Р а з д е л I. Как устроен мир
У р о к 1
Тема урока: «природа»
Цели: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением живой и неживой природы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Знакомство с учебником
Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир» (Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс). Рассмотрите его обложку.
— Назовите автора учебника. (Андрей Анатольевич Плешаков.) Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. («Как устроен мир».)
— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Прочитайте на с. 4 название темы урока.
— Что мы узнаем на уроке? (На какие царства ученые делят живую природу.)
— Чему научимся? (Классифицировать объекты природы.)
Итак, на уроке мы познакомимся с разнообразием природы,
научимся классифицировать объекты природы, будем говорить
о ценности природы для людей.
Физкультминутка
И г р а «Живое-неживое».
– Я показываю слова. Если это объект живой природы, показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.
Снег, ласточка, дождь, заяц, мальчик, гора, дождь, медведь, солнце.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Классификация объектов природы
— Отгадайте русские народные загадки.
• Не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнем на ноге; не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух.)
• Тонка, длинна, одноуха, остра, всему свету красна. (Игла.)
• Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. (Солнце.)
• В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане. Богач не велик, а орешками наделит. (Орешник.)
• По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица. (Белка.)
• Ходит скалка по дороге, грузная, огромная. И теперь у нас дорога, как линейка, ровная. (Дорожный каток.)
• Этой бабке сто лет, горба у нее нет, высоконько торчит, далеконько глядит. Придет смерть за старушкой, станет бабка избушкой. (Сосна.)
• Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук.)
• Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб.)
• Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь.)
(По мере отгадывания загадок учитель прикрепляет на доску картинки-отгадки.)
— На какие две группы можно разделить эти предметы? (На природные объекты и те, что созданы руками человека.)
— Перечислите природные объекты. (Петух, солнце, орешник, белка, жук, гриб, сосна, дождь.)
— На какие две группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.)
— Назовите объекты живой природы. (Петух, орешник, белка, жук, гриб, сосна.)
— Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь.)
— Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука).
(Учитель на доске записывает термин и развешивает картинки.)
— Внимательно рассмотрите объекты живой природы на доске. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)
Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов.
(Учитель записывает термин на доске.)
Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы — бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп — увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы.
— Назовите объекты царства животных.
— Назовите объекты царства растений.
— Назовите объекты царства грибов.
— Назовите объекты царства бактерий.
— Нарисуйте схему.
Физкультминутка
V. Беседа «Значение природы для людей».
– К какой природе относится человек?
– Влияет ли природа на общее состояние здоровья человека?
Ч т е н и е т е к с т а «Значение природы для людей» (с. 5 в рабочей тетради)
VI. Работа со словарем.
Если остается несколько минут, стоит показать детям алгоритм работы:
1) запись терминов;
2) вычитывание значения термина в учебнике или словаре;
3) запись значения в словарик;
4) прочтение записанного.
VII. Итог урока.
Ч т е н и е в ы в о д а по теме «Природа».
– Что нового вы открыли для себя?
Домашнее задание: прочитать текст (с. 4–6); вопросы (с. 7); задания 1, 2 (с. 8).