СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Антонимы. Различение синонимов и антонимов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Антонимы"»

Технологическая карта урока (ФГОС)

Класс: 2в

Учитель: Жардаева Лайзат Аманкунысовна

Предмет: русский язык

Тема урока: Антонимы. Различение синонимов и антонимов.

Номер урока: 1-й урок по теме

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование понятия «антонимы»

Задачи:

  • положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;

  • в процессе работы прийти к выводу, что антонимы являются одной частью речи;

  • способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания вербального, наглядно-образного мышления;

  • развивать устную речь;

  • обогащать словарный запас;

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

УУД:

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемые результаты:

Знать:

- названия слов с противоположным значением - антонимов;

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы слов: синонимов и антонимов;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.

Метапредметные: окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура

Используемые пед. технологии: технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии,

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная

Ресурсы: учебник часть 2 Русский язык , презентация, аудио и видеозаписи, дидактический и раздаточный материал, толковые словари, словарь антонимов и синонимов.
















Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.  Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Включение в деловой ритм урока.

- Добрый день, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.

- Проверьте готовность своего рабочего места.

- Садитесь

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. 

Актуализация знаний

- Запишите в рабочих тетрадях число, классная работа

- Внимательно посмотрите на слайд и послушайте загадку,

Она раскрывает почки

В зеленые листочки.

Деревья одевает,

Посевы поливает

Движения полна

А зовут её – ВЕСНА ( открываю доску, рисунок весны)

С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке? (синонимы)

- Что такое синонимы?

- Скажите, какая она весна, используя слова-синонимы?


Слайд с видеофрагментом






Используют синонимы в описании весны


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

3.Орфографичес

кая работа

- Теперь внимательно посмотрите на слайд, как вы думает – какое слово зашифровано

- Как вы думаете, какое это слово

Сообщение о жаворонке(сопровождается слайдом)


Минутка чистописания

Посмотрите на доску, прежде, чем запишите слово пропишите сочетание, которое встречается в этом слово


оро

жаворонок

- Какое задание можно предложить к данному слову?

Определите лексическое значение слова



Определите грамматическое значение слова


Составьте предложение со словом ЖАВОРОНОК, использую слова-синонимы



Отвечают на вопрос учителя

Слово – ЖАВОРОНОК

Словарное


Подготовленный ученик


 Жаворонок - птичка небольшого размера , всего немного больше, чем обыкновенный воробей.

Считается, что в день весеннего равноденствия 22 марта возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

Жаворонка называют предвестником весны.

По прилёту жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

Полевой жаворонок обладает очень звонким и чистым голосом

 Звук песни этой птицы распространяется на километры в округе. 





Разделить на слоги, поставить ударение, звуко-буквенный анализ, лексическое и грамматическое значение слова и т.д.

Жаворонок – птица, предвестник весны

Имя существительное, неодушевленное, м.р, ед.ч



Регулятивные: целеполагание;

познавательные: постановка вопросов;

познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Постановка учебной задачи,

фиксация затруднений в деятельности построение проекта выхода из затруднений
































-Послушайте внимательно стихотворение и найдите в нем слова-синонимы:

Добрый – злой

Трусливый – смелый

Толстый – тонкий

Чёрный – белый

Вверх – и вниз

Внутри – снаружи

Над – и под

Жара – и стужа

Чистить – пачкать

День – и ночь

Все сюда! – Ступайте прочь!

Труд – безделье

Смех- рыданья

Здравствуйте… и до свиданья!

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Назовите слова-синонимы из стихотворения

- Почему вы не можете выполнить моё задание?

- Мы изучали такие слова?

Посмотрите в свои маршрутные листы , отметьте чему бы вы хотели научиться на уроке?

-Предположите, какие слова мы будем изучать на уроке?

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

Пользуясь маршрутными листами, предположите, чем еще мы будем заниматься на уроке, какие задачи поставим перед собой?




- А кто-то знает, что это за слова?

- А как можно узнать, что это за слова такие-АНТОНИМЫ?






Стих на листочках у каждого ученика, читают вместе с учителем















Ответы детей



Дети отмечают что они не знают, хотят узнать, знают


В маршрутном листе записаны вопросы:

- Что такое антонимы?

- Для чего используют антонимы в речи?

Называют тему урока: АНТОНИМЫ

Задачи урока:

Что такое антонимы?

Для чего они нужны?

Учиться правильно употреблять их в речи

Где встречаются слова?

Зачем они нужны?

На какие вопросы отвечают?

Какой частью речи являются


Посмотреть в словарь, в учебник или спросить у взрослых







Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавате

льные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
























5. Физминутка для глаз

Слайд


Дети выполняют движения глазками за двигающимися фигурами



6.  Первичное закрепление







Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Уч-ся читают определение слова- АНТОНИМЫ по словарю

- Правило в учебнике с.66



Еще раз обратимся к нашему стихотворению

- Похожи ли эти слова по смыслу?

- Одинаковое ли у них лексическое значение? Приведите примеры



Работа с учебником упр. 333 по вариантам


Проверка – фронтальная

- Как вы думаете, какой частью речи могут быть антонимы?


