СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Деление слов на слоги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Деление слов на слоги"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата: 15.03

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие «нового» знания

Тема урока:

Деление слов на слоги.

Цель содержательная:

Формирование умения делить слова на слоги

Цель деятельностная:

Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов

Задачи:

  1. 1) учить определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков;

  2. 2) развивать умения наблюдать и делать вывод, какой звук образует слог; делить слова на слоги; определять количество звуков в слоге;

  3. 3) воспитывать умение работать в паре, оценивать результаты своей деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия: слог, слово

Личностные результаты

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-проявление доброжелательности, внимательности, помощь в ходе учебной деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

-анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные УУД

-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

Коммуникативные УУД

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Предметные умения:

научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ресурсы

экран, компьютер, мультимедийный проектор; задания для групповой работы; наглядный материал




Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


– Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу.
– У вас на столах изображения улыбок. Они нам будут помогать во время всего урока.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя


Проверяют готовность к уроку


Отвечают

II. Минутка чистописания

-Откройте тетради и запишите число.

-В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания.

-Для чего она нужна?

На доске: в, т. с, л, к, э ( слайд 3)
– Какую букву будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.
– Определите порядок написания букв и элементов шрифта в цепочке:

Ээ

Эхо

-Что вы знаете о звуках этой буквы?

-Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.

-Вспомните урок окружающего мира: как возникает эхо?
Работа в паре. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
– Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием?

Слушают учителя


Работают в тетрадях

Письмо заглавной и строчной в соединении с другими буквами и буквосочетаниям письмо слогов, слов, предложений 

Словарная работа

-Для чего мы изучаем новые словарные слова?

-Для того чтобы узнать, какое словарное слово мы изучим, отгадайте загадку:

Кур ворует и цыплят.
Тащит маленьких зайчат.
И кому ж всю ночь не спится?
Рыжей, хитренькой (лисицей)

– Как выглядит лисица? Какого цвета могут быть лисы?

Все прекрасно знают, кто такая лисица. Вот, что она о себе говорит.

- Я – лисица – хищный зверёк с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ещё слово лисица употребляется в переносном значении. Так говорят о хитром, льстивом человеке.

Запишите новое словарное слово.
-Разделите слово на слоги, поставьте ударение. Какая орфограмма спряталась в слове?

-Молодцы.


Отгадывают загадку

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Записывают слово


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Какие слова называются синонимами? Антонимами?

Про­чи­тай­те слова па­ра­ми, как называются такие слова?

вы­со­ко – низко

да­ле­ко – близ­ко

по­то­лок – пол

-Какими способами можно узнать, сколько слогов в слове?

-Молодцы.

Слушают учителя


Отвечают на вопросы


IV.Этап выявления места и причины затруднения


- Как называются слова, которые состоят из одного слога? (односложные)

- Как называются слова, которые состоят из двух слогов? (двусложные)

- Что такое трехсложные слова?

- Я буду называть вам разные слова, а вы, если в слове 1 слог, хлопаете в ладоши; если 2 слога – топаете ногами; если три слога – приседаете.

Лес, кашка, звон, дом, слон, медуза, собака, тапки, школа, курица, соль, мама, мир.

-Что мы сейчас делали?

-Как вы думаете, какова тема урока?
Физминутка для глаз.



Дополняют слоги




Формулируют тему


V. Этап построения проекта выхода из затруднения


– Подумайте, какова цель нашего урока?

  1. -Как задачи мы должны выполнить? 1) учить определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков;

  2. 2) развивать умения наблюдать и делать вывод, какой звук образует слог; делить слова на слоги; определять количество звуков в слоге;

3) воспитывать умение работать в паре, оценивать результаты своей деятельности.

-Где могут пригодиться наши знания?

Формулируют цели урока


VI. Этап реализации построенного проекта


1. Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 34)

— Прочитайте. Как называется это стихотворение? Почему?

— Когда мы используем считалки?

— Выполните задание в парах.

— Какие слова из считалки вы подобрали к первой схеме? ко второй? И т. д.

Упр. 6 (с. 34)

— Рассмотрите рисунки.

— Какие предметы изображены? Назовите их.

— Разделите слова на слоги.

— Выполните задания.

Стул, пенал, заяц, воробей, карандаш.

-Проверим. У кого так? Поставьте себе «+». Кто ошибся? Что нужно повторить?

Работают в учебнике


Работают в паре



Один ученик работает у доски, остальные в тетради

Делают вывод

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Работа по учебнику. Работа в группе.

Упр. 7 (с. 35)

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте.

— Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто автор этой сказки?

— Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. (Дед.)

— Обоснуйте свой ответ.

— Запишите предложения. Над каждым словом обозначьте цифрами количество слогов в нём.

-Вспомните правила работы в группе.

(Ученики разыгрывают сценку в группах по ролям.)

Физминутка

Правила игры: если называется слово – можно выполнять любые движения, если слог – дети замирают.

Работают с учебником









Выполняют задание





выполняют разминку


VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выберите для самостоятельной работы задание на выбор: (слайд 12)

  1. Разделить слова на слоги.

  2. Разделить слова на столбики по количеству слогов.

  3. Составь слова, используя данные слоги. Определи количество слогов цифрой.

См. приложение 1.

– О чём нужно помнить при выборе задания?

-У кого всё правильно, поставьте себе «+».

-Кто допустил ошибку? Что нужно повторить?


Выбирают задание







проверяют

IX. Этап включения в систему знаний и повторения


– В чём упражнялись на уроке?
Закончите предложения: (слайд 16)

-Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных,...

- Мне стало известно, что слог — это ...

- Мне было интересно выполнять …

– Чью работу вы хотели бы отметить?

Подводят итоги урока


X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

– Вы довольны своей работой на уроке?
– Если ваше настроение осталось таким же солнечным, то мы можем показать наше дружелюбие к маленькой улитке, прикрепив рядом свою «улыбку».



Высказывают слова благодарности