СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь"»

Тема: Зона арктических пустынь

Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить на­ходить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы дан­ной зоны для человека, ее использованием.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов

2. Какие существуют промежуточные природные зоны? За­черкните лишнее.

а) лесотундра

б) лесопустыня

в) лесостепь

3. Как сменяются природные зоны?

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) с севера на юг

4. В чем причина смены природных зон?

а) Земля вращается вокруг своей оси

б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

в) Земля вращается вокруг Солнца

III. Самоопределение к деятельности

Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. С какой природной зоны начнем, догадайтесь. Послушайте опи­сание чертогов одной сказочной героини. Чертог - дворец.

Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и го­рело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.

— В какой природной зоне жила героиня этого произведения?

(В арктической зоне.)

— Кто узнал героиню произведении? (Снежная королева из сказки Г.Х. Андерсена)

— Прочитаем название темы. («Зона арктических пустынь».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижении этой цели?

— Что вы уже знаете об этой зоне?

— Что вы хотите узнать? (Учитель записывает вопросы на доске.)

— Что может быть источником дополнительной информации по теме?

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!

IV. Открытие нового знания

1. Знакомство с планом изучения природных зон

— Познакомимся с планом изучения природной зоны на с. 71 учебника.

(Ученики читают план. Учитель может записать его на доске.)

V. Первичное закрепление

синоптики

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10—11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщи­ной 3—5 м и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. Зимой там холод­но, как в морозильной камере.

ботаники

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки. В море мно­жество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бак­терий. Мелки водоросли, плавающие у поверхности воды.

зоологи

Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря — перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв.

Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьи базары». Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнезда, а откладывают свои яйца грушевидной формы на голые уступы скал. Они, как груша, вращаются вокруг себя и поэтому не скатываются со скал.

Но на птичьем базаре у кайр, тупиков есть враги. Около базара гнез­дятся крупные чайки — длиннохвостые поморники. Эти птицы приучи­лись пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу: он преследует свою жертву, пока птица не бросит добычу, и под­хватывает ее на лету! За это прозвали поморника разбойником.

Кроме птиц, в Арктике прекрасно себя чувствует белый медведь. Помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к жертве белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, ко­торое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не за­мерзает.

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 3 в тетради на с. 40. Следует составить схему цепи питания, характерную для Арктики.

Водоросли — рачки — рыбы — птицы. Водоросли -» рачки —» рыбы —»тюлени.

(Взаимопроверка.)

2. Работа по учебнику С. 81-82

— Чем занимаются люди в Арктике?

— Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселенной зоне и какие?

— Проверим свои предположения, прочитав текст учебника. (Ученики читают текст.)

— Что вас удивило?

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные стан­ции. Проложен Северный морской путь, по нему идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, — они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных мо­рей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо сказывается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограни­чили рыбную ловлю, создали заповедники.

Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расска­жет ваш одноклассник.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 4 на с. 40. О каких экологических про­блемах говорят эти знаки-рисунки? (1. С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор. 2. Хищнический отлов рыбы, человек не заботится об охране рыбных богатств. 3. Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и мор­жи стали редкими видами, занесенными в Красную книгу.)

4. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— С какой природной зоной познакомились на уроке?

— Что хотели узнать о данной природной зоне? Добыли ин­тересующую вас информацию?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращается к записанным вопросам на доске. Вы­сказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 82 учебника.)

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 76—83 учебника.

2. Выполнить задания на с. 39—41 рабочей тетради.

Дополнительный материал

Ледяное царство

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, по­крытые снегом и льдом полярные области: Антарктика — на крайнем юге, Арктика — на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и по­чти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты — Ан­тарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе.

Арктика — это зона островов, лежащих около Северного полюса. Кли­мат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березки и поляр­ной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: в основном мхи да лишайники. Белыми пустыня­ми называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце — продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера.

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи — близ­кие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж мо­жет съесть 3000 моллюсков в день.

Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи — самые круп­ные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют велико­лепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около полутонны. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом пи­таются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах — птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побе­режью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом, — основной источник питания многих животных.





















Тест

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов

2. Какие существуют промежуточные природные зоны? За­черкните лишнее.

а) лесотундра

б) лесопустыня

в) лесостепь

3. Как сменяются природные зоны?

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) с севера на юг

4. В чем причина смены природных зон?

а) Земля вращается вокруг своей оси

б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

в) Земля вращается вокруг Солнца

Тест

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов

2. Какие существуют промежуточные природные зоны? За­черкните лишнее.

а) лесотундра

б) лесопустыня

в) лесостепь

3. Как сменяются природные зоны?

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) с севера на юг

4. В чем причина смены природных зон?

а) Земля вращается вокруг своей оси

б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

в) Земля вращается вокруг Солнца

Тест

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов

2. Какие существуют промежуточные природные зоны? За­черкните лишнее.

а) лесотундра

б) лесопустыня

в) лесостепь

3. Как сменяются природные зоны?

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) с севера на юг

4. В чем причина смены природных зон?

а) Земля вращается вокруг своей оси

б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

в) Земля вращается вокруг Солнца

Тест

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов

2. Какие существуют промежуточные природные зоны? За­черкните лишнее.

а) лесотундра

б) лесопустыня

в) лесостепь

3. Как сменяются природные зоны?

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) с севера на юг

4. В чем причина смены природных зон?

а) Земля вращается вокруг своей оси

б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

в) Земля вращается вокруг Солнца

Тест

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов

2. Какие существуют промежуточные природные зоны? За­черкните лишнее.

а) лесотундра

б) лесопустыня

в) лесостепь

3. Как сменяются природные зоны?

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) с севера на юг

4. В чем причина смены природных зон?

а) Земля вращается вокруг своей оси

б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

в) Земля вращается вокруг Солнца

Тест

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов

2. Какие существуют промежуточные природные зоны? За­черкните лишнее.

а) лесотундра

б) лесопустыня

в) лесостепь

3. Как сменяются природные зоны?

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) с севера на юг

4. В чем причина смены природных зон?

а) Земля вращается вокруг своей оси

б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

в) Земля вращается вокруг Солнца