Открытый урок по русскому языку во 2 «Д» классе на тему: «Что такое глагол?»
Учитель: Лемешевская А.Е
Тема урока: «Что такое глагол?»
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Цель урока: знакомство с глаголом как частью речи, его отличительными чертами.
Предметные задачи урока:
- научить распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
- обосновывать правильность отнесения слова к глаголу;
- выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания;
Метапредметные задачи урока:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- извлекать информацию из учебного текста;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- применять сделанные выводы на практике;
Личностные задачи урока:
- вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнерам;
- выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения, участвовать в диалоге
Планируемые результаты:
- понимать и принимать учебную задачу;
- определять глаголы в речи;
- составлять предложения с глаголами;
- выяснять значение глаголов в речи;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
Мы тетрадки открываем
И к работе приступаем.
Актуализация знаний.
Начнем наш урок с минутки чистописания.
А для этого приготовим свои пальчики.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – большачок,
Пропишем букву Ее
Спиши. Вставь пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Улы..ка, руч..и, д..рить, птич..ка, яго..ка, снеж..нка.
(Проверка по образцу, самооценка)
Самоопределение к деятельности. Постановка темы и целей урока.
Учитель: посмотрите на слова, которые записали. Найдите лишнее слово.
- Почему оно лишнее?
- Как определили, что эти слова – имена существительные?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие бывают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные?
Учитель: слово дарить не является существительным. Почему?
- А какая это часть речи? (глагол)
- На какой вопрос отвечает? (что делать?)
- Что обозначает? ( действие предмета)
-О чем мы будем говорить на уроке?
4. Открытие нового знания
- Послушайте сказку
В стране « Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать.
- что стала делать трава? (зеленеть)
- что стал делать кот? (бегать, спать, мяукать)
- Какая часть речи оживила существительные? (глагол)
- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?
- Зачем они нам нужны?
Работа с учебником.
Учитель: откройте учебник на с. 68, разберем упр.116.
-Рассмотрите картинки. Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета. ( Моет, поливает, стирает, читает).
- На какой вопрос отвечают эти слова? ( Что делает?)
- К какой части речи они относятся ( к глаголу).
Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»
- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?
Дети читают правило в учебнике.
Учитель: ребята, давайте составим одно предложение. (Мальчик моет посуду.)
Запишите его в тетрадь и подчеркните главные члены предложения.
- Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)
- Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)
Работа по теме урока.
Учитель: ребята, как распознать глаголы в речи?
- Давайте обратимся к слову «дарить» и составим алгоритм определения глагола.
- Как вы считаете, каким должен быть первый шаг алгоритма.
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
(Справа на доске)
1. Поставить к слову вопрос
2. Узнать, что оно обозначает
Определить часть речи
Используя алгоритм, докажите, к какой части речи относится слово «дарить».
1. С правилом и алгоритмом мы познакомились, давайте попробуем теперь их применить. Работая в парах отгадайте загадки и подчеркните глаголы в текстах загадок (КАРТОЧКА, ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасила витрины? (ЗИМА)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (БЕЛКА)
- Зачитайте загадку и отгадки .
-Самопроверкой по слайду оцените свою работу. (Слайд 4)
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки.
Проверка: у кого все верно покажите зеленый цвет, у кого есть ошибка красный.
Физминутка.
Я буду называть глаголы, а вы показывать действия.
(Махать, плыть, бежать, стоять, прыгать, нагнуться, жмуриться, сесть)
Первичное закрепление.
Обратимся к учебнику. На с. 69 упр.118.
- Из какого стихотворения записанные строки. ( Путаница)
- Помогите распутать путаницу. Запишите правильно действие каждого героя.
1 вариант – записывает 1 четверостишие.
2 вариант - записывает 2 четверостишие.
Глаголы подчеркнуть двумя линиями.
Проверка: у кого все верно покажите зеленый цвет, у кого есть ошибка красный.
Задание (на карточках): Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.
Чтение -
Плавание -
Свист -
Рисование -
Ходьба -
Треск -
Задание: К данным именам существительным подберите глаголы, называющие действие животных. (устно)
Утка … . крякает
Корова… . мычит
Собака… . лает
петух… . кукарекает
Котенок… . мяукает
Ворона … . каркает
Итог урока.
Учитель: ребята, давайте проверим как вы усвоили тему урока.
Ответьте на вопросы.
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
Рефлексия
! – Молодец, всё выполнял верно.
+ - Хорошо, но есть ошибки
- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.
! Молодец, всё выполнял верно. | |
+ Хорошо, но есть ошибки | |
- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать. | |
Приложения
Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасила витрины? ( ) | Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? ( ) |
Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасила витрины? ( ) | Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? ( ) |
Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасила витрины? ( ) | Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? ( ) |
Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасила витрины? ( ) | Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? ( ) |
задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.
Чтение - ___________
Плавание -_________
Свист -____________
Рисование -________
Ходьба -___________
Треск -____________