Вывод: Слова-антонимы являются одной частью речи




Групповая работа


Сверяют определение антонимов, делают вывод: Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.



Стих на карточках на партах






Дети работаютсамостоятельно, записывают слова парами, ставят вопрос, определяют часть речи.

На слайде

Левый-правый

Найти-потерять


Широкий – узкий

День - ночь




Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:общеучеб

ные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6.  Включение новых знаний в систему и повторение



























Физминутка - разминка

Работа с текстом

Внимательно прочитайте текст:

Сегодня скучное весеннее утро.. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась весна! 


- Какое настроение возникает после прочтения текста?

- Соответствует ли текст нашему настроению?

- Подумайте, что можно сделать, чтобы текст стал радостнее?

Запишите текст в тетрадь, заменяя выделенные слова на слова-антонимы


- Для чего же нужны нам антонимы в жизни?



- Как вы думаете, всегда ли легко подобрать антонимы к словам?

- Что же делать в случае затруднения?


- Наряду со словарями орфографическими, толковыми существуют еще словари антонимов. ( учитель показывает). К словарю можно обращаться в случае затруднения.


Я буду называть действия, а вы должны делать наоборот

1)Опустите руки вниз.

2)Поднимите руки вверх.

3)Голову поднимите.

4)Голову опустите.

5)Поворот туловища вправо.

6)Поворот туловища влево.

7)Закройте глаза (откройте) .

8) Посмотрите вдаль.

9)Привстаньте.

10)Присядьте.

11)Опустите правую (левую ) руку.

12)Опустите левую (правую) ногу.


Текст на слайде,

на партах у учеников


Работа в парах




Ответы детей

Заменить словами- антонимами



Сегодня радостное весеннее утро. Проснулись деревца. Быстрые ручейки бегут между кочек. Наконец-то, пришла весна




Для яркости речи, для построения предложений









Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Включение новых знаний в систему и повторение




























Закрепление

Вернитесь к своим маршрутным листам, отметьте что вы узнали, сделайте вывод


Ученикам дается самостоятельная работа (тест) на усвоение нового материала и закрепление ранее изученного)


1.Слова одной и той же части речи, разные по         звучанию, но одинаковые по значению.

А) Синонимы

Б) Глагол

В) Антонимы.

2. Слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

А) Синонимы

Б) Глагол

В) Антонимы.

3. Найдите антонимы.

А) Смеяться – хохотать.

Б) Метель – буран

В) Добро – зло.

4. Найдите синонимы.

А) Белый – чёрный.

Б) Разговор – беседа.

В) Мир – война.

5. Найдите антонимы.

А) Труд – лень.

Б)  Смеяться – хохотать.

В) Метель – буран

6. В каком словаре ты будешь искать слова, близкие по значению? 

А) в словаре синонимов

Б) в толковом словаре

В) в орфоэпическом словаре


Песня: «Что за музыка на улице слышна»

Задание: замените выделенные слова антонимами и получится правильная песня

1.Что за музыка на улице слышна 
Это снова на дворе поёт весна 
Птичьи трели засвистели 
И капели зазвенели 
Светлой музыкой вся улица полна. 

Припев:

Закрывайте (____________) шире двери 

Засыпайте (_____________) птицы, звери 
Отступила добрая (________) зимушка зима 
Позабыли мы про стужу 
Стали нам совсем не нужны 
Зной (_______) и немая тишина 
Летний (___________) холод и немая тишина. 

2.Что за музыку я слышу за окном 
Все растаяло что было зимним сном 
И весенним водопадом звон сосулек громко капал 
Засмеялось, зазвучало все кругом. 

3.Эта музыка как вешняя вода 
С нею нам не будет скучно никогда 
Та мелодия повсюду 
Вместе с нею петь я буду 
Эту музыку запомню навсегда.


Слова для справок:

Открывайте

Просыпайтесь

Злая

Холод

Зимний



Антонимы – это слова противоположные по смыслу, они бывают только одной части речи, делают нашу речь более выразительной и привлекательной.







Выполняют задания, в которых новые знания встречаются в сочетании с ранее изученными






Самостоятельно выполняют тесты













Работа в группе

Читают песню, припев, находят несоответствие, исправляют, включается музыка, дети поют песню

Познавательные:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,его строении, свойствах, связи. Коммуникативные:строить монологические высказывания, учитывать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию

8.  Рефлексия деятельности

(итог урока)

Вернемся к нашей ВЕСНЕ.

- Какой сегодня урок у нас получился?

У нас солнышко без лучиков, небо без облаков

Если у вас на уроке все получилось прикрепляем лучик, если не все гладко – облачко, а если совсем плохо – то капельки дождя.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;


личностные:смыслообразование

9. Домашнее задание

Индивидуальное домашнее задание: на карточках индивидуальные задания для каждого ученика. Внимательно прочитайте. Какие есть вопросы?

Задают вопросы по существу, фиксируют запись в дневник

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в т ч во внутреннем плане