам можно заметить, что здесь очень много мест, связанных с историческим прошлым этой страны. Самая красивая часть Таллина – Старый город.



Сейчас мы отправляемся в следующую страну-соседку России – Латвию. (вешаю наглядность)

Смотрим на карте.

 Латвия, как и Эстония, тоже омывается Балтийским морем

-назовите столицу?

Столицей этой страны является город Рига. В этом городе, ребята, как и во всей Латвии очень много интересных мест. Вот, например, Рижский замок, который сейчас является резиденцией президента этой страны.



Теперь настала пора отправиться в следующую страну, которая граничит только с одной областью России – Калининградской. Это Литва. (вешаю наглядность)

 Литва тоже имеет выход к Балтийскому морюСтолица этой страны – город Вильнюс.

Давайте отправимся в самое высокое здание этого города – в Вильнюсскую телебашню. В ней на очень большой высоте расположен ресторан.


Что ж, пора нам дальше в дорогу. Калининградская область России граничит ещё и с Польшей. (вешаю наглядность)

Что является столицей Польши?

 -Молодцы! Столица Польши – город Варшава. Сейчас, ребята, мы находимся в одном из самых красивейших мест этого города – на Дворцовой площади.



Продвигаемся дальше вдоль границы нашей страны. Следующую страну, которую мы с вами посетим – Беларусь. (вешаю наглядность)

Кто знает столицу Белоруссии?

Столица Беларуси – город Минск. Одна из достопримечательностей этого города – большая Национальная библиотека, в которой хранится огромное число книг. Посмотрите, она похожа на огромный алмаз!



Следующей страной нашего пребывания будет Украина(вешаю наглядность)

Столица Украины – город Киев. В этом городе очень много памятников, церквей соборов, монастырей. Один из них – Киево-Печерская лавра.


Теперь летим к побережью Чёрного моря. Здесь расположена страна-соседка России – Абхазия. (вешаю наглядность)

На стр 102, под цифрой 5.

 Столица Абхазии город Сухум. Здесь расположен Сухумский ботанический сад. Представляете! В этом саду растёт липа, которой около двухсот пятидесяти лет!





Держим путь дальше! Следующая страна-соседка России – Грузия. (6) (вешаю наглядность).

Столица этой страны – город Тбилиси. Здесь очень красиво! Вот, например, Крепость Нарикала, которая расположена в старой части города.






Далее нам нужно отправиться в Южную Осетию. (7) (вешаю наглядность).

Главным городом Южной Осетии, её столицей, является город Цхинвал. В этой стране очень красивая природа.







Дальше мы отправляемся в Азербайджан. (вешаю наглядность).

Эта страна омывается водами Каспийского моря, а её столица – Баку. Смотрите, друзья! Это самые высокие здания во всем Азербайджане! Называются они Пламенные башни, потому что очень похожи на языки пламени.



Следующая страна-соседка России имеет с ней самую протяженную границу. Это Казахстан(вешаю наглядность).

- Назовите, мне столицу Казахстана?

Столица Казахстана – город Астана. Одной из достопримечательностей этого города является Дворец мира и согласия, который построен в виде пирамиды.




Пора покинуть Казахстан и двигаться дальше! Следующим пунктом нашего с вами путешествия будет страна Монголия. (вешаю наглядность).

Столицей Монголии является город Улан-Батор. Недалеко от него расположен самый крупный памятник великому полководцу этой страны Чингисхану.


Продолжаем наше путешествие. Следующая страна-соседка нашей Родины знаменита тем, что в ней проживает самое большое число людей на Земле! Это Китай! (вешаю наглядность). Отправляемся туда.

 Столица Китая – город ПекинПекин, друзья, самый загадочный город востока. В нём расположен самый большой дворцовый комплекс в мире – Запретный город. Китай знаменит Великой Китайской стеной. Давайте немного прогуляемся по ней!



Держим путь дальше? С этой страной Россия имеет самую маленькую границу – всего 19 километров. Это Северная Корея. (вешаю наглядность).

