Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г.Белорецк
Конспект по окружающему миру на тему:
«Леса России. Лес и человек»
Автор:
Триго Ольга Петровна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №10 г.Белорецк
2019 год
Урок окружающего мира
Тема: «Леса России. Лес и человек», 4-й класс
Цель урока : сформировать у учащихся представление о лесной зоне, как природном сообществе.
Цели деятельности учителя : Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Задачи:
Знать географическое положение зоны лесов на карте.
Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
Познакомить с растительным и животным миром.
Ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;
Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: Презентация «зона лесов», , карточки с заданиями теста «Тундра». Интерактивная доска, компьютер;
Основные понятия: тайга, смешанный лес, широколиственный лес
ХОД УРОКА
Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
1мин.
II. Проверка домашнего задания
1. – По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это была зона тундры)
Слайд 2
Географическое положение, почвы, растительный и животный мир.
Кто такие поморы?
Ребята , а вы рубрику «жил на свете человек» читали? Расскажите о братьях Лаптевых 5 мин
2. Выполнение теста «Тундра» (каждому ученику дать листочек с тестом).
Продолжи предложение (высказывание)
1) Зона тундры расположена...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2) В тундре...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
3) Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
4) К тундровым растениям относятся ...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
5) В тундре обитают...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы. 2 мин.
3. Проверка выполнения теста (взаимопроверка).
– Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы.
(работа в парах-взаимопроверка)
Проверка по эталону.
Слайд 3
III. Самоопределение к деятельности. Работа над новой темой 20 мин.
– Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону. Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и узнаете, о какой природной зоне мы будем сегодня говорить.
Дом со всех сторон открыт, Кто, как только жарко станет,
он резною крышей крыт. Шубу на плечи натянет,
Заходи в зеленый дом – А настанет холод злой –
Чудеса увидишь в нем! (Лес) Скинет с плеч ее долой?(Лес)
Слайд 4
– Да, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов.
(Учитель показывает на карте зону лесов России) Р.т с.8-9
Далее учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
– А где находится зона лесов относительно зоны тундры?
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
– Какая у зоны лесов земная поверхность?
– Какая она в сравнении с другими природными зонами?
– Итак, сделаем вывод.
Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.
– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)
– Правильно в этой природной зоне три части: самая большая часть – это…тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса –это… тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – это…широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.
Итак почему же эти части так называют, и кто обитает в этих краях мы постараемся разобраться в группах.
Работа в группах.
.
Слайд 5 приложение 1
1 группа
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картины «Тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.
В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария)
Слайд 6
2.Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Слайд 7
3. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосновом лесу»).
Слайд 8
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Слайд 9
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Слайд 10
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Слайд 11
2 группа приложение 2
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).
Слайд 12
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
Слайд 13
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
Слайд 14
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
Приложение 3
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, Размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).
Слайд15
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Слайд 16
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
Слайд 17
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
Слайд 18
Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у клена крылатые.
VI. Продолжение новой темы. Рассказ о животных зоны лесов.
– Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.
Скажите, мы всё изучили о зоне лесов?
– О ком мы будем сейчас говорить? (о животных)
Рассказ учителя о животном мире лесов.
Слайд 19
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок).
Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Слайд 20
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Слайд 21
Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Слайд 22
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Слайд 23
Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Слайд 24
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Слайд 25
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Слайд 26
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
VII. Закрепление изученного
(использовала интерактивный тренажёр по природным зонам)
Слайд 27
Итак
– Какие бывают леса? (Тайга, смешанный лес, широколиственный).
Слайд 28
Рефлексия слайд 45
VIII. Домашнее задание
Учебник стр. 18- 29 ,подготовить выступление по теме Пинежский Жигулёвский заповедник иР.т.стр.10№7,8,9. или В.К.Арсеньев и Р.т.стр.10№7,8,9.
Анализ урока по окружающему миру,
по теме «Леса России. Лес и человек».
Учитель: Триго Ольга Петровна
Цель посещения: состояние преподавания уроков окружающего мира
Дата:25.10.19 г.
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Количество учащихся в классе: 22 Количество учащихся на уроке: 22
Тема урока: «Леса России. Лес и человек»
Тип урока: урок введения нового знания
Структура урока полностью соответствует его типу.
Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Целью урока было сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
Задачи:
Знать географическое положение зоны лесов на карте.
Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
Познакомить с растительным и животным миром.
Ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;
Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: Презентация «зона лесов», , карточки с заданиями теста «Тундра». Интерактивная доска, компьютер;
Основные понятия: Презентация «зона лесов», , карточки с заданиями теста «Тундра». Интерактивная доска, компьютер;
тайга, смешанный лес, широколиственный лес
Использовалось следующее оборудование:
Учебник А.А. Плешакова «окружающий мир», 4 класс; рабочая тетрадь к учебнику; презентация «зона лесов», , карточки с заданиями теста «Тундра», интерактивная доска, компьютер; гербарий; записи голосов птиц; муляжи и фотографии грибов; картины И.Шишкина; панно с растительным и животным миром леса.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Личностные результаты:
- самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учить отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;
-делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные
- уметь оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- уметь объяснять мир: приводить примеры «природного сообщества» в лесу.
В данном уроке отражена метапредметная тема «Знание и незнание», т.к.
дети уже знают основные признаки деревьев, кустарников, травянистых растений, но не знают, что они располагаются ярусами.
Знают цепи питания, но не знают, что это природное сообщество.
На уроке были использованы следующие методы :
-по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)
наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение)
практические (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе с толковым словарем)
-по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (работа в группах с гербарием, работа в парах в тетради на печатной основе, раздаточным материалом )
был использован проблемно-поисковый метод ( при работе с гербариями, при заполнении таблиц в тетради, работе с толковым словарем)
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье - сберегающая технология была включена физминутка.
Урок «виртуальное путешествие» позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.
Урок целей достиг.