Конспект урока ОКМ в 4 класс
Учитель: Юнусова Р.Г.
Тема: Движение Земли.
Цель: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца, представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов: развивать познавательную активность детей, обобщать, делать выводы.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: воспитывать интерес к познанию окружающего мира
Предметные УУД: вспомнить изученное ранее о звёздах и планетах, о солнце, и Земле
Метапредметные УУД: дать элементарное представление о планете Земля, и жизни на ней;
Личностные УУД: положительно относиться и проявлять интерес к изучению окружающего мира;
Основные понятия: солнечная система, земля, орбита, ось, меридиан
Межпредметные связи: литературное чтение
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. 10-12мин
Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Кто может назвать тему?
Проверка домашнего задания Приложение 1. Тест «Карта полушарий»
- На столах вы видите листочки с вопросами по пройденной теме. Выполните задание, вставив пропущенные слова. Читайте внимательно!
- Объединитесь в группы и проверьте ответы.
- Кто не сделал ни одной ошибки? Поднимите руку
- Кто допустил одну ошибку? Поднимите руку
Постановка учебной задачи.
- Ну что ж, а сегодня нас ждет изучение новой темы.
- Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок.
1) Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)
Верно!
2) Нет начала, нет конца,
Нет затылка, нет лица,
Только знает млад, да стар –
Что она огромный шар! (Земля)
3) ребус. Ответ – вращение
4) ребус. Ответ – ось.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
- Вот такие слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)
- Как бы назвали наш сегодняшний урок? (Движение Земли вокруг своей оси и ее вращение вокруг Солнца)
- Проверим свои предположения. Откройте учебники на стр. 106.
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания.
- Вспомним, чем звезда отличается от планеты. (Главное отличие планет от звезд в том, что они движутся вокруг общей звезды — Солнца, их множество: планеты, спутники планет, астероиды (малые планеты), а Солнце — одно.)
- Какая звезда расположена к нам ближе всего? (Солнце)
- Предлагаю вам просмотреть видео «Вращение Земли вокруг своей оси».1- 2
Вывод:
– Ось Земли – воображаемый стержень, вокруг которого вращается земное тело. Крайние точки выхода земной оси называют полюсами – Северный и Южный.
Экватор располагается на одинаковом расстоянии от полюсов и делит земной шар на Северное и Южное полушария.
Опыт 1. Поставим на стол яркую лампу. Она будет изображать Солнце. Отойдем с глобусом на некоторое расстояние от лампы так, чтобы можно было носить глобус вокруг лампы; середина глобуса должна оставаться на уровне лампы, а подставка глобуса — быть параллельной полу. /Объяснение учителя о смене времени суток/
Запишите в тетрадь: Смена дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси (сутки)
– Наш организм приучен жить в периоде – день-ночь, с чередованием сна и бодрствования
У Земли два главных движения: суточное — вокруг ее воображаемой оси, за 24 часа, и годовое — вокруг Солнца, за 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.
Просмотр видео «Вращение Земли вокруг солнца» 3 - 5
Земля движется вокруг Солнца со средней скоростью 30 км в секунду, т. е. 108 тыс. км в час.
При движении Земли вокруг Солнца земная ось наклонена к плоскости своего пути всегда под одним углом.
– На Земле происходит чередование времен года. Как мы определяем эту смену? Назовите признаки изменений в Природе. /Ответы обучающихся/
- Вы абсолютно правы. /Продолжение демонстрации опыта, объяснение учителя о смене времен года/ Отметить, что при годовом движении Земли вокруг Солнца направление оси ее остается все время неизменным. Благодаря движению Земли вокруг Солнца и неизменному наклону земной оси к плоскости ее орбиты, происходит смена времен года.
Схема движения Земли вокруг Солнца и смена времен года.
Запишите определение: Смена времен года – вращение Земли вокруг Солнца (год)
– А почему мы с вами не летаем, а постоянно находимся на земле, несмотря на то, что Земля постоянно находится в движении? /Ответы обучающихся/
- Вы правы! Действует сила притяжения – гравитация.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
Проектная работа «Пояса Земли».
Самира: Вы знаете, что Солнце – источник тепла и света для всего живого на Земле. Давайте еще раз посмотрим, как Солнце освещает нашу планету. Перед вами схема нагревания Земли.
Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Света больше попадает на среднюю часть земного шара, а полюсы освещаются меньше. Средняя часть будет нагреваться сильно, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.
Солнечные лучи на среднюю часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности и, соответственно, нагревают поверхность меньше.
В соответствии с распределением тепла выделяют три тепловых пояса. На глобусе и картах они обозначены пунктирными линиями: Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.
Так выглядит наш земной шар, разделенный на тепловые пояса. Хотя на глобусе и на карте пояса и разграничены, на самом деле между ними нет резкой границы.
Работа по карте полушарий.
Ислям: Показ на карте. Мы живем на материке Евразия. Большая часть материка находится в умеренном поясе и небольшая часть – за Северным полярным кругом в полярном поясе. Из этих наблюдений о климате в умеренном поясе можно сказать, что у нас зима холодная, лето теплое, иногда жаркое, а весна, осень прохладные.
В умеренном поясе четыре времени года.
- Какие материки находятся в тропическом поясе? Покажите.
Динара: Африка, Южная Америка, северная часть Австралии.
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии «Африканская саванна», «Сахара», «Тропические леса».
- Что вы можете сказать о тропическом поясе?
Динара: В тропическом поясе жарко круглый год, поэтому там много разных видов растений и животных.
- В тропическом поясе удивительно разнообразен растительный и животный мир.
А теперь отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге?
Фатима: Антарктида, северная часть Евразии, острова Северной Америки.
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии «Ледяная пустыня», «Полярная ночь», «Полярный день», «Северное сияние».
- Что характерно для полярного круга?
Фатима: Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывают полярный день и полярная ночь, северное сияние.
- Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом, его лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 3 – 4 мин.
Групповая работа. Тест «Движение Земли и тепловые пояса»
Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону.
Смена дня и ночи происходит …
Объясните, почему происходит смена времен года?
Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли? (Расположение Земли относительно Солнца. Направление солнечных лучей на нашу планету.)
Какие тепловые пояса есть на Земле? (Полярные пояса, умеренные пояса, тропический пояс.)
Представьте себе, что ось Земли приняла вертикальное положение. Что измениться на Земле? Приведет ли это к проблемам для человечества?
VI. Итоги урока. Выставление оценок.
- О чем на уроке мы сегодня с вами говорили?
- Что для себя интересного узнали?
Домашнее задание: Прочитайте текст стр.106- 109, РТ стр. 43 з. 96, 98, 99.