СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Африка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Познакомить с природой и важнейшими народами Африки, их достижениями.
  2. Научить использовать карты для получения информации
  3. Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
  4. Беречь богатства природы в повседневной жизни

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Африка"»

Гусева Наталья Анатольевна, высшая категория,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3»


Окружающий мир

2 класс

Тема: «Африка»

Цели урока:

1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

  1. Познакомить с природой и важнейшими народами Африки, их достижениями.

  2. Научить использовать карты для получения информации

2- я линия развития – уметь определить свое отношение к миру

  1. Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

  2. Беречь богатства природы в повседневной жизни

Интеллектуальные общеучебные умения.

  1. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  2. Понимать в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи.

  3. Находить необходимую информацию в учебнике. Коммуникативные общеучебные умения.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Минимум:

Для докладчиков: ребята – докладчики должны освоить свои темы и познакомить одноклассников с особенностями Африки. Представить перед «членами географического общества» найденный материал о климате, животных Африки, растениях, населении.

Ребята – докладчики должны научиться самостоятельно отбирать необходимый учебный материал и дополнительный материал по теме, использовать карту и иллюстрации.

Оборудование: Физическая карта Африки, иллюстрации животных Африки, презентация к уроку, задание для самопроверки, задание для работы в группе.

  1. Организационный момент.

- Ребята, мы побывали с вами в странах Азии (Индии, Китае, Японии, на Аравийском полуострове), сегодня мы продолжим наше путешествие по странам мира. Какое настроение возьмем с собой?

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

Отгадайте загадки:

1.Царь зверей! Меня все знают,
Ценят, любят, уважают!
Но шутить со мной не надо,
Задрожишь под моим взглядом!
Хоть лежу порой лениво,
Ты ко мне не подходи.
Не сносить вам головы,
Коль разгневаются – (Львы).

  1. По лужайке целый час
    Бегает игриво
    Полосатенький матрас
    С хвостиком и гривой. (Зебра)

  2. По барханам я шагаю,
    Километры отмеряя,
    Гибка шея, чуть горбатый,
    Шерсть красива, рыжевата.
    А в горбу запас воды.
    Чтоб в пустыне без беды.
    Везти поклажу – вот мой труд,
    А зовут меня – (ВЕРБЛЮД!)

4. Длинноногий, горделивый,
Важный и неторопливый.
Шею длинную он носит,
И листву, как траву "косит".
Кто ответит, будет прав-
Это дядюшка ……(жираф).

5. Вот зеленое бревно,
По реке плывет оно.
Если речка эта Нил,
То бревно в ней......(Крокодил)!

  • На каком континенте обитают эти звери? (В Африке)

  • Значит куда мы сегодня отправимся путешествовать? Какова тема нашего урока? (Африка)

- Ребят, я вам хочу сказать об Африке со слова самый

Самый жаркий материк земного шара

Самая длинная река – Нил

Самый высокий вулкан мира Килиманджаро

Самое длинное озеро мира - Танганьика

Самое теплое море мира - Красное

Самая большая пустыня на земле – Сахара

  • Какое из этих животных мы можем использовать в качестве транспорта? (верблюда)

  • Что бы вы хотели узнать из нашего путешествия по Африке? Какие цели мы перед собой поставим?

  • Какие растения растут в Африке.

  • Какие животные обитают в Африке.

  • Какие народы живут в Африке

  1. Совместное открытие знаний (работа в группах)

- Хорошо, мы разделимся на группы и будем собирать информацию из текста и карт учебника. Попросим наших ученых-путешественников (готовивших доклад об Африке) быть нашими консультантами и помогать группе готовить выступление.

Раздать карточки с заданием

1 группа – географическое положение и климат Африки

2 группа - географические объекты Африки

3 группа – растительность

4 группа – животный мир

5 группа - пирамиды Египта

6 группа – население Африки

У каждой группы есть задание, которое она должна выполнить в течение 1 минуты.

Слово предоставляется консультанту 1 группы

1 группа – географическое положение и климат Африки (показывает на физической карте у доски)

Слайд 2.

Африка – большой материк и часть света. Ее омывают Атлантический и Индийский океаны.

