СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Почему идёт дождь и дует ветер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема рассматривается на уроке Окружающего мира в 1 классе по программе Плешакова. На уроке используются следующие формы работыфронтальная, работа в парах; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Почему идёт дождь и дует ветер"»

Тема: Почему идет дождь и дует ветер?


Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: - объяснить причины возникновения природных явлений.

Задачи:

1. Расширить и уточнить представления детей о погодных явлениях – дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека; объяснить причины их возникновения; выяснить положительное и отрицательное значение данных явлений для всего живого.

2. Развивать речь, мышление; расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать любознательность, пытливость и трудолюбие; любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей природе.


Планируемые результаты:


Предметные:

- расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре; уметь различать их разновидности;
- объяснить причины возникновения природных явлений;

- раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;

Личностные:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Регулятивные:

– организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);


Познавательные – постановка и формулирование проблемы;

поиск и выделение необходимой информации


Формы работы: фронтальная, работа в парах; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся


Оборудование : презентация, учебник, видеоматериал, запись звуков дождя и ветра, карточки с названиями дождей и иллюстрациями к ним; на каждой парте блюдце с водой и ватный диск, лист самооценки у каждого.


Ход урока

1.Орг.момент


Заливистый школьный звонок

Позвал нас на урок

Будьте внимательны,

А ещё старательны.

-Подарите друг другу улыбку, ведь она улучшает настроение, а с хорошим настроением любая работа спорится!

2.Актуализация знаний

- На прошлых уроках мы путешествовали в космос. Вспомним, что мы уже знаем: выполним тест. Если, ребята, вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – « - «

У обучающихся на партах карточки самооценки с заданиями. (Приложение 1)

-Возьмите листы самооценки. Работаем в строке под номером 1.

1.Солнце – это ближайшая к земле звезда.(+)

2.Солнце – это самая большая звезда .(-)

3.Луна больше Земли (-)

4.Луна – это естественный спутник Земли(+)

5.На луне есть воздух и вода(-)

6.Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца(+)

7.С земли люди всегда видят круглую форму Земли(-)

-Проверьте свою работу с эталона (слайд 2)

-Кто справился с работой без ошибок? У кого 1-2 ошибки?

-Оцените свою работу:

зелёный кружок (нет ошибок)- я отлично справился,

жёлтый ( 1-2 ошибки) - хорошо;

красный (3 и больше ошибок) – мне пока нужна помощь.


3.Определение темы и постановка учебной задачи

- На нашей удивительной планете Земля происходят самые разнообразные явления.

-Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте.

Звучит шум дождя, шум ветра.

-Что вы услышали? (если дети затрудняются, можно загадать загадки)

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле. ( Дождь)

Носится, свищет,

Мечется, рыщет,

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. ( О дожде и ветре)

-Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идёт дождь и дует ветер?)

-Что бы вы хотели узнать о дожде и ветре?

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой (слайд 3)


4. Работа по теме урока

1.Звучит стихотворение

Мокнет дождик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы.

Мокнут лавочки, ограды.

Лишь лягушки очень рады:

Скачут, в лужах пляшут

И зелёным флагом машут (слайд 4)


-Какое у вас возникло настроение при чтении стихотворения?

-А какое у вас бывает настроение во время летнего дождя?

2. –А какую пользу приносит дождь?

-Откуда берётся дождь? (предположения детей)

По ходу совместных рассуждений на экране появляется схема (слайд 5 )

-На Земле очень много водоёмов: ручейки и реки, пруды и реки, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность водоёмов. Вода испаряется. Она превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекает её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремиться умчаться вверх.

Пар тёплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Их очень много и очень лёгкие, они образуют облако.

Постепенно капелек становится всё больше. В верхней части облака они превращаются в льдинки (там очень холодно), растут, тяжелеют. Облако превращается в тучу.

3. Опыт

-Ребята, работайте в паре.

У вас на столах маленькие «облака» (показываю ватный диск).

Сожмите свои «облака» в комочки и опустите их в блюдца с водой.

-Что происходит?

-Наши «облака» тяжелеют и превращаются в тучи.

-Поднимите их над блюдцем. Что происходит?

Туча, туча, что несёшь?

Отвечает туча…(дождь)

-Правильно, дождинки не могут держаться в туче и падают вниз.

Физминутка

Дождь

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. (Бег).

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап.(Свободные движения пальчиками.)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой).


-Что такое туча ? (Темное, густое облако.)

-Из чего состоит туча ? (Из тяжелых капелек воды.)

-Почему капли падают на землю, и получается дождь? (Они тяжелые и не могут долго держаться в небе.)


5.-Какие бывают дожди?

На доске карточки с надписями: ливень, ситничек, косохлёст

-Как вы думаете, о каких дождях идёт речь? ((дети выдвигают свои предположения. После каждого объяснения на доске появляется слайд с объяснением. (слайды 5 – 8)

Подвести детей к объяснению:

Ситничек – сито – однокоренные слова, косохлёст образовано из двух слов: косо, хлещет.

-Узнайте эти дожди на иллюстрациях. Соедините название дождей с их изображением. ( Приложение 2)

6. –Итак, вода, испаряясь из водоёмов, образует тучи. Но тогда дожди должны идти только над водоёмами: реками, озёрами, морями…

-Как же тучи оказываются над любыми участками суши? (гонит ветер)

-Можете ли вы сделать ветер? (если дети не догадаются, как это сделать, подсказать им, помахав веером или просто листом бумаги )

-Что такое «ветер?»

-Как же образуется ветер на Земле? Об этом мы увидим в фильме

7.Просмотр учебного видеофильма.

После просмотра фильма задаю вопрос

-Какую работу выполняет ветер?

8.Работа с оценочным листом

-Какой бывает ветер?

-У вас на оценочных листах под номером 2 варианты ответов на этот вопрос. Выберите и подчеркните слова, которые характеризуют ветер.

-Проверим, используя наши сигнальные карточки и эталон на слайде

(слайд 9) Оцените свою работу.


-А какие ветра приносят вред? (по ходу ответов появляются надписи: ураган, шторм, торнадо)

5. Рефлексия

Скоро прозвенит звонок,

Подведем скорей итог.


–Какие цели мы перед собой ставили? Ответили мы на эти вопросы?

–Почему идёт дождь? Почему дует ветер?

Прочитайте то, о чем мы с вами говорили на уроке, и что нужно запомнить на странице 37( выделено жирным шрифтом)

Оцените свою работу на уроке на оценочном листе (слайд 10)

-Урок окончен. Спасибо всем за работу!






























Приложение 1



Учащийся

оценка

1.


2. Сильный, зелёный, холодный, сырой, сладкий, пёстрый, порывистый, слабый, широкий.


Оценка за урок




































Приложение 2



СИТНИЧЕК

КОСОХЛЁСТ

ЛИВЕНЬ