СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Что такое глагол" 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Что такое глагол" 2 класс»

Открытый урок по русскому языку во 2 «Д» классе на тему: «Что такое глагол?»

Учитель: Лемешевская А.Е

Тема урока: «Что такое глагол?»

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока: знакомство с глаголом как частью речи, его отличительными чертами.

Предметные задачи урока:

- научить распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;

- обосновывать правильность отнесения слова к глаголу;

- выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания;

Метапредметные задачи урока:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- извлекать информацию из учебного текста;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- применять сделанные выводы на практике;

Личностные задачи урока:

- вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнерам;

- выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения, участвовать в диалоге

Планируемые результаты:

- понимать и принимать учебную задачу;

- определять глаголы в речи;

- составлять предложения с глаголами;

- выяснять значение глаголов в речи;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке





Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Мы тетрадки открываем

И к работе приступаем.


  1. Актуализация знаний.


Начнем наш урок с минутки чистописания.

А для этого приготовим свои пальчики.


Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – большачок,

Пропишем букву Ее


Спиши. Вставь пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Улы..ка, руч..и, д..рить, птич..ка, яго..ка, снеж..нка.

(Проверка по образцу, самооценка)


  1. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и целей урока.


Учитель: посмотрите на слова, которые записали. Найдите лишнее слово.

- Почему оно лишнее?

- Как определили, что эти слова – имена существительные?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие бывают имена существительные?

- На какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные?


Учитель: слово дарить не является существительным. Почему?

- А какая это часть речи? (глагол)

- На какой вопрос отвечает? (что делать?)

- Что обозначает? ( действие предмета)

-О чем мы будем говорить на уроке?

4. Открытие нового знания

- Послушайте сказку

В стране « Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше  смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать.

- что стала делать трава? (зеленеть)

- что стал делать кот? (бегать, спать, мяукать)

- Какая часть речи оживила существительные? (глагол)

- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?

- Зачем они нам нужны?


Работа с учебником.

Учитель: откройте учебник на с. 68, разберем упр.116.

-Рассмотрите картинки. Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета. ( Моет, поливает, стирает, читает).

- На какой вопрос отвечают эти слова? ( Что делает?)

- К какой части речи они относятся ( к глаголу).

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.


Учитель: ребята, давайте составим одно предложение. (Мальчик моет посуду.)

Запишите его в тетрадь и подчеркните главные члены предложения.

- Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

- Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)


  1. Работа по теме урока.

Учитель: ребята, как распознать глаголы в речи?

- Давайте обратимся к слову «дарить» и составим алгоритм определения глагола.

- Как вы считаете, каким должен быть первый шаг алгоритма.

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

(Справа на доске)

    1. Поставить к слову вопрос

  2. Узнать, что оно обозначает

  1. Определить часть речи


Используя алгоритм, докажите, к какой части речи относится слово «дарить».

1. С правилом и алгоритмом мы познакомились, давайте попробуем теперь их применить. Работая в парах отгадайте загадки и подчеркните глаголы в текстах загадок (КАРТОЧКА, ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ)


Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасила витрины? (ЗИМА)


Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (БЕЛКА)

- Зачитайте загадку и отгадки .

-Самопроверкой по слайду оцените свою работу. (Слайд 4)

- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки.

Проверка: у кого все верно покажите зеленый цвет, у кого есть ошибка красный.


Физминутка.


Я буду называть глаголы, а вы показывать действия.

(Махать, плыть, бежать, стоять, прыгать, нагнуться, жмуриться, сесть)


  1. Первичное закрепление.


Обратимся к учебнику. На с. 69 упр.118.

- Из какого стихотворения записанные строки. ( Путаница)

- Помогите распутать путаницу. Запишите правильно действие каждого героя.

1 вариант – записывает 1 четверостишие.

2 вариант - записывает 2 четверостишие.

Глаголы подчеркнуть двумя линиями.

Проверка: у кого все верно покажите зеленый цвет, у кого есть ошибка красный.


Задание (на карточках): Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.

Чтение -

Плавание -

Свист -

Рисование -

Ходьба -

Треск -


Задание: К данным именам существительным подберите глаголы, называющие действие животных. (устно)

Утка … . крякает

Корова… . мычит

Собака… . лает

петух… . кукарекает

Котенок… . мяукает

Ворона … . каркает


  1. Итог урока.

Учитель: ребята, давайте проверим как вы усвоили тему урока.

Ответьте на вопросы.

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?



  1. Рефлексия


! – Молодец, всё выполнял верно.

+ - Хорошо, но есть ошибки

- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.

! Молодец, всё выполнял верно.



+ Хорошо, но есть ошибки



- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.
























Приложения


Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасила витрины?

( )

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? ( )

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасила витрины?

( )

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

( )

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасила витрины?

( )

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

( )

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасила витрины?

( )

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

( )


задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.


Чтение - ___________

Плавание -_________

Свист -____________

Рисование -________

Ходьба -___________

Треск -____________