Африка – второй в мире по величине континент после Евразии. Африку от Евразии разделяет Гибралтарский пролив, Средиземное море и Красное море. (показать по карте)

Это самый жаркий материк на Земле. На севере Африке зарегистрирована самая высокая температура на Земле + 580С в тени в городе Триполи, в Ливии. (карта)

На равнинах Африки не бывает отрицательных температур в течение всего года.

О географических объектах расскажет …

2 группа - географические объекты Африки

Весь север Африки занят пустыней Сахара. Днем поверхность земли здесь раскаляется так, что на камнях можно жарить яичницу. Ночью становится холодно : холоднее, чем бывает летней ночью у нас.

Места в пустыни, где есть пресная вода, называется оазисами.

Остальную часть составляют тропическая степь – саванна, и в центре материка находятся непроходимые леса. Егор

Нил - одна из самых длинных рек на свете. «Нил» в переводе –река. Его истоки лежат в зоне влажных тропических лесов. Дожди там идут каждый день, после обеда.

Если Нил – самая длинная река Африки, то Конго – самая многоводная. (карта)

Река Нигер – в переводе с латинского «черный», означает «река в стране черных людей».

Вблизи истоков Нила находится самая высокая гора Африки – потухший вулкан Килиманджаро. (карта)

Это единственное место в Африке, где можно увидеть снег. Многие горы Африки имеют плоскую поверхность. Столовая гора названа так, потому что похожа на стол.

Слово предоставляется консультанту 3 группы …

3 группа – растительность

Лето в саваннах дождливое, а зима сухая. Такую смену сезонов выносят немногие деревья – это баобабы и акации. Зато очень хорошо растет трава.

Удивительные растения Африки - презентация

Многочисленная африканская растительность может похвастаться огромным количеством экзотических растений, некоторые из которых больше не встретить ни в одном уголке мира!

Баобабы достигают в высоту 30 метров и 11 метров в ширину! Их бочкообразный ствол — вместительный сосуд для влаги, способный вместить более 120 000 литров воды, чтобы с комфортом переносить периоды засухи.

Раффлезия состоит из одного-единственного цветка.

Литопс предпочитает жаркую и сухую погоду.

Драконово дерево выглядит довольно странно, а сок дерева красный, что и обуславливает такое название вида.

Очередной рекорд растительного мира принадлежит Рафии королевской, своеобразной пальме.

Консультант 4 группы расскажет о животном мире. Филиппов Артем.

4 группа – животный мир

В Африке богатый и разнообразный животный мир. В саваннах – огромные стада копытных, на которых охотятся крупные хищники. В лесах много обезьян, в том числе и человекообразных – шимпанзе, горилл. Это самые умные звери, они умеют использовать предметы как орудия труда.

Горилла покрыта большой черной шерстью, рост взрослой гориллы достигает 2м, она обладает огромной физической силой.

У больших рек и озер живут бегемоты. Их грузное тело длиной до 4 м держится на толстых коротких ногах. Днем бегемоты находятся в воде, а ночью совершают набеги на поля местных жителей. Разъяренный бегемот опасен для человека и даже для самых сильных животных.

На территории Африки сейчас находится много заповедников, где охраняют животных.

Продолжат знакомство с животным миром …(Презентация)

Работа с учебником. С. 68

Найди травоядных и хищных животных. По каким признакам тебе удается их различить?

Растительноядные: Носорог Жираф Зебра

Антилопа имеют копыта, характерно для растительноядных, легче убегать.

Черепаха имеет тяжелый панцирь, чтобы защищаться, следовательно, она не нападает, а питается растительной пищей.

Хищные: лев, крокодил, гепард – острые зубы

Стервятник – острый клюв для схватывания и умерщвления добычи

Физкультминутка

Ребята, животных надо беречь и наш верблюд утомился, пока он отдыхает и мы отдохнем. Но мы не только разомнем мышцы, но и вспомним один из языков, на котором говорят в Африке. На французском сможем? На португальском? На английском?

5 группа - пирамиды Египта

Учитель

- Одно из самых древних государств на свете Египет. О его древности нам напоминают гигантские сооружения из камня – пирамиды. В них египтяне хоронили своих правителей – фараонов.

