СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Посмотри вокруг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о сторонах горизонта ,умении определять стороны горизонта.Что такоеилиния горизонта 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Посмотри вокруг"»

Технологическая карта урока окружающего мира

Учебный предмет:

Класс:

Автор УМК (программы учебного курса):

Окружающий мир

2 класс

УМК «Школа России» А.А Плешаков

Тема урока:

«Посмотри вокруг»

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель урока:

Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом «Путешествия»; с понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта; формирование умения обозначать стороны горизонта на схеме.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: находить линию горизонта; различать стороны горизонта; обозначать их на схеме; моделировать стороны горизонта; получат возможность научиться: выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формулировать выводы на основе изученного материала.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.

Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике.

Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Умение слушать и понимать других.

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.


Межпредметные связи:

Литературное чтение

Ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point, глобус

Формы работы:

Фронтальная, групповая



Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать. Все загадки разгадать, научитесь наблюдать. Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.



Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

2.

Актуализация знаний и мотивация




Словесный: подводящий диалог



7

мин

- Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы о ней знаете?

- А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?


Прошло много времени, когда люди поняли, что Земля по форме напоминает шар.

А чтобы это понять, в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна.
- Посмотрите на иллюстрации и расскажите, какой видели нашу Землю мудрецы?


Отвечают на вопросы учителя, делают предположения, высказывают своё мнение

Также, люди думали, что Земля плоская, стоит на 3-х слонах, а слоны на огромной черепахе, которая плывет по нескончаемому океану. Они так думали только потому, что не понимали, как же Земля может быть круглой, и мы с нее не падаем.


П: анализ объектов с выделением существенных признаков


П: построение речевого высказывания



П: поиск и выделение необходимой информации



3. Постановка темы и цели урока, через «Открытие» нового знания


Словесный: подводящий диалог


Словесный: монолог учителя

10 мин

- Как вы думаете, правы были древние мудрецы?

- Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ «Как выгляди Земля», который написали В.Горькова и Ю.Авдеева.

- Так какой же формы Земля?

- В этом люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль.

Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар.(Слайд )

- Как вы думаете, почему так происходит?

Почти пятьсот лет назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение нескольких лет, обогнул Землю и вернулся обратно.

- Что доказало это путешествие?


- Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия?

- И вот в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли

- Что увидели космонавты в космосе?



- Правильно! Вот ещё одно доказательство: Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края.

- Учёные сделали модель Земли. Как она называется?

- Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас.
Продолжите моё предложение-вывод: 
«Путешествуя по Земле, вы увидите новые поверхности суши и воды, но никогда … не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.
Тема нашего урока: «Посмотри вокруг»

Но чтобы определить задачи урока, я предлагаю отгадать ребус. Работаем в парах.

а и

- Знакомо ли вам это слово? Кто слышал его раньше?

Задачи нашего урока – узнать, что такое горизонт и линия горизонта, познакомиться со сторонами горизонта, учиться обозначать стороны горизонта на схеме. 
- Перед вами вопросы, которые мы рассмотрим сегодня на уроке. 
1. Что называется горизонтом? 
2. Почему существует на Земле горизонт? 
3. Как изменяется линия горизонта при подъеме? 
4. Можно ли доехать или дойти до линии горизонта? 
5. В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта? 
6. Как определить стороны горизонта? 




- Это планета, на которой мы живем, она круглая









- Поднялись очень высоко, на луну и увидели землю, что она круглая




- Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.






- Космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. 




Глобус.






Продолжают высказывать вывод.





Работа в парах. Отгадывают ребус.


ГОРИЗОНТ


Отвечают на вопросы.


Высказывают предположения











П: построение речевого высказывания



П: поиск и выделение необходимой информации




К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.




П: поиск и выделение необходимой информации





П: построение речевого высказывания



П: поиск и выделение необходимой информации




К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.




П: поиск и выделение необходимой





П: построение речевого высказывания



П: поиск и выделение необходимой информации



4. Формирование новых знаний


Выясним, Что такое горизонт?

Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, стали называть «горизонтом».

- Найдите определение слова «горизонт» в словаре.

- Откройте учебник на странице 73 и найдите в нём определение горизонта, прочитайте.

-Что же называют горизонтом? - Почему на земле существует горизонт?

Откройте учебник на странице 70. Сравните фотографии. Чем они различаются? Что между ними общего?

- Что вы видите на горизонте?

- Кто знает, как называется граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью?

- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

- Это сделать невозможно, потому что при движении она будет удаляться, т.е. линия воображаемая.

