Урок по русскому языку
В 3-А классе
Главные члены предложения.
Второстепенные члены
предложения
учитель начальных классов
Сыромятова К.А.
Цели. Формировать понятия члены предложения, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое. Развивать умения ставить вопросы к главным членам предложения, находить основу предложения определять главные и второстепенные члены предложения, доказывать свое мнение, воспитывать аккуратность, старательность.
Оборудование. Схема «Предложение. Члены предложения».
1. Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных зн-ний.
Устный словарный диктант. Один ученик на доске комментирует выделяя орфограммы, все пишут в тетрадях.
С любым из слов составляют предложение, лучшее записывают и комментируют, разбирают.
Вы уже показали, что умеете составлять предложения и комментировать. Зачем надо составлять предложения.
Сейчас вы и составите предложение по картинке, по вопросам и по смыслу.
На доске картинка с изображением осени в виде девушки в осеннем наряде, идущей по лесу.
И вопросы: какая? Что? Что делает? Где?
Составляют предложение.
Что? Что делает?
Осень гуляет
Распространим предложение с помощью вопросов и по смыслу (открыть закрытые вопросы).
Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Формирование понятия члены предложения.
Составляют предложение записывают его в тетрадях комментируя. Один ученик на доске.
Золотая осень гуляет по лесам.
Поставьте к каждому слову вопрос
Какое слово ост.без вопроса? (по - предлог)
Предлоги как и вопросы служат для связи слов в предложении, слов, к которым можно поставить вопросы.
Но сами предлоги членами предложения не являются и вопрос к ним поставить нельзя.
Ск-ко слов членов предложения к которым можно поставить вопрос в этом предложении? (4)
Назовите их.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы будем формировать понятие члены предложения гл.чл. предложения, второстепенные чл.пр., подлежащее, сказуемое, развивать умения ставить вопросы к гл.предлож., нходить основу предлож., опред. Гл. и втор. чл. Предлож.
Всё это необходимо нам для того чтобы наша речь была грамотной, правильной, выразительной и красивой и точной.
2. Формирование понятия члены предложения главные и второстепенные. О чём идёт речь в этом предложении?
- Какое слово указывает на то, о чём гов. В предлож.? (слово осень)
- На какой вопрос оно отвечает? Что?,
- Является ли это слово членом предложения? (Да)
Член предложения, который указывает о ком или о чём гов. в предлож. наз-ся подлежащим, т.е. лежащим в основе предложения.
Подлежащее мы подчеркиваем одной чертой. Подчеркивают. Всё на доске. Дети работают в тетрадях.
Что же гов. об осени? (осень гуляет)
На какой вопрос отв. это слово? (что делает)
Является ли оно членом предложения? (да)
Член предложения, указывающий на то, что гов. о подлежащем, называется сказуемым, т.е. сказанным о подлежащем. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения, т.к. только они передают основной смысл высказывания.
Все остальные члены предложения называются второстепенными. Они уточняют и расширяют смысл предложения.
Назовите второстепенные члены предложения.
На какие вопросы они отвечают?
Работа с учебником. Ознакомиться с правилом на стр.27 учебника.
А сейчас проверим насколько внимательно вы слушали и поняли.
Что же обозначает подлежащее?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
Что раскрывает сказуемое?
На какие вопросы отвечает сказуемое?
Какова роль второстепенных членов предложения?
На какие вопросы они отвечают?
4. Тренировка в определении главных и второстепенных членов предложения.
- Записывают одно предложение из упр. 42.
- Определяют главные члены предложения, основу предложения, подчёркивают их.
- Устанавливают связь слов в предлож. по вопросам. Выделяют второстепенные члены предложения.
- Какое слово без вопроса?
Закрепление и осмысление.
Понаблюдаем над ролью подлежащего и сказуемого в предложении.
На доске 2 предложения.
Высоко в небе летели…
Скоро…все листья с деревьев.
- какой член предлож. пропущен в первом предложении?
- что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее?
- вставьте подходящее по смыслу слово, подчеркните его.
- какой член предложения пропущен во втором предложении?
- что неизвестно, когда пропущено сказуемое?
- вставьте подходящее по смыслу слово. Подчеркните его.
А сейчас проверим умеете ли вы самостоятельно восстановить деформированное предложение, запишите его и определите гл.члены предложения, подчеркните их и покажите связь гл.чл.предлож. с второстепенными чл.предлож. с помощью вопросов и по смыслу.
Лес и грустным стал нет, тёмным скоро. Записывают. Проверка. Когда? Разбор.
Скоро лес станет тёмным и грустным.
Обобщение и систематизация новых знаний.
Схема. Предложение. Слова
Не члены предложения. Главные члены пр-я (подлежащее
Открываем по мере обобщения сказуемое) Кто? Что? Что делает?
Отвечают дети Второстепенные чл.предлож.
Через…. Кого? Кому? Где? Когда? Чей?
К ним поставить
Вопрос
Из чего состоит предложение?
Назовите главные члены предложения.
На какие вопросы они отвечают?
Что они обозначают?
Какие члены предложения кроме главных вы ещё знаете?
На какие вопросы они могут отвечать?
Какие слова не являются членами предложения?
Модно ли к ним подобрать вопрос?
Оценивание уч-ся, комментирование оценок.
Домашнее задание – выучить правило с.27, упр.39