Тема: Поверхность нашего края
Цели:
сформировать у учащихся представление о поверхности родного края; раскрыть основные понятия: овраг, балка, карьер, терриконы.
Формируемые УУД:
познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;
коммуникативные — работать в парах и малых группах;
регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные — проявлять интерес к культуре и истории своего края.
Оборудование:
электронное приложение к учебнику, фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы), карточки для индивидуальной работы, физическая карта России.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Индивидуальное задание на карточке
— Расскажите о нашем крае, используя карту.
План ответа
1) Географическое положение.
2) Соседи.
3) Столица, крупные города.
4) Растительный и животный мир.
2. Тест
1. Мой край расположен на материке:
а) Африка
б) Евразия
в) Северная Америка
2. Мой край находится в:
а) лесной зоне б) тундре в) степи
3. Мой край находится в:
а) Восточном полушарии
б) Западном полушарии
в) на экваторе
4. В моем крае растут:
а) кактусы, кипарисы
б) ягель, клюква, карликовая ива
в) ель, береза, осина
5. У нас обитают:
а) лоси, зайцы, кабаны
б) косули, волки
в) олени, медведи
6. Мой край дает стране:
а) продукты сельского хозяйства
б) легковые автомобили
в) морепродукты
(Учитель может скорректировать тест, включив в него особенности своего региона.)
3. Сообщения учащихся
- Послушаем ребят, которые нашли стихи или песни о крае, в котором мы живем. (Ученики читают стихи, исполняют песни.)
- Кто написал сочинение или заметку в стенгазету на тему «Родной край в истории моей семьи»? (Желающие читают свои сочинения.)
- Чье сочинение вам больше всего понравилось? Почему?
III. Самоопределение к деятельности
- Как используется территория нашего края? (Строятся города, села, деревни; люди прокладывают дороги, обрабатывают земли.)
- Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на них? (Разочарование, обиду, грусть и т. д.)
- Такие места на Земле - боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли охранять поверхность земли? (Ответы детей.)
- А что бы сделали вы, чтобы на Земле было меньше таких мест? (Ответы детей.)
- Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете. Прочитайте тему урока. («Поверхность нашего края».)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа в группах
- Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)
- Где расположена территория нашего края? Какие здесь встречаются формы рельефа? (Ответы детей.)
- Чем характеризуются холмы? (У холмов есть подошва, склон, вершина.)
- А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница? (Горы и холмы различаются по высоте.)
- Вспомните, каким цветом на карте обозначены равнины, возвышенности, плоскогорья? (Равнины - зеленым, возвышенности - желтым, плоскогорья - светло-коричневым.)
Высота равнин-низменностей - 0-200 м, возвышенностей -200-500 м, плоскогорий - 500-800 м.
А сейчас догадайтесь, о чем идет речь. (Об оврагах.)
Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются, у них крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности.
— Расскажите, что вы знаете об оврагах, где вы их видели. (Рассказы детей.)
2. Работа по учебнику
— Узнаем что-то новое об оврагах, прочитав текст на с. 139—140 учебника.
(Ученики самостоятельно читают текст.)
— Что нового узнали? (Овраг превращается в балку.)
— Предлагаю вам сравнить овраги и балки — сходства и отличия отразите в таблице.
Сходства Различия
Овраг Балка
(Работа проводится в парах с последующей коллективной проверкой.)
— Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами на с! 141 (второй абзац). О каких методах борьбы с оврагами вы узнали? (Ответы детей.)
— А может, не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? (Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т. д.)
V. Первичное закрепление
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 2 на с. 67. (Записать определения оврага и балки.)
2. Работа в группах
— Так надо ли охранять поверхность земли?
(Ученики обсуждают этот вопрос в группах. Выслушать мнения каждой группы.)
— Проверим себя, прочитав текст на с. 140 учебника. (Ученики самостоятельно читают текст.)
— Как теперь бы вы ответили на этот вопрос?
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Работа по учебнику С. 143-144
— Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать о необычных горах.
Чем же они необычны? (Эти горы необычны тем, что их создал человек.)
— Как называются эти горы? (Терриконы.)
Они - незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.
— Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? (Терриконы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых.)
— Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)
— Как люди борются с ними? (Привозят почву, высаживают растения.)
Еще одно неприятное зрелище - свалки. Места, занятые строительным мусором - битым кирпичом, осколками стекол, плитами и др., уродуют поверхность нашей земли. Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах. Свалки разравнивают, засыпают землей, высаживают растения. Очень надеюсь, что когда вы вырастете, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 3 на с. 67. (Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)
Игра «Узнай меня»
• Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)
• У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)
• Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.)
• Я — углубление на земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарником. (Балка.)
• Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)
3. Работа с CD (Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы узнали сегодня на уроке?
— Какова поверхность нашего края?
— Какой вред приносит овраг людям? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 142 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?
— Удалось ли нам выполнить всю работу?
— Какие трудности возникли в работе?
— Что показалось наиболее интересным?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 139-144 учебника.
2. Выполнить рисунок или модель поверхности своего края.
Дополнительный материал
Кунгурская пещера
Кунгурская ледяная пещера расположена в Пермской области на берегу реки Сылва у города Кунгур. Длина пещеры - почти 6 км, в ней 60 залов и 30 озер. Экскурсионный маршрут имеет протяженность под землей полтора километра. Среди хаотического нагромождения упавших с потолка глыб можно увидеть ледяные наплывы. На стенах выросли ледяные кристаллы, а с потолка свисают сталактиты. Своды пещеры подпирают могучие ледяные колонны. Озера пещеры обитаемы, в них живут маленькие слепые рачки. В пещере очень темно, человек не видит даже свою руку. Эта пещера образовалась в процессе растворения водой гипсовых и карстовых осадочных пород.