6 группа – население Африки

Люди в Африке живут издавна. Самое древнее государство – Египет. Здесь с давних пор люди занимались земледелием.

На севере континента живут арабы и берберы.

На юге люди негроидной расы. Низкорослые пигмеи и длинноногие масаи. Среди масаев много хороших спортсменов.

Учитель

На этом материке располагается 54 страны. Крупные страны: Алжир, Ливия, Ангола, Мадагаскар, Египет, Кения.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

-Кто бы хотел побывать в Африке?

- Образовать внешний и внутренний круг. Ребята сначала внешний круг расскажет: Почему для путешествия вы выбрали бы именно эту страну? что бы вам хотелось повидать в Африке.

1 минута.

-Теперь внутренний круг. 1 минута.

5. Итог. Самопроверка.

1. Холодный пояс, умеренный пояс, жаркий пояс.

2. Нил, Конго, Волга, Нигер.

3. Арабы, берберы, узбеки, негроидная раса.

4. Крокодил, страус, слон, белый медведь.

5. Баобабы, березы, пальмы.

Проверьте свои знания, сравнив ответы.

Кто выполнил все 5 заданий? 4 задания? – оценка 5 и 4.

Ребята-докладчики тоже получают 5 за устный ответ.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

а) Какова была цель нашего урока?

Посмотрите как много мы узнали сегодня на уроке и о животном мире и о растительном и о природных зонах, и о народах Африки.

Поднимите руку кому на уроке было все понятно. Спасибо.

На этой сладкой ноте завершим наше путешествие и получим сладкий приз.

8. Домашнее задание. Рабочая тетрадь С.64-65.
































Приложение 1

Виртуальная экскурсия


Здравствуйте! Я Ваш экскурсовод – Тимур. Мы рады приветствовать Вас в замечательной стране Египет! В историческом центре – городе Гизы. Сегодня мы с Вами познакомимся с историей Египта как древнейшего государства. Мы увидим уникальный семейный некрополь.

Но для начала немного окунёмся в историю Египта – колыбели цивилизации.

Как известно, Египет - это удивительная страна, сокровищница древних памятников и руин, родина мифов, сказок, легенд...

Египет... Египет - мечта любого ученого, изучающего историю древнего мира... Египет - это страна незаходящего солнца, волшебная страна, Родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры.

Египет – это грандиозные пирамиды и могущественные фараоны, величавый Нил и молчаливый Сфинкс.

Кто из нас с самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «древний Египет». Но самым удивительным является тот факт, что, ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою Родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя — «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности, соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср — «Населенное место, город», так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср.

Слово «Египет» пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса — Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее — одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны.

Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого.

Несмотря на всю красоту и волшебство страны в целом, именно пирамиды были и остаются главной достопримечательностью Египта. До настоящего времени сохранилось около 90 пирамид. Некоторые из них разрушились от времени. Часть пирамид засыпана песками.

Сегодня Вам предстоит познакомиться с одним из самых ярких объектов истории Египта и цивилизации в целом. Сегодня Вам предстоит познакомиться с единственным из «семи чудес света», дошедшем до наших дней. Это пирамиды Египта. Пирамиды Гизы…

Пирамиды Гизы - три гигантские гробницы фараонов Египта IV царской династии, воздвигнутые в 3-2-м тысячелетии до н.э.

Три пирамиды, которые Вам предстоит увидеть сегодня, называются пирамидами Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менакура).

Но для начала предлагаю перейти к первому объекту нашей экскурсии, являющемуся «воротами» к пирамидам, – Сфинксу.

1 остановка.

Объект показа: Сфинкс.

Вы видите перед собой гигантскую статую с телом льва и головой человека. Это Сфинкс. Великий Сфинкс – древний хранитель пирамид, устремивший свой взгляд из Египта на Восток, т.е. на ту точку горизонта, где в дни равноденствий встает Солнце.

Он высечен из холма известняка на тщательно выбранном месте. Здесь над общим уровнем известняка возвышается бугор высотой 10 м, из которого высечены голова и шея Сфинкса. Тело образовалось после того, как в пласте был вырублен по периметру ров шириной 5,5 и глубиной 2,5 метра. Общие размеры Сфинкса таковы: 72 метра в длину, 11,5 метра в плечах, 20 метров в высоту.

