Класс : 4
Предмет : Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Тема урока : Россия – наша Родина.
Тип урока: изучение нового.
Место урока в системе уроков по данной теме: введение .
Цель урок:
- формирование представления о Родине;
- создание условий для изучения курса
Задачи урока:
- обобщить и актуализировать знания о Родине;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
- формировать понятийный аппарат.
Оборудование:
мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине), выставка книг о Родине.
Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- задавать вопросы;
- пользоваться условными обозначениями учебника.
Предметные УУД:
- различать способы и средства познания окружающего мира;
- работать с учебником;
- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Межпредметные связи:
- изо « Пейзаж»
- литературное чтение «Стихи русских поэтов»
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.
За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Какие задачи стоят перед нами на уроке?
1. Объяснить значение слова «родина».
2. Вспомнить авторов и произведения на тему Родины и т.д.
«Всякому мила своя сторона»
(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)
В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.
- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?
- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.
- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
III. Изучение нового материала.
- Составьте ряд родственных слов со словом
родина , … (род, родной, родимый, родичи
- Откуда же произошло слово «родина»?
Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.
- Подберите синонимы к слову Родина.
Родина …(Отчизна, Отечество…).
- Как называется страна, в которой мы живём?
-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.
Наше Отечество
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.
- Так почему же Родину называют Отечеством?
- Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)
2 .- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)
«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.
Послушайте стихотворение о Родине.
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Т. Коти»
- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.
( Показ иллюстраций картин известных художнико: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов «Московский дворик» )
Вывод : родина у каждого своя.
- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
« Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.
Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ».
5. - Какие русские военачальники вам известны?
- Что вам известно о защитниках нашей Родины?
(А.В.Суворов, П.И.Багратион, Г.К.Жуков)
- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?
- Как вы понимаете значение этого слова?
Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
- Все ли из перечисленных людей русские?
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
IV. Закрепление.
Самостоятельная работа.
1. Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.
В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.
-Какова главная мысль текста?
V. Подведение итогов урока.
Объясните смыл пословиц:
- Нет земли краше, чем родина наша!
- Береги землю любимую, как мать Родимую.
- Кто за родину горой – тот истинный герой.
Что поучительного в этих пословицах, какие нравственные ценности они нам передают?
- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
-Чем богата наша страна? (природа, люди…)
6. Задание на дом.
- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия
- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»
- Или нарисуйте рисунок «Подарок Родине»