СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: "Что такое антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: "Что такое антонимы"»









Методическая разработка урока

русского языка



учителя начальных классов

Ковтун Вера Юрьевна





Класс: 2

Тема: Антонимы.

Программа: «Школа России».

Автор учебника: В. П. Канакина

























Содержание:

  1. Основная часть.

  • План урока ( с технологической картой).

  • Дидактический материал к уроку.

  • Список литературы для обучающихся.

  • Список литературы для педагогов.



  1. Конспект урока.

  • План урока (с технологической картой)

Рекомендуемый план урока:

1. Тема программы: Лексика. Состав слова.

2. Тема урока: Антонимы.

3. Тип урока: Комбинированный.

4. Вид урока: Смешанный.

6. Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.

7. Цели образования:

ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости,аккуратности,самостоятельности,работоспособности,внимательности,честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.

8. Материально-дидактическое обеспечение урока:

  • УМК:

  1. Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.

  2. Учебник « Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г.

  3. Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.

  4. Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2011 г.

Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева




  • Оборудование и материалы:

Мультимедиа система, презентация.

Учебник «Русский язык» 2 класс, часть I, В. П. Канакина.

Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.

Словарное слово на плакате, картинка на слайде:

ОСИНА







Индивидуальные карточки для проверки словаря:



Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…, гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.



Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.



Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.



Технологическая карта урока

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура урока






Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Организация класса

беседа

фронтальная

наблюдение

стихотворение

Коллективная

Проверка домашнего задания

беседа

фронт

наблюдение

Проектор, ПК, экран

коллективная

Подготовка к изучению нового материала

беседа

фронт

Наблюдение, раб. с текстом

Проектор, ПК, экран

коллективная

Мин.каллиграфии

беседа

фронт

наблюдение

-

коллективная

Словарная работа

беседа

фронт

Наблюдение, проблемная ситуация

Проектор, ПК, экран, индив.карточки, карточка со слов.словом, рисунок

Коллективная индивидуальная

Закрепление нового

беседа

фронт

Практическая работа

ПК, проектор, экран

Коллективная

Работа с учебником

-

фронт

Сам. раб.

учебник

индивидуальная

Самостоятельная работа

объяснение

Сам. раб

Практическая работа

Карточки, учебник, презентация

индивидуальная

Д/ з

беседа

фронт

Сам .раб.

дневник

индивидуальная



Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
















Ход урока:

  1. Организация класса. (1мин.)

Учитель: - Здравствуйте! Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

  1. Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Ксения, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

Учащийся:- В домашнем задании из упр.70, стр. 54 надо было с помощью словаря синонимов подобрать к данным словам синонимы и записать в тетрадь.

Учитель: - Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

1 слайд:

Ветер – буря-ураган; чуткий –отзывчивый; думать-размышлять; правильный - верный


Итог. Учитель: - Ребята, поднимите руку, у кого домашнее задание выполнено не так? Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради положите на середину парты!

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? Ксения?

Учащийся: О словах-синонимах.

Учитель: Умница! Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

Учащийся: - Слова, близкие по значению, например: папа-отец.

Учитель: - Хорошо!

Учитель: - Что значит определить лексическое значение слова?

Учащийся: - Сказать, что обозначает это слово.

Учитель: - Молодцы! Отлично!

1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)

Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

2 слайд:

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

Учащийся: - Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Учащийся: - Здесь их нет.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?

Учащийся: - Нет.

Учитель: - Эти слова называются антонимами.

2)Сообщение темы. (1мин.)

Учитель: - Какая тема урока будет сегодня?

Учащийся: - Антонимы.

Учитель: - Умница!

Учитель: - Какой вопрос мы поставим перед собой?

Владик: - Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?

Учитель: - Молодец!

( учитель пишет тему на доске)

Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова?

Учащийся: - Разные

Учитель: - Хорошо, ещё?

Учащийся: - Они не похожи друг друга.

Учитель: - Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет?

Федя: - Они не похожи по смыслу.

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый?

Учащийся: - Это цвета.

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?

Учащийся: - Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.

Учитель: - Молодец! Значит, какие это слова?

Учащийся: - Они настроены друг против друга.

Учитель: - Молодец!

3 слайд

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.





  1. Минутка каллиграфии (2мин.)

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

(Самомассаж рук.)

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, СЛАЙД 4 запишите в своих тетрадях число, сегодня 14 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.

( показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).

(Дети прописывают буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Диме надо поработать над правильным написанием букв, Даше нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.