С Великим Сфинксом связано множество преданий и легенд. Одно из таких преданий гласит, что Сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты этого фараона. Согласно другой легенде Сфинкс представлял собой Бога Гора (сын Бога Ра), наблюдающего как восходит над горизонтом солнце.

В мифах древних греков Сфинкс – чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Сфинкс расположилась на горе близ города Фивы и задавала каждому проходившему загадку - «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Не сумевшего дать разгадку, Сфинкс убивала. Разгадал загадку Эдип - «Человек в детстве, зрелости и старости». После этого Сфинкс бросилась со скалы. Таковы предания…

Между лап Сфинкса Вы можете наблюдать стелу, воздвигнутую фараоном Тутмосом IV по окончании работ по очистке Сфинкса от песка. В то время песок засыпал Сфинкса до головы. С начала XIX века Сфинкса трижды приходилось освобождать от песка. Поэтому существует мнение, что Сфинкс был создан во времена, климат которых сильно отличался от современного.

Как вы уже могли заметить, Большой Сфинкс сильно повреждён. Голова Сфинкса одета в царский убор, но, к сожалению, нос его разбит, лицо изуродовано.

И всё же уже тысячи лет он отдыхает на плато Гиза на западном берегу Нила. В тишине он наблюдает за древним и современным мирами. Он стоит почти забытый в тени пирамид, но он - один из величайших. Он - Большой Сфинкс Египта, символ древнеегипетской цивилизации.

Единой точки зрения по поводу этих повреждений нет. Они отчасти являются следствием ветровой эрозии, отчасти обязаны пушкам мамелюков, которые упражнялись на нем в прицельной стрельбе.

В эпоху ислама пустыня погребла Сфинкса по самую шею, и статуя получила не то новое, но то очень старое имя – Абуль-Гол. «Вблизи одной из пирамид, - рассказывал в двенадцатом веке Абдель-Латив, - есть колоссальная голова, выглядывающая из земли. Ее называют Абуль-Гол».

А в четырнадцатом веке Эль-Макризи записал, что некий человек по имени Саим-эд-Дар «хотел искупить ряд религиозных ошибок (ислам запрещает изображать лицо человека), направился к пирамидам и обезобразил лицо Абуль-Гола, которое так осталось в этом состоянии до нашего времени». С момента этого надругательства началось наступление песков на обработанные земли Гизы, и люди связывают это с фактом надругательства над Абуль-Голом».

В 1991 году Франк Доминго, судебный эксперт нью-йоркской полиции, начал анализировать лицо Сфинкса. Он сделал реконструкцию лица и обнаружил, что оно полностью отличается от описания Хафра. Доминго заключил, что Большой Сфинкс и фараон Хафра были двумя абсолютно различными людьми.

Но, все же, большая часть работ сегодня направлена не на обнаружение новых тайн и проведение раскопок, а на сохранение величайшего чуда Египта.

В планах Египта уже фигурирует новый проект - стеклянный саркофаг вокруг Сфинкса, охраняющий божество от внешних воздействий.

А сейчас мы перейдём непосредственно к пирамидам Гизы – трём гигантским пирамидам фараонов Египта IV царской династии.

2 остановка.

Объект показа: пирамида Хеопса.

Поистине великолепны пирамиды Гизы - три гигантские гробницы фараонов Египта IV царской династии, воздвигнутые в 3-2-м тысячелетии до н.э. - самые древние среди «семи чудес света». Пирамиды представляют собой семейный некрополь. Ведь фараоны Хеопс, Хефрен и Микерин, по именам которых эти пирамиды названы, были родственниками. К слову, египтяне не называли своих правителей фараонами. Они величали их царями или таким экзотическим титулом как «Большой Дом».

Обратите, пожалуйста, внимание на самую высокую пирамиду некрополя – пирамиду фараона Хуфу, более известную как пирамиду Хеопса, так назвали её греки.

Пирамида Хеопса – легендарная пирамида Хеопса - свое название она получила по имени ее создателя – фараона Хеопса (около 2551-2528 гг. до нашей эры).

