
Конспект урока
по окружающему миру
по теме: «Вода и ее свойства. Значение
воды в природе и в жизни человека»
во 2 классе
МБОУ «Вишенская СШ» Учитель: Усенова Эльзара Кайсаровна
. 
ТЕМА: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и в жизни человека.
Цель: ознакомить учащихся со свойствами воды, учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать творческое воображение, наблюдательность, прививать интерес к изучению предмета. Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
обучающиеся в процессе урока при проведении несложных опытов исследуют свойства воды, делают выводы
Метапредметные:
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.
Познавательные: учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы
Коммуникативные: формировать речевые навыки, прислушиваться к мнению членов группы, высказывать своё мнение, соблюдать правила речевого этикета
Регулятивные: ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы
Тип урока: урок–исследование.
Форма проведения урока: групповая.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие,
Тип урока: урок – исследование.
Оборудование: иллюстрационный материал для демонстрации сказки, стакан, сахар, соль, песок, марганцовка, масло, ложечки, полоски цв.бумаги.
ХОД УРОК
І. Организация класса
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
В путешествие пойдем, в страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай, сказку нашу отгадай.
ІІ. Самоопределение к деятельности
Путешествие - это всегда весело и интересно, если путешествовать с друзьями. Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир. А куда вы узнаете, отгадав загадку.
Она и в озере, она и в лужице, она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, журчит». Что это? (Вода)
- Правильно это вода.
ІІІ. Открытие нового знания
Вы с водой хорошо знакомы: не раз ходили под дождём, шлёпая по лужам, пускали кораблики в ручейке, летом купались в речке или в море. Давайте посмотрим на глобус. Что такое глобус? (Это модель нашей земли). - Правильно глобус, это модель нашей земли, уменьшенная во много раз. Обратите внимание на цвет нашей планеты. Какого она цвета? (Голубого, синего).
- А как вы думаете, что обозначено голубым цветом? (Вода) - Совершенно верно. Голубым цветом обозначена вода, это реки, озера, моря и океаны).
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном объекте неживой природы - о воде. Откроем секреты воды, узнаем какой она бывает.
Для того чтобы дать ответы на вопросы наших героев, мы должны будем прводить ряд опытов, для этого необходимо соблюдать следующие правила:
Не шуметь - этим мы мешаем другим.
Аккуратно обращаться с посудой.
Слушать учителя.
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдения сделать вывод.
Сегодня отправимся с вами в гости к Нептуну, а у него для нас есть сюрприз, какой вы угадаете в течение всего урока. Наш маршрут - в сказку, но попасть туда не просто. Вы знаете, что сказочным героям всегда приходилось преодолевать трудности и препятствия, вот и на нашем пути встретится немало препятствий, которые, я уверена, мы преодолеем.
1). Практическая работа.
Начинаем наше путешествие. И первая кто нам встречается на пути это Русалочка Ариэль. Она приготовила вам вопрос.
Опыт № 1. Подумайте, прозрачна ли вода?
Для того чтобы ответить на данный вопрос мы должны провести опыт.
Опыт проводится с учеником.
В стакан с водой опустим ложку, или монетку видна ли ложка?
Какой вывод можно сделать? Какая же вода? (прозрачная)
--Из этого опыта мы сделаем вывод, что вода прозрачная. Это одно из свойств воды. В благодарность Русалочка дарит пазл нашего секрета.
Продолжаем путешествие, и мы подошли к осьминогу Реми.
Он задал следующий вопрос. Какого цвета вода? Имеет ли вода цвет?
Опыт № 2. Какого цвета вода?
- У нас на столе цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложим и сравним цвет воды и каждой полоски.
- Можно ли сказать, что вода синяя, серая, зеленая? ( нет, цвет воды не совпадает ни одной из полосок).
Из этого мы сделаем вывод, что вода бесцветная- это одно из свойств воды.
А теперь, ребята, попробуем добавить волшебный порошок, что мы увидели? Вода изменила цвет? Какого цвета стала вода? Водичка принарядилась в красивое платьице.
Из этого опыта мы сделаем вывод: вода бесцветная, но ее можно окрасить в любой цвет.
А в быту как можно окрасить воду? ( на уроке рисования работая с красками, чай, кофе…)
Осьминог благодарит за ваш ответ, и дарит вам следующую часть пазла нашего секрета.
ФИЗМИНУТКА
На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
А вот и друг Русалочки Фландер, который всегда сопровождал ее.
И он задает нам следующий вопрос. Его интересует вопрос имеет ли вода запах и вкус.
Опыт № 3. Определение вкуса и запаха.
Для этого мы возьмем стакан с чистой водой. (Предложить понюхать и попробовать) . Попробуем воду через соломинку. Какой у нее вкус, имеет ли вода вкус, как вы думаете? Что мы можем сказать?
Вывод: Что вода не имеет запаха и не имеет вкуса - это следующее свойство воды.
А теперь в один стакан положим ложечку сахара, а в другой ложку соли размешаем и попробуем на вкус. Какая вода?
- Скажи, пожалуйста, соль исчезла или нет? Попробуй этот раствор, соль не исчезла она просто растворилась в воде. Что мы получили? (раствор) Растворимые в воде вещества – эта жидкость, называется раствором. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Что вода безвкусная жидкость, но если в нее добавить соль, сахар или варенье, то она приобретает вкус.