 Столицей Северной Кореи является город Пхеньян. Давайте посмотрим, что интересного есть в этом городе? Одной из достопримечательностей Пхеньяна является Триумфальная арка. Интересное сооружение.



Ребята, наше путешествие практически подошло к концу. Нам осталось посетить еще две страны, которые имеют с Россией только морскую границу.

Что мы можем сказать, что мы с вами рассмотрели страны, которые имеют сухопутную границу. А теперь рассмотрим те страны, которые имеют морские границы. Одна из них – Япония. (вешаю наглядность).

 Столица Японии – город Токио. Этот город поражает своими зданиями. Это Императорский дворец – резиденция императора Японии.


Далее мы отправляемся в последнюю страну-соседку России, расположенную на северо-востоке. Это США. (вешаю наглядность).

 С нашей страной граничит только один её штат – Аляска, достопримечательностью которого является удивительнейшая природа.



Это было замечательное путешествие. В нем мы побывали во всех странах, которые граничат с нашей страной.


Государство – это организация власти для соблюдения порядка и законности на определённой территории.

- Евразия.


- Европа и Азия.




- Политическая карта показывает расположение и очертания государств мира, со столицами. А физическая – особенности рельефа, водную систему.



Работают с картой.






-Россия

-Москва





Работают с картой.


Внимательно слушают, задают вопросы.








- Хельсинки









-Рига











- Варшава






-Минск.




















- Астана
















Познавательные: поиск необходимой информации из текста учебника;

построение логической цепи рассуждения, доказательство.

Коммуникативные:

включаются в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;

слушают партнера по общению и деятельности, не перебивают, не обрывают на полуслове, вникают в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Личностные: формулируют выводы из изученного материала, отвечают на вопросы.

Регулятивные: планируют свое высказывание.


VI. Первичное закрепление

Применение нового знания в типовых заданиях

- Ребята, а сейчас мы заполним с вами кластер.



На какие границы мы с вами разделим?




- Ребята, а тут мы с вами перечисляем страны, которые имеют сухопутную границу с Россией. А в другой колонки морскую границу.


-Заполняют кластер.


- сухопутную, морскую.

-Заполняют:

Сухопутные границы:

Норвегией

Финляндией

Эстонией

Латвией

Литвой

Польшей

Белоруссией

Украиной

Абхазией

Южной Осетией

Грузией

Азербайджаном

Казахстаном

Монголией

Китаем

Северной Кореей.

Морские границы

Японией

США.

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем; использование критериев для обоснования своего суждения

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

- А теперь ребята, проверим. Смотрим слайды.

Какие страны имеют сухопутную границу, по одному называем?

- Какие страны имеют морскую границу?

Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: выполнение действий по алгоритму

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Включение нового знания в систему знаний, повторения и закрепления ранее изученного

- Игра «Назови столицу»

Эстония – Таллин
Латвия – __________________
Литва – Вильнюс
Польша – _________________
Белоруссия – ______________
Украина – ________________

Грузия – Тбилиси 
Азербайджан – ______________
Казахстан – _________________
Монголия – Улан-Батор
Китай – ____________________
КНДР – ____________________

1.Найди и покажи на карте страны — соседи России и их столицы.

2. Какие страны граничат только с Калининградской областью России?

Играют в игру, отвечают на вопросы.

Ответы на слайдах.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: умение излагать свое мнение и аргументировать его

IX. Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

- Какую цель ставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- Какое открытие сделали на уроке?

Оцените свою деятельность на уроке.

-Отметьте на лесенке достижений.

Усвоил новое знание и научился его применять – верхняя ступенька;

Усвоил новое знание, но еще нужна помощь – средняя ступенька; тема сегодняшнего урока осталась непонятной- нижняя ступенька

Д.з. с. 100- 105, ответить на вопросы на с. 104

Узнать о странах соседей нашей страны, и о их достопримечательностях.


Оценивают свою деятельность.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов действия.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!