Методическая разработка урока
русского языка
учителя начальных классов
Ковтун Вера Юрьевна
Класс: 2
Тема: Антонимы.
Программа: «Школа России».
Автор учебника: В. П. Канакина
Содержание:
-
Основная часть.
-
План урока ( с технологической картой).
-
Дидактический материал к уроку.
-
Список литературы для обучающихся.
-
Список литературы для педагогов.
-
Конспект урока.
Рекомендуемый план урока:
1. Тема программы: Лексика. Состав слова.
2. Тема урока: Антонимы.
3. Тип урока: Комбинированный.
4. Вид урока: Смешанный.
6. Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.
7. Цели образования:
ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости,аккуратности,самостоятельности,работоспособности,внимательности,честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.
8. Материально-дидактическое обеспечение урока:
-
Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
-
Учебник « Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г.
-
Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.
-
Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2011 г.
Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева
Мультимедиа система, презентация.
Учебник «Русский язык» 2 класс, часть I, В. П. Канакина.
Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.
Словарное слово на плакате, картинка на слайде:
Индивидуальные карточки для проверки словаря:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…, гр…чи. |
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. |
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. |
Технологическая карта урока
Дидактическая структура занятия | Методическая подструктура урока | | | | |
| Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности |
Организация класса | беседа | фронтальная | наблюдение | стихотворение | Коллективная |
Проверка домашнего задания | беседа | фронт | наблюдение | Проектор, ПК, экран | коллективная |
Подготовка к изучению нового материала | беседа | фронт | Наблюдение, раб. с текстом | Проектор, ПК, экран | коллективная |
Мин.каллиграфии | беседа | фронт | наблюдение | - | коллективная |
Словарная работа | беседа | фронт | Наблюдение, проблемная ситуация | Проектор, ПК, экран, индив.карточки, карточка со слов.словом, рисунок | Коллективная индивидуальная |
Закрепление нового | беседа | фронт | Практическая работа | ПК, проектор, экран | Коллективная |
Работа с учебником | - | фронт | Сам. раб. | учебник | индивидуальная |
Самостоятельная работа | объяснение | Сам. раб | Практическая работа | Карточки, учебник, презентация | индивидуальная |
Д/ з | беседа | фронт | Сам .раб. | дневник | индивидуальная |
Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
Ход урока:
-
Организация класса. (1мин.)
Учитель: - Здравствуйте! Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.
-
Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)
Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Ксения, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?
Учащийся:- В домашнем задании из упр.70, стр. 54 надо было с помощью словаря синонимов подобрать к данным словам синонимы и записать в тетрадь.
Учитель: - Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:
(читаю пары слов, дети сверяют записи)
1 слайд:
Ветер – буря-ураган; чуткий –отзывчивый; думать-размышлять; правильный - верный |
Итог. Учитель: - Ребята, поднимите руку, у кого домашнее задание выполнено не так? Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради положите на середину парты!
Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? Ксения?
Учащийся: О словах-синонимах.
Учитель: Умница! Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.
Учащийся: - Слова, близкие по значению, например: папа-отец.
Учитель: - Хорошо!
Учитель: - Что значит определить лексическое значение слова?
Учащийся: - Сказать, что обозначает это слово.
Учитель: - Молодцы! Отлично!
1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)
Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
2 слайд:
Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь! Труд – безделье, Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья! Маша Лукашкина |
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?
Учащийся: - Оно весёлое, читается легко.
Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?
Учащийся: - Здесь их нет.
Учитель: - Правильно.
Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?
Учащийся: - Нет.
Учитель: - Эти слова называются антонимами.
2)Сообщение темы. (1мин.)
Учитель: - Какая тема урока будет сегодня?
Учащийся: - Антонимы.
Учитель: - Умница!
Учитель: - Какой вопрос мы поставим перед собой?
Владик: - Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?
Учитель: - Молодец!
( учитель пишет тему на доске)
Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова?
Учащийся: - Разные
Учитель: - Хорошо, ещё?
Учащийся: - Они не похожи друг друга.
Учитель: - Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет?
Федя: - Они не похожи по смыслу.
Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый?
Учащийся: - Это цвета.
Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?
Учащийся: - Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.
Учитель: - Молодец! Значит, какие это слова?
Учащийся: - Они настроены друг против друга.
Учитель: - Молодец!
3 слайд
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. |
-
Минутка каллиграфии (2мин.)
Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:
(Самомассаж рук.)
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)
Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, СЛАЙД 4 запишите в своих тетрадях число, сегодня 14 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.
( показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).
(Дети прописывают буквы).
Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Диме надо поработать над правильным написанием букв, Даше нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.
-
Словарная работа. Итог.(8 мин)
Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я называю лексическое значение словарного слова, Вика пишт слова на доске, а вы - в тетрадях.
- Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)
- Дерево с белой корой. ( берёза)
- Страна, в которой мы живём. ( Россия)
- Место, где мы родились и живём).(родина)
- Это плод яблони. ( яблоко)
- Инструмент для копания земли.(лопата)
- Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)
( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную).
Проверка. Итог.(1мин.)
Встали.
Физкультминутка для глаз СЛАЙД 5-9
1)Знакомство с новым словарным словом:(3мин.)
Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:
«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».
Учитель:- Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?
- Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.
Учитель: - Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?
Дети (хором): [асина]
Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?
Дети (хором):[А]
Учитель: - А правильно пишется это слово так:
(Вывешиваю слово на доску:)
Учитель:- Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги. Можно ли её проверить?
(дети про себя пробуют подобрать проверочное слово)
Учитель: - Какой вывод можно сделать?
Учащийся - Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.
Учитель: - Хорошо! Умница!
2) Определение лексического значения этого слова.(1мин.)
Учитель: - Какое лексическое значение имеет слово «осина»?
- Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.
Учитель: - Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»?
Ксения: - Когда человек замёрз или чего- нибудь боится.
Учитель: - Умница! Правильно!
3) Этимология.(1мин.)
Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:
10 слайд:
Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых. |
4) Составление и запись предложения с этим словом. (2мин.)
Учитель: - Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.
- Осина растёт у дороги.
- Осина дрожит на ветру. На осине дрожат листочки. Осина – высокое лиственное дерево.
Учитель: - Хорошо, молодцы! Алиса запишет предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ., подчеркнёт в нём главные члены предложения.
Учитель: - назови слово с проверяемой безударной гласной.
- дрожит: проверочное слово - дрожь.
Учитель: - Правильно, молодец! Что надо сделать, чтобы при письме не допускать ошибок? Слова надо проверять.
Учитель:- Как проверить это слово?
- Поставить эту букву под ударение.
Учитель: - Хорошо.
-
Закрепление нового материала.( 3 мин.)
Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока.
Владик:- Антонимы.
Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова - антонимы к картинкам:
11 слайд:
12 слайд:
13 слайд:
14 слайд:
15 слайд:
16 слайд:
чистый – грязный, плачет – смеётся, толстый – тонкий, маленький - большой, грустный – весёлый. |
Учитель: - Какие это слова?
Таня: - Это антонимы.
Учитель: - какие слова называются антонимами?
Лиза:- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».
-
Работа с учебником.(1мин.)
Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы?
Лиза: - В словаре антонимов.
Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.
( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1
17 слайд :
Я- антоним к слову «зной» Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня……(прохлада) |
- Молодцы!
18 слайд:
Я -антоним к слову «лето», В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, Потому что я …..(зима) |
- Молодцы!
19 слайд:
Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь ……..(тишина) |
Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.
20 слайд:
Ученье – свет, А неученье -……(тьма) |
(Хором – тьма)
Учитель: - как ты понимаешь значение этой пословицы?
- Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.
Учитель: - Умница! Хорошо.
21 слайд:
Знай больше, А говори ……..(меньше) |
( Хором – меньше)
Учитель: - как понимаешь значение этой пословицы?
- Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.
Учитель: - Хорошо! Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!
Физкультминутка. (1 мин.) Слайд 22
-
Самостоятельная работа. Итог.(5мин.)
Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Будет самостоятельно выполнять из учебника упр.№ 72.,
-из словаря в конце учебника выпишут в тетрадь 3 пары слов – синонимов. Ребята, а вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов - антонимов. Каждую пару напишите на новой строке. Повтори, какие слова называются антонимами?
- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Молодец! (читаю четверостишия)
23 слайд:
Очень толстый червячок Яблоку прогрыз бочок, С тонким он теперь соседом О скворцах ведёт беседу. |
24 слайд:
Сегодня пасмурный день был, Глеб зонт взял, а лев забыл. Дождь пролился неплохой Лев весь мокрый, Глеб сухой. |
25 слайд:
Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только Сладкий торт и перец горький. |
26 слайд:
Полный чемодан гордится, Что поедет за границу, Ну, а старый и пустой В шкаф отправят на постой. |
Проверка.(1мин.)( проверяю задание
Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.
27 слайд:
Толстый – тонкий Мокрый – сухой Сладкий – горький Полный – пустой |
Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так? Поставьте точку там, где вы закончили.
Учитель: - Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы: Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?
Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?
Ира:- Антонимы!
-
Итог урока.(1мин.)
Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
( Какие слова называются антонимами.)
Учитель: - Какие это слова?
- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
- Отгадывали загадки.
Учитель: - Хорошо! Ещё?
- Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.
Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
-
Оценивание. (1мин.)
Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки:
-
Домашнее задание.(2мин.)
28 слайд:
- Запишите в дневниках: с. 54, учить правило, у. 74 |
- Урок окончен!
14