В благодарность Фландер дарит нам следующий пазл.
Путешествие наше продолжается, и у нас на пути краб Себастьян.
Он приготовил следующий вопрос. Он хочет узнать имеет ли форму вода.
Опыт № 4. Форма воды.
Ребята, как вы думаете имеет ли вода форму?
А если мы нальем на ровную поверхность, например на пол, то что мы увидим? ( она просто разольется лужей, так как ничто не удерживает ее в определенной форме)
Приготовим разную посуду. Перед вами пустой стакан, чашка, блюдце. Нальем воду в эту посуду. Обратите внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке – форму чашки, в блюдце - форму блюдца. Сделаем вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в которую она налита. Вода текучая, жидкая. Назовите, пожалуйста, известные вам жидкости ( суп, кисель, чай, компот, молоко)
Краб Себастьян доволен вашими ответами, и в благодарность дарит следующий пазл.
*** К нам на встречу приплыл дельфин со своим вопросом. Его интересует вопрос можно ли растворить в воде? ( соль, сахар, песок, масло)
Опыт № 5. Вода - растворитель.
Для этого возьмем четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положим ложечку сахара, в другой песок, в третий глину, а в четвертый немного подсолнечного масла, помешаем воду. Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? ( Вода растворила кристаллы сахара, их не видно, они растворились, песок осел на дно, масло поднялось наверх, песок и масло не растворились в воде, глина изменила цвет воды, появился осадок на дне стакана.) Какой мы сделаем вывод? Что есть вещества, которые, на примере глины плохо растворяются в воде. ( Вода с растворенным в ней веществом называется раствором, а вода является для веществ, которые растворяются в воде – растворителем.) Вывод: Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, но не все вещества растворяются в воде.
Какие вещества могут растворяться в воде? Как люди используют это свойство? ( Хозяйки варят на воде пищу, солят ее, потому что соль растворяется в воде. Мы пьем чай, в котором растворяем кристаллики сахара.
Дельфинчик также поблагодарил вас и дарит нам частичку нашего пазла.
ФИЗМИНУТКА
К речке быстрой мы спустились. Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, пять вот как словно освежились.
А теперь поплыли дружно, плыть нам как дельфины нужно.
Вышли на берег крутой, и отправились домой.
Следующий опыт нам предлагает принц.
Опыт № 6. Свойства нагревания и охлаждения.
У него два стакана с водой, опусти в один стакан одну ручку, а в другой другую, какая вода? ( холодная, теплая).
Вывод: Вода может как нагреваться, так и охлаждаться.
Принц в благодарность дарит нам последнюю часть нашего пазла.
Кто же получился? ( Капитошка) Правильно, а кто такой Капитошка?
(это капелька) 
Наконец то, мы оказались в царстве Нептуна, и он приготовил для нас загадки в картинках. Давайте, узнаем в каких трех состояниях бывает вода.
3) Работа с учебником.
ВОДА - жидкость
Жидкое (ручей, дождь) Твердое (лед, снег) Газообразное (пар, тучка)
IY. Значение воды в природе и в жизни человека.
Просьба Капитошки.
Возможна ли жизнь без воды?
Вода – одно из ценнейших богатств Земли, источник жизни всех живых организмов. Это очень ценное, полезное вещество. Вода играет жизненно важную роль в жизни человека, животных и растений.
А какую роль имеет вода в жизни людей, животных и растений?
- Кому нужна вода? - Для чего нужна вода людям?
- А растениям? - Нужна ли вода животным?
Каждая капля воды является драгоценным даром природы. Без воды человек не проживет и пяти дней, а без пищи может обойтись более 30 дней при условии, что ежедневно будет пить воду.
Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери. Существуют растения, для которых вода – среда обитания. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.
Так вот она, какая вода! Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое требует пользовать ее экономно и рационально. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла бы пресная вода. А такая угроза существует. Берегите воду!
- А как нужно беречь воду?
Не загрязняйте реки, озера, водоемы! От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь. Это просьба Капитошки.
Резерв:
ИГРА « Будь внимателен». Загадки
В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять.
Что умеет застывать, летать и бегать?
В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния.
-Если вода застывает, во что она превращается? (лед)
-Какое это будет вещество? (твердое).
-Когда вода становится летучей? ( когда она превращается в пар).
-Какое это вещество? (газообразное)
-А когда вода бежит? (жидкое)
Y. Подведение итогов урока.
Спасибо тебе Капитошка, за такое удивительное путешествие. Понравилось вам ребята путешествовать? А что больше всего вам запомнилось? Что узнали о воде? Кому нужна вода? - Что нового узнали на уроке? - Какие опыты проводили?
- В каких состояниях может находиться вода? (в жидком, в твердом, в газообразном).
- Какое значение имеет вода?
Из нашего путешествия мы сделаем такой вывод о свойствах воды, что….
ВЫВОД: Вода - прозрачная, бесцветная, не имеет вкуса и запаха, текучая, не имеет формы, но приобретает форму того сосуда в которую она налита, вода – растворитель, имеет свойства нагревания и охлаждения.
YI . Рефлексия
В подарок от Капитошки сказка « Путешествие капельки»
Капитошка благодарит вас за хорошие знания о воде и дарит всем, частичку себя ( маленькую капельку). Спасибо вам за урок. Вы все старались, работали активно. Молодцы!

