- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.
Метапредметные: окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура
Используемые пед. технологии: технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии,
Ресурсы: учебник часть 2 Русский язык , презентация, аудио и видеозаписи, дидактический и раздаточный материал, толковые словари, словарь антонимов и синонимов.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент | Включение в деловой ритм урока. - Добрый день, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь. - Проверьте готовность своего рабочего места. - Садитесь | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний | - Запишите в рабочих тетрадях число, классная работа - Внимательно посмотрите на слайд и послушайте загадку, Она раскрывает почки В зеленые листочки. Деревья одевает, Посевы поливает Движения полна А зовут её – ВЕСНА ( открываю доску, рисунок весны) С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке? (синонимы) - Что такое синонимы? - Скажите, какая она весна, используя слова-синонимы? | Слайд с видеофрагментом Используют синонимы в описании весны | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков |
3.Орфографичес кая работа | - Теперь внимательно посмотрите на слайд, как вы думает – какое слово зашифровано - Как вы думаете, какое это слово Сообщение о жаворонке(сопровождается слайдом) Минутка чистописания Посмотрите на доску, прежде, чем запишите слово пропишите сочетание, которое встречается в этом слово оро жаворонок - Какое задание можно предложить к данному слову? Определите лексическое значение слова Определите грамматическое значение слова Составьте предложение со словом ЖАВОРОНОК, использую слова-синонимы | Отвечают на вопрос учителя Слово – ЖАВОРОНОК Словарное Подготовленный ученик Жаворонок - птичка небольшого размера , всего немного больше, чем обыкновенный воробей. Считается, что в день весеннего равноденствия 22 марта возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Жаворонка называют предвестником весны. По прилёту жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Полевой жаворонок обладает очень звонким и чистым голосом Звук песни этой птицы распространяется на километры в округе. Разделить на слоги, поставить ударение, звуко-буквенный анализ, лексическое и грамматическое значение слова и т.д. Жаворонок – птица, предвестник весны Имя существительное, неодушевленное, м.р, ед.ч | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Постановка учебной задачи, фиксация затруднений в деятельности построение проекта выхода из затруднений | -Послушайте внимательно стихотворение и найдите в нем слова-синонимы: Добрый – злой Трусливый – смелый Толстый – тонкий Чёрный – белый Вверх – и вниз Внутри – снаружи Над – и под Жара – и стужа Чистить – пачкать День – и ночь Все сюда! – Ступайте прочь! Труд – безделье Смех- рыданья Здравствуйте… и до свиданья! - Понравилось ли вам стихотворение? - Назовите слова-синонимы из стихотворения - Почему вы не можете выполнить моё задание? - Мы изучали такие слова? Посмотрите в свои маршрутные листы , отметьте чему бы вы хотели научиться на уроке? -Предположите, какие слова мы будем изучать на уроке? - Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Пользуясь маршрутными листами, предположите, чем еще мы будем заниматься на уроке, какие задачи поставим перед собой? - А кто-то знает, что это за слова? - А как можно узнать, что это за слова такие-АНТОНИМЫ? | Стих на листочках у каждого ученика, читают вместе с учителем Ответы детей Дети отмечают что они не знают, хотят узнать, знают В маршрутном листе записаны вопросы: - Что такое антонимы? - Для чего используют антонимы в речи? Называют тему урока: АНТОНИМЫ Задачи урока: Что такое антонимы? Для чего они нужны? Учиться правильно употреблять их в речи Где встречаются слова? Зачем они нужны? На какие вопросы отвечают? Какой частью речи являются Посмотреть в словарь, в учебник или спросить у взрослых | Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавате льные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Физминутка для глаз | Слайд | Дети выполняют движения глазками за двигающимися фигурами | |
6. Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Уч-ся читают определение слова- АНТОНИМЫ по словарю - Правило в учебнике с.66 Еще раз обратимся к нашему стихотворению - Похожи ли эти слова по смыслу? - Одинаковое ли у них лексическое значение? Приведите примеры Работа с учебником упр. 333 по вариантам Проверка – фронтальная - Как вы думаете, какой частью речи могут быть антонимы? Вывод: Слова-антонимы являются одной частью речи | Групповая работа Сверяют определение антонимов, делают вывод: Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. Стих на карточках на партах Дети работаютсамостоятельно, записывают слова парами, ставят вопрос, определяют часть речи. На слайде Левый-правый Найти-потерять Широкий – узкий День - ночь | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные:общеучеб ные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Включение новых знаний в систему и повторение Физминутка - разминка | Работа с текстом Внимательно прочитайте текст: Сегодня скучное весеннее утро.. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась весна! - Какое настроение возникает после прочтения текста? - Соответствует ли текст нашему настроению? - Подумайте, что можно сделать, чтобы текст стал радостнее? Запишите текст в тетрадь, заменяя выделенные слова на слова-антонимы - Для чего же нужны нам антонимы в жизни? - Как вы думаете, всегда ли легко подобрать антонимы к словам? - Что же делать в случае затруднения? - Наряду со словарями орфографическими, толковыми существуют еще словари антонимов. ( учитель показывает). К словарю можно обращаться в случае затруднения. Я буду называть действия, а вы должны делать наоборот 1)Опустите руки вниз. 2)Поднимите руки вверх. 3)Голову поднимите. 4)Голову опустите. 5)Поворот туловища вправо. 6)Поворот туловища влево. 7)Закройте глаза (откройте) . 8) Посмотрите вдаль. 9)Привстаньте. 10)Присядьте. 11)Опустите правую (левую ) руку. 12)Опустите левую (правую) ногу. | Текст на слайде, на партах у учеников Работа в парах Ответы детей Заменить словами- антонимами Сегодня радостное весеннее утро. Проснулись деревца. Быстрые ручейки бегут между кочек. Наконец-то, пришла весна! Для яркости речи, для построения предложений | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7. Включение новых знаний в систему и повторение Закрепление | Вернитесь к своим маршрутным листам, отметьте что вы узнали, сделайте вывод Ученикам дается самостоятельная работа (тест) на усвоение нового материала и закрепление ранее изученного) 1.Слова одной и той же части речи, разные по звучанию, но одинаковые по значению. А) Синонимы Б) Глагол В) Антонимы. 2. Слова одной и той же части речи, противоположные по значению. А) Синонимы Б) Глагол В) Антонимы. 3. Найдите антонимы. А) Смеяться – хохотать. Б) Метель – буран В) Добро – зло. 4. Найдите синонимы. А) Белый – чёрный. Б) Разговор – беседа. В) Мир – война. 5. Найдите антонимы. А) Труд – лень. Б) Смеяться – хохотать. В) Метель – буран 6. В каком словаре ты будешь искать слова, близкие по значению? А) в словаре синонимов Б) в толковом словаре В) в орфоэпическом словаре Песня: «Что за музыка на улице слышна» Задание: замените выделенные слова антонимами и получится правильная песня 1.Что за музыка на улице слышна Это снова на дворе поёт весна Птичьи трели засвистели И капели зазвенели Светлой музыкой вся улица полна. Припев: Закрывайте (____________) шире двери Засыпайте (_____________) птицы, звери Отступила добрая (________) зимушка зима Позабыли мы про стужу Стали нам совсем не нужны Зной (_______) и немая тишина Летний (___________) холод и немая тишина. 2.Что за музыку я слышу за окном Все растаяло что было зимним сном И весенним водопадом звон сосулек громко капал Засмеялось, зазвучало все кругом. 3.Эта музыка как вешняя вода С нею нам не будет скучно никогда Та мелодия повсюду Вместе с нею петь я буду Эту музыку запомню навсегда. Слова для справок: Открывайте Просыпайтесь Злая Холод Зимний | Антонимы – это слова противоположные по смыслу, они бывают только одной части речи, делают нашу речь более выразительной и привлекательной. Выполняют задания, в которых новые знания встречаются в сочетании с ранее изученными Самостоятельно выполняют тесты Работа в группе Читают песню, припев, находят несоответствие, исправляют, включается музыка, дети поют песню | Познавательные:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,его строении, свойствах, связи. Коммуникативные:строить монологические высказывания, учитывать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) | Вернемся к нашей ВЕСНЕ. - Какой сегодня урок у нас получился? У нас солнышко без лучиков, небо без облаков Если у вас на уроке все получилось прикрепляем лучик, если не все гладко – облачко, а если совсем плохо – то капельки дождя. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование |
9. Домашнее задание | Индивидуальное домашнее задание: на карточках индивидуальные задания для каждого ученика. Внимательно прочитайте. Какие есть вопросы? | Задают вопросы по существу, фиксируют запись в дневник | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в т ч во внутреннем плане |