КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Тема «Слова, обозначающие действие предметов»
(план – конспект урока письма и развития речи
в 3 классе для учащихся с нарушением интеллекта)
Разработал: учитель начальных классов
Белик И.В.
2017 г.
Тема: Слова, обозначающие действие предметов
Цель: Формирование умений использования приемов определения и подбора слов, обозначающих действия предметов
Задачи:
Формировать умения определять слова, обозначающие действия предметов, ставить вопрос к словам, обозначающие действия предметов, подбирать действия к словам, обозначающим названия предметов;
развивать речь путем правильного построения предложений, подбора слова, отвечающие на вопрос что?, кто?, что делает?, что делают?; умения классифицировать предметы путем выделения лишнего; контроля, взаимоконтроля.
умения внимательно слушать своих одноклассников, уважать мнение их мнение, поддерживать в трудном для них задании;
Оборудование: презентация, опорные слова, индивидуальные карточки №1, №2
Ход урока
1.Орг.момент
-Проверка готовности к уроку.
- У вас на столе лежит оценочный лист, где вы будете оценивать свою работу на уроке. Но прежде, чем начать урок, я хотела, чтобы вы отметили свое настроение на начало урока (отличное, хорошее, плохое)
2
. Основная часть
- Сегодня мы будем путешествовать по Стране Слов с веселыми ребятами.
- Отгадайте кто они?
Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке —
ну, конечно, это …: Гном
- Посмотрите, какие действия выполняют гномы?
- Подумайте и скажите, с какими словами мы будем работать? (слова, обозначающие действия)
- Сформулируйте тему урока. (Тема урока- «Слова, обозначающие действия предметов»)
- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать задачи урока, используя ключевые слова (учиться, повторять, закреплять).
(На уроке мы будем:
- учиться ставить вопросы к словам, обозначающие действия предметов, определять слова, обозначающие действия предметов, учиться красиво писать, правильно строить ответы, оценивать свои работы и товарищей)
- повторять слова, обозначающие названия предметов, строить предложения и их схемы, называть слова, обозначающие названия предметов и слова, обозначающие действия предметов;
-закреплять правило написания предложений и слов, правило посадки, правильного письма, соблюдать единый орфографический режим).
- Чтобы все у нас получилось, мы должны работать активно, отвечать полными ответами, работая в парах, помогать друг другу, не ссориться. А оценивать свои работы мы будем в оценочных листах с помощью монеток, которые так любят гномы. Они будут разного цвета. Отлично выполненное задание, без ошибок желтая монета- 3 балла, 1-3 ошибки – зеленая – 2 балла, более 3-х ошибок красная – 1 балл. В конце урока мы посмотрим, сколько монет каждый из вас положит в копилку и по количеству баллов получит за урок оценку.
II Основная часть
1.Гном - Чистописайкин (пальчиковая гимнастика).
-
Работа в тетради
-Запись числа, классная работа
-Чистописание буквы Бб
-
Оценивание работы (рисование монеток)
2.Гном – Букваешкин Составление слов из букв.
(игра «Наведи порядок»). Работа в парах
Гном Букваешка перепутал буквы, мы должны помочь ему навести порядок в словах, составить их таким образом, чтобы получилось слово.
(на каждой парте слова- работа в парах, карточка № 1)
Вывод: - Поставьте к каждому слову вопрос.
- Что обозначают эти слова?
(Слова, отвечающие на вопрос КТО? или ЧТО?, обозначают названия предметов).
Оценивание. (рисование монеток)
3. Найди лишнее
-
Посмотрите внимательно, какое слово лишнее? (гвоздь) Почему? (на букву г)
- Какое слово лишнее? (блин) Почему? (отвечает на вопрос ЧТО?)
- Что обозначает слово брат? Бабушка? Бык?
- Какое слово здесь лишнее? (бык) Почему? (животное)
Вывод: -Какие слова остались?
- Что они обозначают?
Оценивание (рисование монеток)
4. Работа в парах (карточка № 2) Гном – Молчун
- Подберите к оставшимся словам действия. – на карточках.
