Муниципальное общеобразовательное учреждение
«МБОУ НОШ с. Стерлибашево МР Стерлибашевский район РБ
Методическая разработка
по предмету ОРКСЭ
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Конспект урока по теме
«Человек в религиозных традициях мира»
Данилова Елена Витальевна,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
с. Стерлибашево, 2020
Урок №11 «Человек в религиозных традициях мира»
Цель: познакомить с понятиями: «молитва», «таинства», «намаз», «мантра» через беседу и просматривание видеороликов; развивать знания об основных традициях и действиях верующего человека в религиозных традициях мира и ценностного отношения к поведению религиозных людей.
Задачи: формирование представления о молитве, таинствах, намазе, мантре; воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям, толерантности, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям; развитие коммуникативных способностей учеников, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, развитие речи, логическое и ассоциативное мышление учеников.
Оборудование урока: учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, видеозаписи молитв, иллюстрации по теме урока
Ход урока.
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
– Проверим готовность к уроку
2. Психологический настрой
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
4. Проверка усвоения материала прошлых уроков:
1. -На какие две большие группы делится религия во всем мире?
(мировые и национальные)
-Мы с вами изучаем 4 религии. Перечистите их.
(Буддизм, ислам, иудаизм и христианство)
-Давайте вспомним основные мировые религии?
(Буддизм, ислам и христианство)
- Национальной религией является какая религия? (иудаизм)
- Почему она считается национальной? (люди, исповедующие эти религии, принадлежат в основном одному народу или одной нации)
2. – Соедините в цепочку: (обучающиеся работают в парах самостоятельно, после выполнения задания выполняется взаимопроверка)
Христианство | ступа | лама | Будда | Библия |
Ислам | церковь | епископ | Мухаммед | Трипитака |
Буддизм | синагога | имам | Моисей | Коран |
Иудаизм | мечеть | раввин | Иисус Христос | Тора |
3. Работа по таблице (Религии мира)
- Молодцы! Я верю, что наш сегодняшний урок пройдет в атмосфере тесного сотрудничества, взаимного уважения и взаимопомощи. Именно помощи я хочу попросить у вас в разрешении одной сложной ситуации. Давайте вместе разберёмся.
5. Постановка и формулировка проблемы. Вступительная беседа.
1. Ребята, прочитайте стихотворение на слайде
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Это стихотворение написал известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. С его творчеством вы познакомитесь в старших классах.
- Какое слово в этом стихотворении имеет особое значение? (молитва)
-Как мы можем озаглавить это стихотворение? (Молитва)
- Что помогает человеку в трудные минуты жизни? (молитва)
- Догадались, о чем мы сегодня будем на уроке говорить?
- Прочтите тему урока на с.37
- С чем познакомитесь? (Что такое молитва, таинства, намаз, мантра).
6. Изучение новой темы.
- Мы говорили, что религия – это связь человека и Бога. Одним из центральных действий верующего человека является молитва.
Моли́тва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».
1) Религиозные традиции в христианстве. Молитва. Таинства.
- В христианстве молитва – это естественный путь общения с Богом, разговор с ним.
В Новом Завете мы встречаем прямые указания на необходимость молитвы. Наставляя своих учеников, Иисус Христос сказал им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
- Прочтите 1-4 абзацы текста. О каких важных частях жизни христианина говорится?
. Чтение Библии, Евангелия.
. Таинства: Крещение и Евхаристия (Свято́е Прича́стие)
А теперь посмотрим видео о молитве в православии О_МОЛИТВЕ_,ЧТО_ТАКОЕ_МОЛИТВА!
2) Религиозные традиции в исламе. Намаз.
Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:
1.Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.
2.Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.
У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:
Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан.
Пророк Мухаммед сказал: «Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю».
Прочтите 5 абзац на с.38. О чем вы узнали? (Значение слова намаз)
А теперь посмотрим видео о молитве в исламе «Что такое намаз?»
Что_такое_намаз,_обязательные_его_условия,_время_и_многое_другое
3) Религиозные традиции в иудаизме.
- Прочтите 3 абзац на стр.38.
- Что сказано о молитве в иудаизме?
Амида́ — главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её название. Часто называется также «Шмоне́-Эсре́» ( שְׁמוֹנֶה עֶשְׂר — Восемнадцать) по числу первоначально входивших в неё частей-благословений. В Талмуде обычно называется просто «молитва»
4) Религиозные традиции в буддизме.
- Прочтите 1 абзац на стр.39.
- Что вы узнали о традициях в буддизме?
Работа с мантрами – одна из важнейших составляющих буддизма. Существует множество различных мантр, которые можно классифицировать по различным категориям, но каждая молитва имеет ряд основных универсальных признаков.
7. Прослушивание аудиозаписи.
- Послушайте, как по-разному звучат молитвы. Догадайтесь, к какой религии они принадлежат.
1) Православная молитва «Символ веры»»
2) Намаз (Коран)
3) Мантра «Ом мани падме хум». Она олицетворяет чистоту тела, слов и разума Будды. Цитируя эту мантру, буддисты надеются пробудить природу Будды, которая, как они верят, есть в каждом человеке.
4) Иудейская молитва.
8. Обобщение.
- Жизнь каждого человека, культура каждого народа – огромные ценности. Религиозные традиции основаны на вечных ценностях, таких. Как добро, честь, справедливость, милосердие. Мы все разные, но мы вместе живем, трудимся, учимся, гордимся своей Родиной.
9. Рефлексия.
- Дорогие ребята, заканчивается наш урок, что нового вы узнали? О чем бы вам хотелось продолжить разговор с родителями и друзьями?
- Пусть в вашей памяти останется наш урок, в вашем сердце живет доброта. Уважайте друг друга.
9. Домашнее задание: подготовить сообщение о том, какие религиозные традиции есть в вашей семье.
Используемая литература.
Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений , М.: Просвещение, 2014.
Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).
Данилюк А. Я. Основы релегиозных культур и светской этики. Программы общеобразоватеьных учреждений 4 класс, М: Просвещение, 2010
Данилюк А. Я. Основы релегиозных культур и светской этики. Книга для родителей, М: Просвещение, 2010
История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
Видео
1. О молитве, что такое молитва?
2. ОТЧЕ_НАШ_-_самая_сильная_молитва_Господня
3. Что такое намаз, обязательные его условия, время и многое другое
4. Молитва «Символ веры» на русском языке
5. О, Аллах!_(молитва на русском)
6. Молитва на арабском