СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Поверхность нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Поверхность нашего края"»

Тема: Поверхность нашего края

Цели:

сформировать у учащихся представление о поверхности родного края; раскрыть основные понятия: овраг, балка, карьер, терриконы.

Формируемые УУД:

познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

коммуникативные — работать в парах и малых группах;

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

личностные — проявлять интерес к культуре и истории своего края.

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы), карточки для индивидуальной работы, физическая карта России.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

— Расскажите о нашем крае, используя карту.

План ответа

1) Географическое положение.

2) Соседи.

3) Столица, крупные города.

4) Растительный и животный мир.

2. Тест

1. Мой край расположен на материке:

а) Африка

б) Евразия

в) Северная Америка

2. Мой край находится в:

а) лесной зоне б) тундре в) степи

3. Мой край находится в:

а) Восточном полушарии

б) Западном полушарии

в) на экваторе

4. В моем крае растут:

а) кактусы, кипарисы

б) ягель, клюква, карликовая ива

в) ель, береза, осина

5. У нас обитают:

а) лоси, зайцы, кабаны

б) косули, волки

в) олени, медведи

6. Мой край дает стране:

а) продукты сельского хозяйства

б) легковые автомобили

в) морепродукты

(Учитель может скорректировать тест, включив в него особенности своего региона.)

3. Сообщения учащихся

- Послушаем ребят, которые нашли стихи или песни о крае, в котором мы живем. (Ученики читают стихи, исполняют песни.)

- Кто написал сочинение или заметку в стенгазету на тему «Родной край в истории моей семьи»? (Желающие читают свои сочинения.)

- Чье сочинение вам больше всего понравилось? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

- Как используется территория нашего края? (Строятся города, села, деревни; люди прокладывают дороги, обрабатывают земли.)

- Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на них? (Разочарование, обиду, грусть и т. д.)

- Такие места на Земле - боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли охранять поверхность земли? (Ответы детей.)

- А что бы сделали вы, чтобы на Земле было меньше таких мест? (Ответы детей.)

- Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете. Прочитайте тему урока. («Поверхность нашего края».)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа в группах

- Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

- Где расположена территория нашего края? Какие здесь встречаются формы рельефа? (Ответы детей.)

- Чем характеризуются холмы? (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

- А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница? (Горы и холмы различаются по высоте.)

- Вспомните, каким цветом на карте обозначены равнины, возвышенности, плоскогорья? (Равнины - зеленым, возвышенности - желтым, плоскогорья - светло-коричневым.)

Высота равнин-низменностей - 0-200 м, возвышенностей -200-500 м, плоскогорий - 500-800 м.

А сейчас догадайтесь, о чем идет речь. (Об оврагах.)

Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются, у них крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности.

— Расскажите, что вы знаете об оврагах, где вы их видели. (Рассказы детей.)

2. Работа по учебнику

— Узнаем что-то новое об оврагах, прочитав текст на с. 139—140 учебника.

(Ученики самостоятельно читают текст.)

— Что нового узнали? (Овраг превращается в балку.)

— Предлагаю вам сравнить овраги и балки — сходства и отличия отразите в таблице.

Сходства Различия

Овраг Балка

(Работа проводится в парах с последующей коллективной проверкой.)

— Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами на с! 141 (второй абзац). О каких методах борьбы с оврагами вы узнали? (Ответы детей.)

— А может, не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? (Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т. д.)

V. Первичное закрепление

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 67. (Записать определения оврага и балки.)

2. Работа в группах

— Так надо ли охранять поверхность земли?

(Ученики обсуждают этот вопрос в группах. Выслушать мнения каждой группы.)

— Проверим себя, прочитав текст на с. 140 учебника. (Ученики самостоятельно читают текст.)

— Как теперь бы вы ответили на этот вопрос?

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику С. 143-144

— Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать о необычных горах.

Чем же они необычны? (Эти горы необычны тем, что их создал человек.)

— Как называются эти горы? (Терриконы.)

Они - незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.

— Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? (Терриконы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых.)

— Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)

— Как люди борются с ними? (Привозят почву, высаживают растения.)

Еще одно неприятное зрелище - свалки. Места, занятые строительным мусором - битым кирпичом, осколками стекол, плитами и др., уродуют поверхность нашей земли. Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах. Свалки разравнивают, засыпают землей, высаживают растения. Очень надеюсь, что когда вы вырастете, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 3 на с. 67. (Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)

Игра «Узнай меня»

• Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)

• У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)

• Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.)

• Я — углубление на земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарником. (Балка.)

• Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

3. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы узнали сегодня на уроке?

— Какова поверхность нашего края?

— Какой вред приносит овраг людям? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 142 учебника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?

— Удалось ли нам выполнить всю работу?

— Какие трудности возникли в работе?

— Что показалось наиболее интересным?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 139-144 учебника.

2. Выполнить рисунок или модель поверхности своего края.

Дополнительный материал

Кунгурская пещера

Кунгурская ледяная пещера расположена в Пермской области на берегу реки Сылва у города Кунгур. Длина пещеры - почти 6 км, в ней 60 залов и 30 озер. Экскурсионный маршрут имеет протяженность под землей полтора километра. Среди хаотического нагромождения упавших с потолка глыб можно увидеть ледяные наплывы. На стенах выросли ледяные кристаллы, а с потолка свисают сталактиты. Своды пещеры подпирают могучие ледяные колонны. Озера пещеры обитаемы, в них живут маленькие слепые рачки. В пещере очень темно, человек не видит даже свою руку. Эта пещера образовалась в процессе растворения водой гипсовых и карстовых осадочных пород.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!