брат играет
бабушка вяжет
Вывод:
- какие слова подбирали к словам первого столбика? (слова, обозначающие действия предметов)
- На какой вопрос отвечают слова 1 столбика?
(Слова 1-го столбика отвечают на вопросы что делает? и обозначают действия предметов)
Оценивание (рисование монеток)
5. Физкультминутка. Гном – Весельчак.
Вижу сильно вы устали,
Позову Весельчака,
Проведет он физминутку,
Вам понравиться она:
Раз, два, три, четыре, пять вместе будем отдыхать.
Гномы утром рано встали, (потянулись)
И уборку делать стали.
Моют окна, (стоят прямо имитируют движения)
Моют пол, (наклонились, имитируют движение)
Чистят коврик, (имитируют движение – подметают пол)
А потом….
Приглашают в дом друзей,
Чтобы было веселей.
- Вернемся к нашим словам.
6. Составление предложений
- Составим предложения с парами слов – «бабушка вяжет, брат играет».
-Запишем предложения в тетрадь (1 ученик пишет на доске). Выделим (подчеркнем) слово обозначающее название предмета и слово, обозначающее действие предмета.
- Составим схему предложений. Сколько слов в 1 предложении? Во2-м?
Проверим (взаимопроверка) .
Вывод: В предложениях встретились слова, обозначающие названия предметов и их действия.
Оценим работу. Какую монетку мы заработали? (рисование монеток)
7. Физминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят наши глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
8. Гном Дружелюбкин Работа по учебнику.
- Гном Дружелюбкин пригласил друзей гости стр.174 упр.27. Рассмотрите иллюстрацию.
- Кого гном пригласил к себе в гости? (друзей-гномов)
- Чем похожи гномы?
- чем отличаются?
- И так, что нового появилось на картинках?
- Рассмотрим первую картинку и схему предложения к нему.
- Сколько слов в предложении.
- Составьте по первой картинке предложение.
- Сколько слов во втором предложении? Составьте по второй картинке предложение.
- Сколько слов в третьем предложении? Составьте по третьей картинке предложение.
- Сколько предложений нам надо записать?
- Напомните правила написания предложения. (Начало предложения пишется с заглавной буквы, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка.
- Первое предложение спишем с учебника. Выделим слова обозначающие названия предметов и их действия.
- Второе - у доски, выделяя слова обозначающие названия предметов и их действия.
- Третье - самостоятельно в тетради, выделяя слова обозначающие названия предметов и их действия. (4 группа использует карточки)
Взаимопроверка по слайду
Вывод:
- Как менялись предложения?
- Какое слово в этих предложениях отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Что оно обозначает?
(Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? обозначают действия предмета)
Оценивание. (рисование монеток)
IV. Домашнее задание Гномы тоже любят ходить в гости. Их пригласили ребята из упр. 23 на стр. 172
- Прочитайте задание 1. Ответьте на вопрос учебника
- Прочитайте задание 2. Ответьте, используя для ответа слова вопроса. Найдите и выделите слово, обозначающее действие предмета.
9
. Гном – Загадалкин.
- Отгадайте, какое действие совершают этими предметами
Вывод:
- Какие слова вы называли?
- На какой вопрос они отвечают?
(Действия, совершаемые этими предметами, отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?)
Оценивание. (рисование монеток)
10. Гном Игралкин
Игра «Назови действие»
Я называю вопрос, вы действие.
Вывод:
-Какие слова вы сейчас называли?
(Слова, обозначающие действия предметов отвечают на вопросы что делает? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?)
Оценивание. (рисование монеток)
V Итог урока
Вот наше путешествие и подошло к концу.
Я вас всех благодарю.
Вы хорошо работали, писали, отвечали,
Задания гномов все выполняли.
- Какие задания выполняли?
- Над какой темой работали?
- Какие задачи решали на уроке?
- Какие выполнили?
-Над какими еще предстоит работать?
VII Рефлексия (рефлексивная ручка)
-что было интересно? трудно
- Отметим настроение в оценочном листе
VI. Оценки. (Подсчет балов). Выставление оценок.
- 24 балла оценка «5»
- от 23 до 16 баллов оценка «4»
- меньше 16 баллов оценка «3»
Гном стоит на пне под дождём.