Строительство этой пирамиды велось под руководством прославленного зодчего Хефрена. Строительство пирамиды велось 20 лет. Обратите, пожалуйста, внимание на размеры пирамиды Хеопса. Площадь пирамиды Хеопса составляет около пятидесяти пяти тысяч квадратных метров. Ее высота - 146,6 метра. Длина каждой из четырех наклонных сторон - около двухсот тридцати пяти метров. Пирамида Хеопса сложена из 2 млн. 300 тысяч известняковых блоков, каждый из которых весит 2,5 тонны. Блоки очень плотно примыкают друг к другу. Поверхность пирамиды была облицована отполированными известняковыми плитами.

А задумывались ли вы, сколько людей одновременно строило эту гигантскую пирамиду?

Согласно описанию греческого историка Геродота в строительстве пирамиды участвовало более 100 000 человек. Пирамиду Хеопса возводили двадцать лет, и еще десять лет ушло на строительство дороги для перевозки известняка из каменоломни на востоке от Нила.

Как Вы видите, пирамида прекрасно сохранилась до наших дней, но правда стала она ниже на 9 метров из-за несколько поврежденной вершины.

Более 3500 лет внутренность Большой пирамиды не была потревожена никем: все входы в нее были тщательно замурованы, а саму гробницу, по представлениям египтян, охраняли духи, готовые умертвить каждого, кто попытается проникнуть в нее.

В пирамиде находится Большая галерея, имеющая ширину чуть больше 2 метров, длина - 46 м, высота стен - 2,3 м. Сводчатый потолок образуют семь ступеней каменной кладки, достигая высоты 8,5 метров от пола. Посередине пола вдоль всей галереи сделан канал глубиной 0,6 м и шириной около метра.

Это была самая легендарная и самая большая пирамида Египта. А теперь мы отправимся к Пирамиде Хефрена – второй по величине усыпальнице некрополя.

3 остановка.

Объект показа: пирамида Хефрена.

Не меньший интерес вызывает пирамида Хафры, четвертого фараона IV династии Египта, известного по греческим источникам под именем Хефрена.

Стоит заметить, что эта пирамида ненамного уступает пирамиде Хеопса по величине и по возрасту.

Первоначальная ее высота составляла 143,5 м, в настоящее время – 136,6 м. Сторона ее квадратного основания сразу после постройки была 215,25м.

Следует заметить, что пирамида Хефрена построена на более возвышенном месте и имеет более круто наклоненные стороны, она производит впечатление самой высокой пирамиды Египта.

Изначально перед храмом находилась пристань, куда причаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде помоста, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипос с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы «Т», стояли двадцать три статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий отдельно на каждую статую.

В этой пирамиде до сих пор находится пустой саркофаг с разбитой крышкой.

Уникальность этой пирамиды Египта состоит в том, что при объеме 16292000 куб. м свободное пространство пирамиды занимает менее 0,01%. На юг от пирамиды, точно по ее центру, стояла небольшая пирамида-спутница. Подземная часть этого сооружения сохранилась полностью. Очевидно, в этой пирамиде нашла вечный покой супруга фараона Египта Хафры. С полной определенностью ничего утверждать нельзя, поскольку в камере практически ничего не удалось обнаружить (за исключением пробки от одного из сосудов, на которой значилось имя правителя Египта Хафры).

Следует уточнить, как часто случалось с гигантскими пирамидами Древнего Египта, строительство пирамид производилось в несколько этапов. Правители Египта часто приходили к выводу, что первоначальный проект слишком скромен и их престиж требует расширения. Размер пирамиды увеличивался иногда в 8 раз по сравнению с проектировавшимся. Площадка для пирамиды обычно представляла собой естественное возвышение, господствовавшее над долинами Египта. Считается, что на земляные работы и подготовку площадки в Египте уходило до десяти лет.

С каждой пирамидой в Египте были связаны два погребальных храма, усыпальница Хефрена не исключение, один находился в непосредственной близости от пирамиды, другой ниже, в долине. Нил, главная река Египта, омывал их подножия. В Египте сохранился только нижний храм пирамиды Хефрена.

Завершит ансамбль великих пирамид Гизы усыпальница Микерина. Отправляемся к самой маленькой, но не менее интересной пирамиде некрополя

4 остановка.

