СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: «Морфологический разбор имени существительного»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с порядком разбора имени существительного как части речи; научить выполнять морфологический разбор имени существительгного.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: «Морфологический разбор имени существительного»»

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему:

«МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»


1. Организационный момент.

Приветствие. Запись даты, классной работы.

- Доброе утро! Я рада видеть вас на уроке..

2.Минутка чистописания.

Образец дан в тетради и на интерактивной доске.

-На что надо обращать внимание? (высота букв, правильность написания, аккуратность)

- Оцените свою работу: нарисуйте на полях лесенку из 3-ёх ступенек, раскрасьте – 1-ю ступеньку, если буквы одинаковой высоты, 2-ю – если буквы написаны правильно. 3-ю – работа выполнена аккуратно.

- Как оценили свою работу? (опросить 3-4 человек).


2. Продолжить наш урок я хочу с небольшого стихотворения Александра Шибаева.



Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.


Ребята, о какой части речи говорится в этом стихотворении? (о существительном)

Правильно, в этом стихотворении говорится о существительном, и мы будем сегодня с вами говорить об этой части речи.

3. Повторение об имени существительном.

-Что объединяет эти слова?

-Много ли вы знаете об этой части речи?

-Сейчас мы это проверим.



Игра «Права ли я?»

- Я называю высказывание, а вы должны определить, права ли я.


-Имя существительное – часть слова.

-Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

-Имя существительное обозначает признак предмета.

-Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

-Имена существительные бывают собственные и несобственные.

- Имена существительные бывают мужского и женского рода.

- Имена существительные изменяются по числам.

- Имена существительные изменяются по падежам.

-В русском языке 4 падежа.

-Имя существительное можно разобрать по составу.

-Имя существительное можно разобрать по звукам и буквам (фонетический разбор).

-Имя существительное можно разобрать как часть речи.


-Почему последнее высказывание вызвало у вас затруднение?


4. Включение в систему знаний и повторение.


«Третий лишний». Самостоятельная работа по карточке.

Найти лишнее слово, подчеркните его и объяснить, почему оно лишнее:

Бремя, время, солнце, имя (разносклоняемые сущ.).

Луч, камыш, ночь, мяч (все сущ. мужского рода).

Луж, задач, туч, ключ ( все сущ. множественного числа).

Москва, Курск, «Правда», Минск ( собственные имена сущ. городов).

Собака, кошка, мышь, стол (одушевлённые сущ.).

Космос, планета, ракета, учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой – космос)

Устное комментирование своего выбора.


Ребята, слова какой части речи были представлены в карточке? Все верно, это существительные. Давайте вспомним с вами, что мы знаем об этой части речи.



5. Объяснение нового материала. Морфологический разбор имени существительного.


Учащиеся выполняют разбор существительного из предложения Язык твой-друг твой.

-В какой пословице утверждается обратное? (Язык твой – враг твой ) Какому человеку в назидание она может быть сказана?

(один ученик у доски)


Язык

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос что?

  2. Н. ф. – язык.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

  3. В предложении выполняет функцию подлежащего.


6. Составление памяток «Разбор имени существительного».


-Где можно найти материал по теме урока? ( в учебнике)

-Вы будете работать в группах.


Задание группам:

  • Изучить материал учебника с.144;

  • Обсудить, в каком порядке необходимо выполнять морфологический разбор существительного;

  • Составить памятку «Разбор имени существительного как части речи».


-Для составления памятки вам выданы листы и таблички. Таблички необходимо наклеить на чистый лист так, чтобы получилась памятка «Разбор имени существительного как части речи».


Таблички: часть речи, вопрос, начальная форма, одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, падеж, число, роль в предложении.

Таблички с постоянными и непостоянными признаками существительного разного цвета.


-На обсуждение даётся 7 минут, назначьте того, кто будет следить за временем.

7.Проверка по слайду.


-Оцените свою работу в группе :

  • работал активно,

  • только слушал,

  • не принимал участия в работе группы.


8.Физминутка.


9.Подведение первых итогов.

-Что уже удалось выполнить из запланированного? (обращаюсь к плану урока).

-Что ещё предстоит

10.Работа по теме урока. Разбор имени существительного как части речи.


-Сейчас мы с вами будем выполнять морфологический разбор имени существительного. Для этого воспользуемся упражнением учебника 106.


- Помогать выполнять разбор нам будет памятка, составленная вами. У кого-то она уже есть на парте перед глазами, остальным – выдаю готовую памятку, также можно пользоваться памяткой на слайде.







Итак, для образца я выбрала из 1-го предложения существительное обезьяна. Разберём его вместе, без записи в тетради. Не забываем пользоваться памяткой.

Обезьяна – сущ., кто? Н.ф. - обезьяна, одуш., нариц., ж.р., в И.п., в ед.ч. Подлежащее.

Признаки существительного по мере обсуждения открываются на слайде. Обратить внимание на постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

-Если всё понятно – можно продолжать разбор существительных самостоятельно. Если пока трудно – прислушивайтесь к объяснениям товарища на доске. Из каждого предложения берите по одному существительному на выбор. Лучше брать существительные, которые не являются в предложении подлежащим, чтобы потренироваться в определении падежей.

Работа учащихся. 1-2 ученика работают на доске (сначала сильный, потом слабый).



11. Подведение итогов работы.

-Что нового для себя узнали?

-Оцените свою работу, подняв сигнальный кружок нужного цвета:

Зелёный – разобрался в теме урока, могу объяснить другим;

Синий – разобрался, но нужно ещё повторить;

Красный – ничего не понял.

12.Оценивание учащихся учителем.



1 3.Домашнее задание: упр. 107 с.59.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!