СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему Имя существительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему Имя существительное.Урок проходит в занимательной форме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему Имя существительное»

СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ БЕЗРОДНЫХ с ДМЦ




























Учитель начальных классов

пилипенко наталья Александровна








2016-2017 учебный год

Тема урока: Имя существительное (Слайд 1)

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по данной теме.

Задачи:

  1. Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.

  2.   Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.

  3. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение) (Слайд 3)


Тип урока: повторение изученного материала

Оборудование: ИД, картинки, карточки, кроссворд, таблицы.

ХОД УРОКА



  1. Орг.момент. Сообщение темы, целей урока (слайды 1, 2)


- Здравствуйте, ребята! Дорогие гости!

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране русского языка и продолжим знакомиться с удивительным миром имён существительных, их признаками.

- Цель нашего урока закрепить умения находить имена существительные, ставить к ним вопрос, определять где одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные. Познакомимся и научимся определять число имён существительных.

  1. Упражнения в чистописании (слайд 3)

- Отгадайте загадку:


Прилетели галки в поле

И уселись на снегу.

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу (буквы).


- Сегодня мы напишем прописную и строчную букву Пп и ее соединения с другими буквами.


Пп п п

Помидор, капуста, огурец, петух

- Какое слово лишнее? Подчеркните его. Почему? (огурец – нет буквы П, петух – не овощ)

- Составьте предложение с любым из данных слов. Запишите.


  1. Актуализация знаний. Повторение изученного (слайд 4 – 7 )


- Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

    • Наша речь состоит из предложений.

    • Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

    • Каждое слово в предложении обозначает какую-нибудь часть речи.


1. Лексико – грамматические признаки имен существительных

- Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы)

- Такие группы слов (части речи) называются именами существительными. Что такое имя существительное? - Вспомним все, что мы знаем об имени существительном.


Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?


- Назовите предметы, которые изображены на слайде. Найдите среди них предметы, явления природы, события.

Упражнение 1.

В каждую группу существительных напишите по три слова

Явления природы: что? мороз, ….

События: что? праздник, ….

Животные: кто? кошка, ….

2. Одушевленные – неодушевленные имена существительные

Упражнение 2.

Разделите слова на группы.

Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.

По какому признаку вы разделили слова? Запишите в два столбика.

врач

голубь

воробей

стрижи

девочка

чайка

свеча

кувшин

пальто

карандаш

встреча

класс

- На какой вопрос отвечают имена существительные в первой группе? (Кто?) во второй? (Что?) Что они обозначают?


Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные – отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные

- Назовите одушевленные (неодушевленные) предметы, изображенные на рисунках.


По своему значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.


Упражнение 3.


- Назовите имена собственные и нарицательные.

Подобрать к имени существительному нарицательному имя собственное: город …, улица …, страна …, озеро …, корова …, девочка … .

Физкультминутка

У. Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.

IV. Введение новых знаний (слайды )

Работа по теме урока

Число имен существительных. Изменение существительных по числам.

- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один – много)

- Назовите существительные, которые обозначают один предмет (много предметов).

И мена существительные употребляются в единственном и во множественном числе.

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.).

Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)


Упражнение 4.

Запишите слова в два столбика.

Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.

По каким признакам вы делили слова? Почему?

дерево

девочка

завод

ученик

язык

травы

корзины

города,

сороки

деревни

- Сколько предметов обозначают слова первой группы (второй группы)? В каком числе употреблены эти существительные? (1 – ед.ч., 2 – мн.ч.)

Упражнение 5.

Запишите слова во множественном числе.

ед.ч.

волна

ягода

яблоня

сова

воробей

бревно

помидор

чиж


мн.ч.

волны

ягоды

яблони

совы

воробьи

брёвна

помидоры

чижи

- Что изменилось у имен существительных во мн.ч.? (окончания слов)

  1. Работа по учебнику.

Стр. 156 упр.444


  1. Повторение. Работа по карточкам

Образуй от данных слов множественное число. Выдели окончание.

книга - _____________________ дорога - _____________________

гора - ______________________ слово - ______________________

друг - ______________________ дерево - _____________________

брат - ______________________ прут - ______________________



  1. КРОССВОРД


  1. Рефлексия. Итог урока (слайд 22)



- Что называется именем существительным?

- Какие бывают имена существительные?

- Что может обозначать имя существительное?

- В каком числе могут употребляться имена существительные?

  1. Оценивание


  1. Домашнее задание

Стр. 156 упр.443