ГОУ ЛНР «НОВОАННОВСКАЯ СОШ – ДС № 27»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
4 класс
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
НАШ КРАЙ
ПОВЕРХНОСТЬ РОДНОГО КРАЯ
УЧИТЕЛЬ: Е.А. ХВАТАНЮК
2016 г.
Дата проведения: 26 ноября 2015 г.
Тема: Наш край. Поверхность родного края.
Цели:
1) формировать представления учащихся о родном крае, познакомить с особенностями поверхности и географического положения Луганщины, учить работать с географической картой родного края;
2) развивать умение работать дополнительной литературой, развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интерес к изучению родного края.;
3) воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.
Оборудование:
учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, физическая карта Луганщины, иллюстрации с изображением пейзажев родного края, макеты «островов» с названиями разделов темы урока, макет корабля «Наш край», «рюкзак», печатные карточки, видеоролик - презентация «Наш край», карточки – смайлики, оценочные «билеты», проектор, компьютер, экран.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма урока: урок - путешествие
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА ( ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК» )
Учитель:
Утром ранним кто - то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко - рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло, тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок
- Покажите смайликом свое настроение
Я вижу что у вас сегодня прекрасное настроение.
Вы справитесь с любым заданием.
Готовы ли вы сегодня на уроке окружающего мира отправиться в дальнее морское путешествие? (Учитель указывает на макет корабля на доске)
- Готовы!
Чтобы отправиться в путешествие – мы должны взять с собой в дорогу .. как вы думаете что?... (ответы детей)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ( ПРИЕМ « КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»)
Самый главный багаж в жизни - это ЗНАНИЯ!
Давайте сложим их в наш рюкзак… ( на доске макет рюкзака ), но поместить их мы сможем туда только тогда, когда отгадаем загадки и дадим к ним объяснение.
Он стоит на тонкой ножке
В кабинете на окошке,
А на нём-то, веришь-нет,
Уместился целый свет! (Глобус)...
Что вы знаете о глобусе? (ответы детей )
Глобус - это модель земного шара на нём есть все материки, моря и острова, показаны все страны мира полюса, указаны параллели и меридианы.На глобусе синим цветом обозначены:океаны, моря, реки; коричневым – материки, горы, зеленым – равнины…
Эта лента голубая,
Не спокойная такая,
Меж лесами вьётся
И о берег бьётся.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То…. (Река.)
- Что вы знаете о реках?
( Ответ ребенка:
Река́ – это постоянно текущая вода..Месторождения реки называется – исток. Место, где река впадает в другой водоем – это устье.. Русло – это канал, по котрому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение. Река имеет притоки - это когда в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.Река имеет правый и левый берег..Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными.Реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.На карте обозначены синей линией…)
В географии чертеж
На ковер большой похож.
И на нем моя страна
Из конца в конец видна. (Карта)
-Что вы знаете о карте?
( Ответ ребенка:
Карта – уменьшенное изображение всей земной поверхности или отдельных ее частей на плоскости.Географические карты бывают: физические,исторические,местности. На них естьусловные знаки. (Например, моря, озера, реки – обозначаются голубым и синим цветами, горы – коричневым, равнины – зеленым..)
Вершина выше тополей,
Не видать ее корней,
Все вверх и вверх она идет,
Но не растет. (Гора)
- Что вы знаете о горах?
( Ответ ребенка:
Гора́ — участок суши, который выше 2000 тыс. метров. Горы имеют части - подошва, склон, вершина. На карте онии зображены коричневым или темно - коричневым цветом, в зависимости от высоты…)
Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море)
- Что вы знаете о море?
( Ответ ребенка:
Море – часть океана, которая вдается в сушу. Некоторые моря являються частью другого моря ( например: Азовское море — часть Черного моря . На карте обозначены от голубого до темно – синего цвета, в зависимости от глубины.
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров)
-Что вы знаете об острове?
( Ответ ребенка:
Остров - это участок суши, со всех сторон окружен водой. Он отделенный от материков. На карте обозначен коричневым цветом.)
( ПРИЁМ «ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»)
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
-А вы знаете, друзья?
- Родина
(Учитель переворачивает карточку )
- Ребята, мы можем взять это понятие в рюкзак?
-Нет
-Почему?