- Ребята, а кто ходил в путешествие, поднимите руки. Что вы использовали, чтобы не заблудиться?

- Посмотрите, как выглядит компас.

- Но до появления компаса люди тоже путешествовали. Некоторые уходили путешествовать по всей Земле. Как же они возвращались домой?

- Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

- Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».

- То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером.  На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это объединили в схему

Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

- Откройте учебники на странице 71.

- Названия сторон света сокращают, посмотрите как. И назовите.

Дети работают со словарем С.И, Ожегова

«Горизонт - видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей» стр.120.


Горизонт существует на Земле потому, что она имеет форму шара.


- Все вокруг, леса, дома и т.д.


- Линия горизонта


- Да/нет




- Природные явления, карту







Просмотр видео по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=G6PVXpxSyGc






- С – север, Ю – юг, З – запад, В – восток, СВ – северо-восток, ЮВ – юго-восток, ЮЗ – юго-запад, СЗ – северо-запад


П: построение речевого высказывания



П: поиск и выделение необходимой информации



П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.










П: Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Динамическая пауза

1 мин

-Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу. (видео)

Выполняют динамическую паузу


5. Первичное закрепление


Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера


5 мин





- Работа в парах. Задание по учебнику стр.71 – Рассмотри схемы, на которые указывает Попугай. Какие стороны горизонта на них не обозначены

Выполнение практической работы – Моделирование

- Придумайте и изготовьте модель «Стороны горизонта»

Работают в парах.

. Выполняют задание от Попугая Кеши: Какие стороны горизонта на них не обозначены?

Выполняют практическую работу – моделируют «Стороны горизонта»

П: поиск и выделение необходимой информации



П: построение речевого высказывания

6.Самостоя-тельная работа с проверкой


Практический: самост. работа; графическое выполнение работы

8 мин

- Ребята, посмотрите в окно, давайте попробуем определить, где мы находимся, определять мы будем по солнцу, ведь вы тоже очень наблюдательные. Сначала мы определим, где находится север, юг, запад и восток. Сейчас как раз утро и сделать это будет не так уж и сложно.

- Где встает солнце?

- Итак, мы определили, где у нас восток.

- Где сейчас находится солнце, там и будет юг. Противоположные стороны юга и востока будут север и запад.

- Давайте теперь отметим направления горизонта на нашей модели.

- Теперь используя материал учебника и знания приобретенные на уроке применим, выполняя тренировочные упражнения в Тетради. Выполним № 3, 4.






- На востоке





Выполняют задания по тетради

П: поиск и выделение необходимой информации

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

7. Включение в систему знаний



Словесный: беседа, разгадывание загадок


Практический: разгадывание загадок

5 мин

- Отгадайте загадки и ответьте на вопросы.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар.

(Земля)

- По каким доказательствам мы можем говорить о шарообразности Земли?



- Он и летом и зимой,
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди,
Он всё будет впереди.

(Горизонт)

- Что такое горизонт?


- Что такое линия горизонта?


Там где солнце утром всходит,
На ночь где оно заходит,
Там где ветры злые дуют,
И медведи где зимуют,
Каждый школьник должен знать,
Что б в лесу не заплутать.

 (Стороны горизонта)

- Можно ли добраться до линии горизонта?

- Назовите стороны горизонта. 




- Как определить стороны горизонта?








- Земля



- Ее можно обогнуть и все равно вернуться в ту точку из которой отправился или увидеть с космоса



- Горизонт


- Поверхность, которую мы видим вокруг

- Граница горизонта, где земля и небо якобы соприкасаются








- Стороны горизонта

- Нет

- С – север, Ю – юг, З – запад, В – восток, СВ – северо-восток, ЮВ – юго-восток, ЮЗ – юго-запад, СЗ – северо-запад

- По солнцу, компасу, природным явлениям

П: построение рассуждения; осуществление синтеза


К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

8. Рефлексия деятельности, д/з

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

2 мин


- А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте светофорики. Заштрихуйте парус в такой цвет, на который вы оцениваете свою работу. 
1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.
2.Хорошо работал(а) на уроке - жёлтый. 
3.Надо еще постараться – красный. 


Домашнее задание: прочитать статью на стр.70-73, выполнить задание в тетради №5!, сообщение: о приборе, который помогает определить стороны горизонта; творческое - сделать модель «стороны горизонта», используя пластилин и счётные палочки.


- Тема урока: «Посмотри вокруг»

- Цель: познакомиться с новым разделом и темой

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза


Р: осуществление итогового контроля




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!