-Здравствуйте. - Сегодня, ребята, нам предстоит очень серьезная работа на уроке – мы должны познакомиться с таким важным историческим событием в истории России, которое полностью изменило жизнь не только в нашей стране, но и повлияло на ход мировой истории. Нам, как настоящим историкам, надо во многом разобраться и многое понять, поэтому давайте представим, что наш урок – это заседание ученого совета. Итак, господа историки, начнем нашу работу. -Кто такие крестьяне, помещики, рабочие и капиталисты?На доске представлены карточки с термином и определением. Соотнесите термин и его определение. (Крестья́нин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. Капиталист- это владелец капитала, использующий свои средства и наёмный труд с целью извлечения прибыли. Поме́щик — дворянин-землевладелец, владеющий поместьем. Рабочий - тот, кто профессионально занимается производственным трудом и принадлежит к рабочему классу.) -Ребята, скажите пожалуйста, что такое страна? Понятия представлены на слайде. (Страна́ — территория, имеющая определённые национальные, климатические (климатические страны и области), культурные (культурные страны и области), исторические (исторические страны и области) или политические границы (политические страны). Страна может как обладать государственным суверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства (колонии, подопечные территории) -Что такое государство? (Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.) Понятия представлены на слайде. Учитель читает текст. На доске представлены карточки с датами и событиями, которые произошли в ХХ веке. -Какие факты, цифры прозвучали в рассказе человека в матросской форме? - Учёные подсчитали, что к 1914 г. Россию населяло примерно 180 млн человек. (Справка: население Москвы на сегодня составляет примерно 9 млн человек. ---Можно предложить ученикам представить население всей России как 20 современных городов, таких как Москва.) К 1924 году в России осталось 150 млн человек. -Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годом? (10 лет) -На сколько человек уменьшилось население России? (На 30 млн человек.) -Сколько таких городов, как современная Москва, опустели, обезлюдели за эти годы? (Более трёх городов) -Какой возникает вопрос? «Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914 по 1924г.) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?» 1. Миллионы человеческих жизней могли унести болезни или стихийные бедствия (это можно предположить по названию урока). 2. Возможно, произошла война внутри России, между её жителями (это можно предположить по иллюстрации на с.90, хотя они не относятся к Гражданской войне). Возможно, Россия участвовала в войне с внешним врагом (иллюстрации на с. 91). 3 Понятие «революция» учащимся ещё не знакомо, но можно предположить, что это событие тоже как-то повлияло на сокращение населения. 4. По каким-то причинам люди могли покинуть Россию.) -Знакомо ли тебе слово «революция», «Гражданская война»? Можешь ли ты ответить Илюше на его вопрос? На слайде определения слов «революция», «Гражданская война». -Ребята, кто знает, что такое «демонстрация», первая мировая война», «советы», «Временное правительство», «коммунисты»? (Демонстрация- шествие, митинг и другие формы массового выражения общественных настроений. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА — война между двумя крупными коалициями капиталистических держав: государствами Антанты (Россия, Великобритания, Франция) и центральными державами (Германия, Австро Венгрия, Турция) СОВЕТЫ —органы власти в советских республиках, выполняющие одновременно законодательные, исполнительно распорядительные и контрольные функции. Временное правительство — высший орган власти и управления в России со 2 марта по 25 октября 1917.) Работа в парах: 1-я пара. Прочитайте текст фрагмента «Россия в начале XX века» темы 18 с. 89-90. Найдите информацию о том, какие события произошли в начале XX века, в 1914 году. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления». 2-я пара. Прочитайте текст фрагмента «Мы наш, мы новый мир построим…» темы 18 с. 90-91. Найдите информацию о том, какие события произошли в феврале-марте 1917 года, 7 ноября 1917г. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления». 3-я пара. Найти информацию о том, когда началась и закончилась Первая мировая война. Сколько лет она продолжалась? Какие страны участвовали в войне? Почему эта война получила такое название? 4-я пара. Прочитайте текст фрагмента «Мы сыны батрацкие, мы за новый мир…» темы 18 с. 92-93. Найдите информацию о том, какие события произошли в 1918-1922 годы и в 1922 году. По ходу обсуждения текста, на слайде появляется дата и событие, которое произошло. -Как правительство России пыталось сохранить мир в стране? -Чем были недовольны крестьяне и рабочие в России в начале ХХ века? -Какое оружие применяли воюющие страны в Первой мировой войне? -Почему с таким оружием война стала более кровопролитной? -Какие беды принесла война простым людям? -Определите по карте, какой город в годы Гражданской войны стал столицей красных, а какие города были столицами белых? -Что означают красные стрелки на карте? – Как вы думаете, почему в России произошла революция? – Как вы думаете, почему большевики смогли захватить власть? – Какие события из истории России чем-то напоминают вам революцию 1917 года и Гражданскую войну? События начала XX века – это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития. (Для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы нам необходимо ещё многое узнать про революцию и Гражданскую войну). (Смутное время) -Заполните таблицу «Даты», «События и явления». После того как все группы справятся с заданиями, на слайде должна получиться примерно такая таблица. Дата | Событие и явление | Начало XX века | Многие люди недовольны условиями жизни и порядками в стране. | 1914 год | Началась первая мировая война. Условия жизни людей стали ещё хуже. | Февраль-март 1917 года . | Рабочие и солдаты Петрограда восстали против царя. Создали Советы народных депутатов. Николай II отрёкся от престола, власть в стране перешла к Временному правительству | 7 ноября 1917 года | Большевики свергли Временное правительство. Власть перешла к Советам народных депутатов, где коммунистов было большинство. | Март 1918 года | Переговоры о мире. Россия вышла из Первой мировой войны. | 1918-1922годы | Гражданская война в России. Победу одержали красные. Многие белые были вынуждены покинуть Россию. | 1922 год | Советские республики объединились в Союз. (СССР) | Проверка таблицы студентами. Выполнение задания № 1, 2 (самостоятельно), задание № 3 (работа в парах). На слайде представлен правильный вариант выполнения заданий. Тест: Куда ездили Илюша и Анюта? В Москву В Санкт-Петербург В Ростов на Дону Сколько примерно жило людей в Российской империи в 1914 году? 150 миллионов 30 миллионов 180 миллионов Что такое страна? территория, имеющая определённые национальные, климатические культурные, исторические или политические границы это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления, устанавливающая правовой порядок на определённой территории. территория, на которой проживают люди и не имеют никаких границ. В каком году началась первая мировая война? в 1915 году в 1914 году в 1923 году В каком году произошло объединение советских республик? В 1914 году В 1915 году В 1922 году – Заседание нашего ученого совета подошло к концу. -Над какой темой мы работали на уроке? -С какими историческими событиями вы познакомились? -Что такое революция? -Что значит «Россия в огне»? – Кому что показалось трудным на уроке, непонятным? – Что на уроке, на ваш взгляд, было самым интересным? -Оцените свою работу на уроке. На столе у вас лежат звёздочки. Синяя звёздочка – если вам на уроке было интересно; Желтая звёздочка – если вы в чем–то затруднялись на уроке; Зеленая звёздочка – если вам было трудно на уроке и неинтересно. |