- Мы его не учили
- Мы с ними обязательно встретимся в нашем морском путешествии на корабле «Наш край». Изучая наш край на уроках, мы пополним свой рюкзак новыми знаниями. Я предлагаю с вами начать наше путешествие на нашем корабле по океану Знаний с остановками на островах. А что же на них будем изучать сейчас посмотрим.
Демонстрация фильма « Наш край – Луганщина »
(ПРИЕМ «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)
«Поверхность нашего края,
Водоемы нашего края,
Подземные богатства нашего края,
Земля – кормилица,
Жизнь леса, луга,
Жизнь пресного водоема нашего края
Растениеводство в нашем крае,
Животноводство в нашем крае»
- Это путешествие будет не один урок.
Обратите внимание, у вас на партах лежат «билеты» на корабль. В них вы будете выставлять заработанные баллы на уроке. По этим оценкам я вам выставлю тематический балл.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
- Каждый новый урок мы будем останавливаться на новом « острове» и узнавать много интересного о нашей Луганщине.
- Ребята, вспомните фильм и скажите на какой «остров» мы сегодня отправляемся?
- Мы сегодня отправляемся на остров «Поверхность нашего края»
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
- Каковы цели нашего урока? (Ответы детей)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Вступительная беседа
Весь урок с нами будет путешествовать наше солнышко
Оно укажет нам дорогу к новым знаниям.
- Продолжаем наше путешествие по карте. (Учитель вывешивает физическую карту Луганщины.)
- Рассмотрите карту. Какие цвета вы видите на ней? (Ответы детей)
- Географические карты обычно бывают цветными. Поверхность Земли, воду изображают различными условными цветами. Воду на Земле (океаны, моря, реки, озера) изображают на карте синим цветом; горы - коричневым; равнины - зеленым цветом.
- Для чего люди придумали карты?
- Чем изображают на карте разные формы земной поверхности, страны, города и села?
- Расскажите, как выглядит планета Земля? Где находится Луганщина на карте?
- Запомните! Карта - это уменьшенное изображение местности.
Давайте вспомним правила работы с картой.
Правила роботы с картой.
1) Стой у карты справа и показывай объекты на карте указкой правой рукой.
2) Показывай не надпись, а сам объект.
3) Названия произноси точно и чётко
(Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной).
Физкультминутка
Ученики становятся возле парт, учитель условными цветными карточками показывает поверхность Земли (горы - руки вверх; вода - руки в стороны).
Продолжение беседы
-Где остановились мы сейчас?
-Что вы можете сказать, изучив карту. (Мы остановились на Восточно – Европейской равнине. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета).
- Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
-Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности)
- Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности).
-Да. Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина».
- А сейчас держим путь к нашей Родине. (Солнышко закрепляется над Луганском).
Учитель:
Луганщина расположена по обе стороны речки Северский Донец.Административная столица края – город Луганск. На севере область граничит Белгородской, на востоке Воронежской, а на юге с Ростовской областями Российской Федерации. На юго-западе соседствует с Донецкой, а на северо-западе с Харьковской областью.
Область простирается с севера на юг более чем 270 километров, а с запада на восток 170 километров. Территория области составляет 26,7 тысяч квадратных километров
Луганск расположен в месте слияния реки Лугань с рекой Ольховая. Общая площадь земель города в его границах составляет 28,6 тыс. га.
Главная улица города — Советская, центром всех крупных мероприятий является Театральная площадь.
- Ребята, посмотрите на и определите, какие формы поверхности есть в крае, как они называются.
(Солнышко закрепляется на северо-западной части Луганской области).
Подготовленные сообщения сильных учащихся:
1. Поверхность Луганскойобласти в основном равнинная и является частью Восточно-Европейской холмистой равнины. Поверхность области представляет собой волнистую равнину, которая повышается от долины Северского Донца на север и на юг, где располагается Донецкий кряж.
2. Область богата высококачественными углями. Запасы угля исчисляются десятками миллиардов тонн. Две трети составляют антрациты и другие энергетические угли, треть — коксующиеся угли. Во многих районах распространены строительные материалы: известняк, песчаник, мел, мергель, различные глины, которые хорошо используются в строительстве. Существует большое количество промышленных отходов, накопившихся в шахтных терриконах и отвалах, которые могут быть использованы в строительстве. Имеются месторождения природного газа.