Объект показа: пирамида Микерина.

Обратите, пожалуйста, внимание на пирамиду Микерина (Менкаура). Пирамида Микерина (Менкаура) – самая маленькая и самая «младшая» из всех трех пирамид комплекса Гиза. Эта пирамида – внука Хеопса.

Свою погребальную камеру фараон Менкаура повелел вытесать всего в 6 метрах под основанием, но на следующей фазе строительства опустил ее на более безопасную глубину. Для строительства пирамиды он приказал использовать крупные блоки, по размерам намного большие, чем в пирамидах Хуфу или Хафра. Он хотел ускорить строительство и поэтому не заставлял рабочих тщательно обрабатывать камень. Но, не смотря на спешку, которая чувствуется и через тысячелетия, до окончания строительства пирамиды Менкаура явно не дожил. Вероятно, он умер, когда она достигала примерно двадцатиметровой высоты, т.е. уровня гранитной облицовки.

Пирамида расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее строительство предположительно было закончено в 2505 г. до н.э.

Вы видите, что эта пирамида значительно меньше своих предшественниц - 108 м в основании, первоначальная высота - 66,5 м (в настоящее время - 62 м). Первоначально пирамиду покрывала облицовка из красного асуанского гранита почти на треть ее высоты, дальше ее сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной она была еще в 16 веке, пока ее не ограбили мамелюки.

Для строительства пирамиды использовались крупные блоки, по размерам намного большие, чем в пирамидах Хеопса или Хефрена. В отличие от остальных пирамида Менкаура стоит не на скальном основании, а на искусственной террасе из известняковых блоков. Погребальная камера сравнительно мала - всего 6,5х2,3 метра и высотой 3,5 метра. Потолок составлен из двух блоков, снизу вытесанных наподобие полуарки, так что создается впечатление свода. Стены погребальной камеры и входного коридора выложены отшлифованным гранитом, коридор с первоначальной усыпальницей и помещениями для погребальной утвари соединяла лестница.

Вход в пирамиду Микерина располагается прямо над тем местом, где мамелюки отказались от своих намерений. Гранитный коридор, занесенный песком, примыкает к душным помещениям.

Одним из основных исторических этапов пирамиды является потеря саркофага. Судьба распорядилась так, что саркофаг фараона, обнаруженный в 1837 году, затонул в океане, где-то за мысом Трафальгар. Согласно описаниям людей, участвовавших в раскопках, саркофаг был сооружен из базальта и украшен рельефами, изображавшими фасад царского дворца. Потеря саркофага в какой-то степени возместилась богатой скульптурной коллекцией, найденной в заупокойном храме. Наиболее ценные находки стали экспонатами Египетского музея в Каире и Музея изящных искусств в Бостоне.

Как вы могли заметить, Великие пирамиды - только часть обширного некрополя Гизы. К югу от третьей пирамиды находятся три связанные с нею небольшие пирамиды, окруженные общей стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади основания пирамиды Микерина. Принято считать, что в этих пирамидах были похоронены жены фараона.

Пирамида-спутница с восточной стороны, изначально облицованная розовым гранитом, была, без сомнения, предназначена для супруги фараона Хармер-Нсхти II.

Таким образом, весь комплекс производит впечатление построенного по единому первоначальному плану.

В наши дни, большая часть работ в Гизе направлена не на обнаружение новых тайн и проведение раскопок, а на сохранение величайшего чуда Египта. Это является первоочердной задачей, и, хотя некоторым и удается получить разрешение Совета на проведение раскопок около монумента, в надежде найти необнаруженные камеры, скрывающие секреты Атлантиды, в скором времени и эти работы будут запрещены.

На этом наше путешествие заканчивается. Мы сегодня познакомились с великолепным и загадочным, как впрочем, и в целом Египет, ансамблем Гиза. Узнали о его истории, основных достопримечательностях, познали его тайны и сокровища. Надеемся, что Вам понравилось сегодняшнее путешествие к загадкам египетских пирамид, и у Вас останутся светлые впечатления об этом месте. Хотелось бы пожелать Вам дальнейших поисков красивого и необычного в нашей обыденной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков и от великих людей в наследство. Всего самого наилучшего!

Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!