Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему:
«МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»
1. Организационный момент.
Приветствие. Запись даты, классной работы.
- Доброе утро! Я рада видеть вас на уроке..
2.Минутка чистописания.
Образец дан в тетради и на интерактивной доске.
-На что надо обращать внимание? (высота букв, правильность написания, аккуратность)
-
Оцените свою работу: нарисуйте на полях лесенку из 3-ёх ступенек, раскрасьте – 1-ю ступеньку, если буквы одинаковой высоты, 2-ю – если буквы написаны правильно. 3-ю – работа выполнена аккуратно.
-
Как оценили свою работу? (опросить 3-4 человек).
2. Продолжить наш урок я хочу с небольшого стихотворения Александра Шибаева.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Ребята, о какой части речи говорится в этом стихотворении? (о существительном)
Правильно, в этом стихотворении говорится о существительном, и мы будем сегодня с вами говорить об этой части речи.
3. Повторение об имени существительном.
-Что объединяет эти слова?
-Много ли вы знаете об этой части речи?
-Сейчас мы это проверим.
Игра «Права ли я?»
- Я называю высказывание, а вы должны определить, права ли я.
-Имя существительное – часть слова.
-Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
-Имя существительное обозначает признак предмета.
-Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
-Имена существительные бывают собственные и несобственные.
- Имена существительные бывают мужского и женского рода.
- Имена существительные изменяются по числам.
- Имена существительные изменяются по падежам.
-В русском языке 4 падежа.
-Имя существительное можно разобрать по составу.
-Имя существительное можно разобрать по звукам и буквам (фонетический разбор).
-Имя существительное можно разобрать как часть речи.
-Почему последнее высказывание вызвало у вас затруднение?
4. Включение в систему знаний и повторение.
«Третий лишний». Самостоятельная работа по карточке.
Найти лишнее слово, подчеркните его и объяснить, почему оно лишнее:
Бремя, время, солнце, имя (разносклоняемые сущ.).
Луч, камыш, ночь, мяч (все сущ. мужского рода).
Луж, задач, туч, ключ ( все сущ. множественного числа).
Москва, Курск, «Правда», Минск ( собственные имена сущ. городов).
Собака, кошка, мышь, стол (одушевлённые сущ.).
Космос, планета, ракета, учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой – космос)
Устное комментирование своего выбора.
Ребята, слова какой части речи были представлены в карточке? Все верно, это существительные. Давайте вспомним с вами, что мы знаем об этой части речи.
5. Объяснение нового материала. Морфологический разбор имени существительного.
Учащиеся выполняют разбор существительного из предложения Язык твой-друг твой.
-В какой пословице утверждается обратное? (Язык твой – враг твой ) Какому человеку в назидание она может быть сказана?
(один ученик у доски)
Язык
-
Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос что?
-
Н. ф. – язык.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
-
В предложении выполняет функцию подлежащего.
6. Составление памяток «Разбор имени существительного».
-Где можно найти материал по теме урока? ( в учебнике)
-Вы будете работать в группах.
Задание группам:
-
Изучить материал учебника с.144;
-
Обсудить, в каком порядке необходимо выполнять морфологический разбор существительного;
-
Составить памятку «Разбор имени существительного как части речи».
-Для составления памятки вам выданы листы и таблички. Таблички необходимо наклеить на чистый лист так, чтобы получилась памятка «Разбор имени существительного как части речи».
Таблички: часть речи, вопрос, начальная форма, одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, падеж, число, роль в предложении.
Таблички с постоянными и непостоянными признаками существительного разного цвета.
-На обсуждение даётся 7 минут, назначьте того, кто будет следить за временем.
7.Проверка по слайду.
-Оцените свою работу в группе :
8.Физминутка.
9.Подведение первых итогов.
-Что уже удалось выполнить из запланированного? (обращаюсь к плану урока).
-Что ещё предстоит
10.Работа по теме урока. Разбор имени существительного как части речи.
-Сейчас мы с вами будем выполнять морфологический разбор имени существительного. Для этого воспользуемся упражнением учебника 106.
-
Помогать выполнять разбор нам будет памятка, составленная вами. У кого-то она уже есть на парте перед глазами, остальным – выдаю готовую памятку, также можно пользоваться памяткой на слайде.
Итак, для образца я выбрала из 1-го предложения существительное обезьяна. Разберём его вместе, без записи в тетради. Не забываем пользоваться памяткой.
Обезьяна – сущ., кто? Н.ф. - обезьяна, одуш., нариц., ж.р., в И.п., в ед.ч. Подлежащее.
Признаки существительного по мере обсуждения открываются на слайде. Обратить внимание на постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
-Если всё понятно – можно продолжать разбор существительных самостоятельно. Если пока трудно – прислушивайтесь к объяснениям товарища на доске. Из каждого предложения берите по одному существительному на выбор. Лучше брать существительные, которые не являются в предложении подлежащим, чтобы потренироваться в определении падежей.
Работа учащихся. 1-2 ученика работают на доске (сначала сильный, потом слабый).
11. Подведение итогов работы.
-Что нового для себя узнали?
-Оцените свою работу, подняв сигнальный кружок нужного цвета:
Зелёный – разобрался в теме урока, могу объяснить другим;
Синий – разобрался, но нужно ещё повторить;
Красный – ничего не понял.
12.Оценивание учащихся учителем.
1
3.Домашнее задание: упр. 107 с.59.