СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКиСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКиСЭ»



Класс : 4

Предмет : Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Тема урока : Россия – наша Родина.

Тип урока: изучение нового.

Место урока в системе уроков по данной теме: введение .

Цель урок:

- формирование представления о Родине;

- создание условий для изучения курса

Задачи урока:

- обобщить и актуализировать знания о Родине;

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

- формировать понятийный аппарат.

Оборудование:

мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине), выставка книг о Родине.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- работать с учебником;

- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Межпредметные связи:

- изо « Пейзаж»

- литературное чтение «Стихи русских поэтов»



Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

- Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.

За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Какие задачи стоят перед нами на уроке?

1. Объяснить значение слова «родина».

2. Вспомнить авторов и произведения на тему Родины и т.д.

«Всякому мила своя сторона»

(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)

В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!

В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.


- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?

- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.

- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.

Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона — мать,

Всякому мила

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — ма­чеха.



III. Изучение нового материала.

  1. - Составьте ряд родственных слов со словом

родина , … (род, родной, родимый, родичи

- Откуда же произошло слово «родина»?

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.

- Подберите синонимы к слову Родина.

Родина …(Отчизна, Отечество…).

- Как называется страна, в которой мы живём?

-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.

Наше Отечество

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

- Так почему же Родину называют Отечеством?

- Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)

2 .- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.


Послушайте стихотворение о Родине.

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

Т. Коти»

- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.

( Показ иллюстраций картин известных художнико: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов «Московский дворик» )

Вывод : родина у каждого своя.

  1. - Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

« Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.

Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ».

5. - Какие русские военачальники вам известны?

- Что вам известно о защитниках нашей Родины?

(А.В.Суворов, П.И.Багратион, Г.К.Жуков)

- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

- Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

IV. Закрепление.

Самостоятельная работа.

1. Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста?

V. Подведение итогов урока.

Объясните смыл пословиц:

- Нет земли краше, чем родина наша!

- Береги землю любимую, как мать Родимую.

- Кто за родину горой – тот истинный герой.


Что поучительного в этих пословицах, какие нравственные ценности они нам передают?

- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

6. Задание на дом.

- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия

- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»

- Или нарисуйте рисунок «Подарок Родине»