  1. Словарная работа. Итог.(8 мин)

Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я называю лексическое значение словарного слова, Вика пишт слова на доске, а вы - в тетрадях.

- Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

- Дерево с белой корой. ( берёза)

- Страна, в которой мы живём. ( Россия)

- Место, где мы родились и живём).(родина)

- Это плод яблони. ( яблоко)

- Инструмент для копания земли.(лопата)

- Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)

( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную).

Проверка. Итог.(1мин.)

Встали.

Физкультминутка для глаз СЛАЙД 5-9

1)Знакомство с новым словарным словом:(3мин.)

Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:

«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».

Учитель:- Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?

- Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.

Учитель: - Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?

Дети (хором): [асина]

Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?

Дети (хором):[А]

Учитель: - А правильно пишется это слово так:


ОСИНА

(Вывешиваю слово на доску:)

Учитель:- Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги. Можно ли её проверить?

(дети про себя пробуют подобрать проверочное слово)

Учитель: - Какой вывод можно сделать?

Учащийся - Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.

Учитель: - Хорошо! Умница!

2) Определение лексического значения этого слова.(1мин.)

Учитель: - Какое лексическое значение имеет слово «осина»?

- Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.

Учитель: - Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»?

Ксения: - Когда человек замёрз или чего- нибудь боится.

Учитель: - Умница! Правильно!

3) Этимология.(1мин.)

Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:

10 слайд:


Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых.



4) Составление и запись предложения с этим словом. (2мин.)

Учитель: - Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.

- Осина растёт у дороги.

- Осина дрожит на ветру. На осине дрожат листочки. Осина – высокое лиственное дерево.

Учитель: - Хорошо, молодцы! Алиса запишет предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ., подчеркнёт в нём главные члены предложения.

Учитель: - назови слово с проверяемой безударной гласной.

- дрожит: проверочное слово - дрожь.

Учитель: - Правильно, молодец! Что надо сделать, чтобы при письме не допускать ошибок? Слова надо проверять.

Учитель:- Как проверить это слово?

- Поставить эту букву под ударение.

Учитель: - Хорошо.

  1. Закрепление нового материала.( 3 мин.)

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока.

Владик:- Антонимы.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова - антонимы к картинкам:

11 слайд:

12 слайд:

13 слайд:

14 слайд:

15 слайд:

16 слайд:

чистый – грязный,

плачет – смеётся,

толстый – тонкий,

маленький - большой,

грустный – весёлый.





Учитель: - Какие это слова?

Таня: - Это антонимы.

Учитель: - какие слова называются антонимами?

Лиза:- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».

  1. Работа с учебником.(1мин.)

Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы?

Лиза: - В словаре антонимов.

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.

( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1

17 слайд :

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

- Молодцы!

18 слайд:

Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

- Молодцы!

19 слайд:

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.

20 слайд:

Ученье – свет,

А неученье -……(тьма)

(Хором – тьма)

Учитель: - как ты понимаешь значение этой пословицы?

- Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.

Учитель: - Умница! Хорошо.

21 слайд:

Знай больше,

А говори ……..(меньше)


( Хором – меньше)

Учитель: - как понимаешь значение этой пословицы?

- Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.

Учитель: - Хорошо! Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!

Физкультминутка. (1 мин.) Слайд 22



  1. Самостоятельная работа. Итог.(5мин.)

Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Будет самостоятельно выполнять из учебника упр.№ 72.,

-из словаря в конце учебника выпишут в тетрадь 3 пары слов – синонимов. Ребята, а вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов - антонимов. Каждую пару напишите на новой строке. Повтори, какие слова называются антонимами?

- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Молодец! (читаю четверостишия)

23 слайд:

Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок,

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу.


24 слайд:

Сегодня пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а лев забыл.

Дождь пролился неплохой

Лев весь мокрый, Глеб сухой.


25 слайд:

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.


26 слайд:

Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну, а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.


Проверка.(1мин.)( проверяю задание

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

27 слайд:

Толстый – тонкий

Мокрый – сухой

Сладкий – горький

Полный – пустой


Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так? Поставьте точку там, где вы закончили.

Учитель: - Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы: Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?

Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?

Ира:- Антонимы!

  1. Итог урока.(1мин.)

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

( Какие слова называются антонимами.)

Учитель: - Какие это слова?

- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

- Отгадывали загадки.

Учитель: - Хорошо! Ещё?

- Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.

Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

  1. Оценивание. (1мин.)

Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки:

  1. Домашнее задание.(2мин.)

28 слайд:

- Запишите в дневниках: с. 54, учить правило, у. 74

- Урок окончен!



14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс