Учитель: Здравствуйте ребята, прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Посмотрите все ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш. Обучающиеся: проверяют готовность к уроку. У: Вам было задано домашнее задание, давайте проверим его. (Рабочая тетрадь с. 6-7) Но чтобы мне всех вас проверить, несколько человек решат задания на карточках. 1.Прибор для измерения температуры ___________________ 2.Запишите правильно температуру: 10 градусов мороза ____________ 8 градусов тепла ____________ 30 градусов жары ____________ 3.Вставьте пропущенные слова: Одной из важных характеристик погоды является ___________. Ее измеряют с помощью __________________. Единица измерения температуры ____________________. Термометр указывает температуру __________, __________, ________, __________. У: Вы ведете дневники наблюдений, давайте откроем их и посмотрим какие характеристики выделяются при записи. О: Облачность, температура воздуха, осадки, ветер. (таблички на доску) У: Давайте запишем сегодняшнюю погоду. Что вы наблюдаете за окном? О: ясная погода. У: что мы отметит в графе один? О: (облачно, ясно, переменная облачность) У: В следующей графе записывается температура воздуха? О: запись температуры У: Есть ли сегодня осадки? Если есть, то, какие? О: да/нет У: в последней графе ветер мы ставим галочку, если он есть. О: отмечают ветер. У: Молодцы ребята, на доске вывешены таблички, догадайтесь что это? О: Прогноз погоды. (Табличка на доску) У: Правильно, скажите, что входит в прогноз погоды? Что вы узнали? О: осадки, температуру воздуха, ветер, облачность. У: Все ли характеристики мы с вами выделили? Что вы узнали из прогноза погоды новое? О: давление и влажность воздуха. У: Что такое влажность воздуха? О: Влажность воздуха – это плотность водяного пара в воздухе. У: Что такое давление воздуха? О: Давление воздуха – (атмосферное давление) - это сумма парциальных давлений сухого воздуха и водяных паров. Оно может быть низким и высоким. Нормальным атмосферным давлением называют давление на уровне моря при температуре 15 °C. Оно равно 760 мм рт.ст. У: Давайте дополним нашу схему. ПРОГНОЗ ПОГОДЫ У: Сейчас мы с вами перечислили характеристики погоды. Вспомним, какие приборы необходимы для каждой из характеристик. Соотнесите характеристики и приборы Осадки – осадкомер Ветер – флюгер Температура – термометр Влажность – психрометр (гигрометр) Давление - барометр У: Какие приборы нам известны? О: Термометр, флюгер У: Давайте вспомним, что такое термометр. Назовите основные части термометра. О: шкала с делениями, стеклянная трубка наполненная жидкостью, граница между градусами тепла и холода. У: Молодцы, что измеряет термометр? О: температуру (тела, воздуха, воды) У: В классе температура воздуха +25, покажите эту температуру на своих термометрах. У: Какие виды термометра вы знаете? Соотнесите названия и виды термометров: О: уличный - Комнатный - Медицинский – У: Что нам нужно изучить? О: Барометр и осадкомер (соотнести) У: Рассказ о барометре. У: Как вы думаете для чего необходим прогноз погоды? О: как одеться, для летчиков и т..д. У: Молодцы, а кто наблюдает за погодой. О: Метеорологи и синоптики У: Правильно давайте узнаем, что это за профессии. О: читает в словаре обозначение слов Метеоролог – это специалист, задачей которого является сбор сведений о процессах атмосферы, подготовка долгосрочных прогнозов погоды. Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях, данные используют в сельском хозяйстве, авиации и судоходстве, градостроительстве. Синоптик – специалист в области, метеоролог, дающий прогнозы погоды на основании синоптических карт. У: Правильно, давайте откроем учебник стр. 40 и проверим свои знания. О: читают текст по абзацу. У: Так какими же приборами пользуются метеорологи и синоптики? О: термометр, осадкомер, флюгер, психрометр, барометр. У: Правильно по данным приборам проводят измерения, а где же они располагаются? О: На метеостанциях (фото метеостанций) У: Правильно! Прочитаем с.41 учебника, чтобы проверить правильность наших знаний. О: читаю текст. У: Что должны знать синоптики, чтобы составить прогноз погоды? О: температуру, облачность, ветер, осадки, влажность, давление. У: Для чего же необходим прогноз погоды? Для чего ты интересуешься погодой? У: Что может случиться у фермера, летчика, капитана корабля, если они не узнают прогноз погоды? О: предупреждение об опасности (смерчи, ураганы). Способы прогнозирования: У: Знаете ли, приметы о погоде? О: отвечают У: А вы знали, что растения и животные могут предсказывать погоду? Послушаем ребят с докладами. (4 человека) А вы в это время внимательно слушайте и запоминаете всех животных и растений, которые могут предсказать погоду. У: Какие животные могут предсказывать погоду? О: муравьи, пауки, кузнечики, ласточки У: Какие растения предсказывают погоду? О: кислица У: Есть много примет про погоду. Какие знаете вы? Соотнесите начало приметы и ее конец. Гром в сентябре предвещает … долгую осень. Если ласточки летают высоко … быть хорошей погоде. Воробьи купаются в песке … к дождю. Поздний листопад … к суровой и продолжительной зиме Появились комары поздней осенью … к мягкой зиме. У: Чтобы нам закрепить своим знания мы проведем небольшую самостоятельную работу. На листочках подпишите имя и фамилию. Задание: Вставьте пропущенные слова в тексте. В прогноз погоды входят: температура, осадки, ветер, облачность, __________ и _______________. Давление может быть низким и ____________. За погодой наблюдают ____________ и _________________. Они используют приборы: термометр, флюгер, осадкомер и ___________. Погоду могут предсказывать ___________________ и ______________. У: Кто справился, ручку на локоток и я подойду за листом. Молодцы ребята, а сейчас открываем рабочую тетрадь №24. Прочитайте задание. О: Нам нужно составить карту погоды на вчерашний день. О: записывают в тетрадь данные. У: Давайте подведем итог нашего урока. Что сегодня на уроке вы узнали нового? О: прогноз погоды, характеристики погоды У: Какие характеристики погоды вы запомнили? О: осадки, ветер, облачность, давление, влажность, температура. У: Кто наблюдает за погодой? О: метеорологи и синоптики. У: Как вы запомнили кто это? У : Кто может предсказывать погоду? О: Животные и растения. У: Скажите примету, которую вы запомнили сегодня на уроке. Учебник стр.40-42 Рабочая тетрадь №№25-26 |