Актуализация знаний Подведение к теме. | -Скажите, какую тему вы изучали на прошлом уроке? -Какие колыбельные песни вы знаете? -Как вы думаете, с какой целью исполняли колыбельные песни? -Издавна на Руси, появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные. Главные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать. -Как исполнялись колыбельные песни? -Верно! Ее мотив однообразный, монотонный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши хорошо засыпали. -Давайте споём колыбельную песню «Колыбельная медведицы» Е. Крылатов, Ю. Яковлев. -Каков характер песни, как звучит мелодия? -Ребята, а какой темп? Медленный, умеренный или быстрый? -А ритм? -А какая динамика? Тихо, громко или не очень громко? - Какое настроение создала у вас эта песня? -Теперь споём эту колыбельную песню все вместе. -Эта колыбельная песня очень популярна в нашей стране среди мам, укладывающих своих детей спать, вы, наверное, тоже нередко слушали её из уст своих мам. Учитель обращает внимание на доску – ребус «Р1а» - и предлагает расшифровать его. СЛАЙД Учитель спрашивает: - Как вы понимаете слово «Родина»? - Посмотрите на доску - РОССИЯ. СЛАЙД Кто может прочитать это слово? - Что значит это слово? - А какой самый главный город нашей страны? - Вы уже знакомы с гимном нашей страны, давайте, ребята, исполним 1 куплет в характере, соответствующем исполнению торжественной песни. Гимн является музыкальным символом любого государства. Можно сказать, что гимн это главная песня страны. - Какими же чувствами наполнена музыка гимна? -Почему исполнители и слушатели в момент звучания Гимна должны стоять? -Всем известно, что наша страна многонациональная. Россия - самая большая страна на Земле, об этом знает каждый школьник. Но кто населяет нашу страну? Давайте разберём подробней! СЛАЙД Гордостью и основой страны является её многонациональный, многокультурный и многоэтнический народ. В России представлено более 350 национальностей коренных народов говорящих более чем на 174 языках. Цифра большая и мало кто сможет назвать больше 20, но мы попробуем вспомнить некоторые народы. -Ребята, назовите народы, проживающие в России, которые вы знаете. Вот названия народов, представители которых населяют различные края нашей необъятной родины. СЛАЙД -Русские, Татары, Украинцы, Башкиры, Чуваши, Чеченцы, Армяне, Аварцы, Мордва, Казахи, Азербайджанцы, Даргинцы, -И это ещё не все народы я назвала, поскольку их очень много. -Молодцы. Кто-нибудь уже догадался, о чём мы с вами сегодня будем говорить? -Поставьте цель урока. -Молодцы! | -Жанр колыбельной песни. Ответы учащихся. -Колыбельные исполняют для того чтобы убаюкать ребенка. -Колыбельная песня исполняется нежно, негромко, певуче. Пение «Колыбельная медведицы» Е. Крылатов, Ю. Яковлев. -Нежная, ласковая, мягкая, тихая, убаюкивающая. -Медленный, умеренный. -Ровный -Тихо. - Очень спокойная песня, успокаивающая, хочется спать. Поют колыбельную песню. Ответы учащихся. -Россия. -Страна, в которой мы проживаем. -Москва. Дети встают. Слушают Гимн РФ. -Величием, гордостью, мощью. - Исполняют стоя в знак уважения к своей Родине, так принято. -Казахи, калмыки, татары, чеченцы, русские и т.д. -Мы будем говорить о России -нашей Родине. -Повторить знания о России, вспомнить народы , проживающие в России. | |
Изучение нового материала | -Ребята, предлагаю поговорить о народах России. СЛАЙД -Рассмотрите на экране представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей. Что объединяет этих людей? -Что их отличает, в чем их различие? - А еще все народы отмечают праздники. Какие народные праздники вы знаете? - Загадка: В какой праздник сжигают чучело, и провожают зиму? СЛАЙД Празднование Масленицы часто ассоциируется с приходом весны и радостью от пробуждения природы. Главными атрибутами Масленицы являются традиционные гуляния, танцы, и, конечно же, ароматные блины с горячим чаем. - А кто знает, как называется татарский (башкирский) национальный праздник? СЛАЙД - Кто знаком с бурятским спортивным национальным праздником, где люди соревнуются в стрельбе из лука, конных скачках и борьбе? СЛАЙД -Как вы знаете, помимо праздников и костюмов, у каждого народа есть свой народный танец. Учитель включает фрагмент видео народного казахского танца. -Кто может повторить движения, которые запомнили? Учитель включает фрагмент видео народного танца лезгин. -Кто может повторить движения, которые запомнили? | Предположения учащихся. - Внешний вид ,костюмы, праздники и традиции религия, культура, язык Ответы учащихся. -Масленица. -Сабантуй. -Сурхарбан. Учащийся на месте показывает движения, которые запомнил. Учащийся на месте показывает движения, которые запомнил. | |
Продолжение темы Гимнастика языка | - Россия – наша Родина. А что для вас значит понятие «Родина»? За что вы её любите? - Современные композиторы, проявляя уважение к своей Родине, к России пишут песни о Родине специально для детей. Давайте послушаем песню Г. Струве «Моя Россия» Слайд 11 - Вы прослушали прекрасную песню. Ребята, а что вы представляли, слушая её. -А кто мне скажет, какая по характеру эта песня? - А какой темп у прослушанного произведения? - Верно, песня звучит, как рассказ о том, что такое Россия для исполнителя. А кто же мне расскажет, о форме произведения? - И это верно. У этой песни, как и у большинства песен куплетная или, по-другому запевно-припевная форма. Т.е. в этой песне есть куплеты, которые имеют разные слова и припевы, которые звучат одинаково. -Мы с вами сейчас сделали гимнастику для тела, размялись. А теперь давайте сделаем гимнастику язычком, что он у нас хорошо и активно заработал. В нашей России дуют ветра (дети дуют, вытягивая губы трубочкой) А от ветров шелестит трава (дуют на звуке «ш») Ну а в траве ручеёк журчит (активно произносят «жур-жур-жур-жур») Бурый медведь в берлоге ворчит (активно рычат) И птичьи трели звенят веселей («чирик-чирк-чирк-чирк») Юркнул мышонок к норке своей («нырк-нырк-нырк-нырк») Всё это звуки России моей! Слышим, и будто, на сердце теплей! Разучивание песни 1 куплета и припева. 1.У моей России длинные косички У моей России светлые реснички У моей России голубые очи На меня Россия ты похожа очень. Припев: Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией. В небе радуга цветная Нет земли красивей. Разучивание песни 2 куплета . Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия - утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. Разучивание песни 3 куплета . Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь. Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша - это я с друзьями. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. -А теперь попробуем спеть все вместе под музыку. | Дети отвечают, анализ ответов. - нежная, лиричная, добрая, ласковая. - спокойный, умеренный | |