3. В области находятся значительные ресурсы подземных пресных и минеральных вод. Минеральные воды отличаются большим разнообразием: бромные, хлоридно-натриевые, сероводородные, радоновые и другие воды, которые имеют лечебные свойства. В частности в имеется Дарьинское месторождение уникальных минеральных вод, которые близки по составу к водам «Ессентуки 20» и «Кишеневская».
4. Почвы плодородные, в основном чернозём. Область расположена в степной зоне. Лесов мало — около 7 % территории области, и они расположены преимущественно близ долин рек.
Продолжение беседы.
Учитель:
- Ребята, где расположилось наше солнышко? (Наше солнышко расположилось на юге нашей области).
-Определите, какие формы поверхности находятся к югу. Как они называются?
Учитель:
Юго-западную и южную части области занимает слабовсхолмленная .

Север и восток области занимают плоские равнины. Здесь область богата степями.

На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их. (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.)
- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной почвы.)
Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.

Оврагов очень много в нашей области. Овраги мы можем наблюдать даже вокруг нашего села.(Демонстрация фото или иллюстрации оврагов нашей местности)
- Ребята подготовили нам интересную информацию.
Подготовленное сообщение сильным учеником об оврагах, балках и терриконах
Овраг - это крутые, осыпающиеся склоны. Балка – это пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками склоны. Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называюттерриконы.
Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее.Они опасны. Занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду. Люди борятся с ними.Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.
- Спасибо, ребята. А сейчас давайте отдохнем.
3. Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревце все выше, выше.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1.Работа с учебником.
Самостоятельное изучение статьи
2.Фронтальная работа.
Ответы на вопросы учебника .
VI . ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель:
Посмотрите на карту.
- Покажите территорию Луганщины.
- Назовите административную столицу края. (Луганск).
- А теперь поиграем. Игра «Верю – не верю»
Стадия «Вызов»
Игра «Верю – не верю»
1.Верите ли Вы, что поверхность нашего края разнообразна?
2. Верите ли Вы, что большую часть нашего края занимают низменности?
3. Верите ли Вы, что территория нашего края гористая?
4. Верите ли Вы, что в нашем крае высокие горы?
5. Верите ли Вы, что на Луганщине много рек и озер?
6. Верите ли Вы, что территория нашего края не пригодна для занятий сельским хозяйством из-за гористости её поверхности?
VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
1. Практическая работа
- Найдите на где находится город Краснодон и наше село. Найдите на карте город Луганск.
2. Тестирование (приём «Тест»)
1. Закончи высказывание.
Углубление с пологими, поросшими травой склонами называется - ….
низина 2) балка 3) овраг 4) яма
2. Отметь, каким цветом обозначены низменности?
1) жёлтым 2) зелёным 3) коричневым 4) синим
3. Укажи карту, на которой обозначены районы и области страны.
1) физическая 2) историческая 3) политико-административная 4) карта полушарий
4. Назови небольшое возвышение на равнине.
1) террикон 2) холм 3) гора 4) балка
5. Подумай, что не разрушает поверхность земли?
1) ветер 2) человек 3) вода 4) растения
6. Отметь, какая бывает поверхность?
1) ровная 2) гористая 3) холмистая 4) овражистая
VIII. РЕФЛЕКСИЯ ( ПРИЁМ «ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»)
- Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу. Кому это сделать трудно, используйте следующие предложения:
1) Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.
2) Думаю, что эти знания мне еще понадобятся.
3) Пришлось подумать, отвечая на вопросы.
4) На занятии я работал в полную силу.
5) У меня больше нет вопросов.
6) И всё-таки я не понял(а) …
( Учитель оценивает учащихся, дети выставляют оценки себе в билеты под разделом «Поверхность нашего края»)
IX. ИТОГ УРОКА
- Что такое балка?
- Что такое овраг?
- Как можно использовать карьер?
(Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу )
- Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)
- Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.)
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( дифференцированное)
1. Для слабых учеников:
Стр. , отвечать на вопросы.
Для средних учеников:
Подобрать рисунки, фотографии о формах земной поверхности родного края.
Для сильных учеников:
Составить устный рассказ об одной из них.




