СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имён существительных по вопросам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имён существительных по вопросам"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имён существительных по вопросам"»

Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

Цель: Создать благоприятные условия для ознакомления детей о формировании умения распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода, правильно писать и обосновывать выбор безударных окончания имён прилагательных и существительных, систематизировать знания об имени прилагательном, как части речи.

Задачи:

1) Развивать умение распознавать творительный и предложный падежи

2) Умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;


3) Уточнить представления о понятиях имя прилагательное.

4) Воспитывать любовь и интерес к языку

Планируемые результаты:

личностные: создание условий для развития интереса к изучаемой теме

метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с детьми деятельность по изучению темы урока

предметные: познакомить детей с творительным и предложным падежах мужского и среднего рода.

Оборудование: учебник, компьютер.













Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный
момент.





















































Основной

















Физминутка














































































Заключительный












5-7 минут






















































25-30 минут


Здравствуйте ребята! Садитесь! Сегодня я у вас проведу урок по русскому языку. Давайте с вами проверим готовность к уроку.


Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны будете сказать, какая часть речи здесь встречается.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!


Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.


Что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает?














Как определить род, число или падеж имени прилагательного?























Найдите словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного, выпишите, их распределив на группы с твердым согласным на конце основы и с мягким согласным на конце основы.


Всю ночь разъяренный ветер свистел и ухал в горах.  По жесткому снегу бежала лисица. У лисы был удивительный хвост.  






Найдите в предложении Творительный и предложный падежи.


Под окнами дома была зелёная лужайка.

В окнах лесной хижины горел свет.

Птицы пролетели над полями , над горами.

В полях уже поспела золотистая рожь.



Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего с вами урока?

Если мы говорили о прилагательном с твердым согласным на конце основы- как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить?

Тема нашего урока «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»



Сейчас мы с вами просклоняем прилагательные вместе с существительными

заснеженный лес, синее небо.














Какие окончания прилагательных мужского и среднего рода в каждом падеже вы знаете?















Потрудились - отдохнем,

Встанем - глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



Откройте свои учебники на странице 54. Сейчас мы выполним упражнение 103.


1. Прочитайте. Поставьте вопросы к выделенным прилагательным, укажите их падеж и род.



Мой брат рассказывал, как однажды ранним зимним утром вышел он из лесной избушки и на морозе сразу почувствовал себя бодрым и весёлым. Всё было покрыто блестящим пушистым инеем. В своём зимнем утреннем уборе каждое дерево резко выделялось на светлом фоне зари. Иней красивыми звёздочками сверкал в прозрачном воздухе. Мой брат долго любовался прекрасным видом зимней природы.













2. Выпишите в один столбик прилагательные в творительном падеже вместе с существительными, в другой столбик прилагательные в предложном падеже.








3. Сравните окончания прилагательных в творительном и предложном падежах. В чём различие?




Молодцы ребята хорошо выполнили упражнение, теперь давайте приступим к выполнению следующего упражнения, упражнение 104.


Составьте предложения с данными словами.

Утренним, утреннем; вчерашним, вчерашнем; верхним, верхнем; старым, старом; ближним, ближнем; ранним, раннем; горячим, горячем.


Сейчас мы с вами будем выполнять следующее упражнение, упражнение 105.


Допишите окончания прилагательных поставьте к ним вопросы и укажите падеж.

(К какому?) К весеннему (Д.п) севу, весенн.... утром, на последн... уроке, зимн.... спортом, о зимне... спорте, с каменист... откоса, на письменн.... столе, за письменн.... столом, в шахматн... турнире, близк... друга.









Молодцы вы хорошо выполнили упражнение. Сейчас вы самостоятельно выполните упражнение 106, а потом мы его с вами проверим.

Напишите в нужном падеже. Составьте предложение с одним из словосочетаний.

(Зимнее холодное) времени, в (чистый свежий) воздухе,под(старый развесистый) дубом,в(сплошной осенний) тумане, стакан (горячий) чая.






Сейчас мы с вами будем выполнять упражнение 107.

1. Спишите. Допишите окончания и обозначьте падеж прилагательных.

1 Солнце поднималось из-за даль.. леса.2 Путники отдыхали у лесн.. озера. 3 Над син.. озером клубился туман. 4 Железнодорожная станция была за ближн.. леском. 5 В соседн.. селе звонко закричал петух.





2. Выполните разбор первого, второго и третьего предложения по членам предложения и частям речи.











Рефлексия:

Оцените свою работу на уроке. Какого цвета ладошку вы выберете?

 

Если у вас все получалось, поднимите - красную ладошку.


Если что-то не получалось – зеленую ладошку.


Если вам нужна помощь, поднимите - синюю ладошку. 


Итог урока:

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что имя прилагательное, на какие вопросы отвечает?

Как определить род, число или падеж имени прилагательного?

Домашнее задание:

Повторить, что мы проходили на этом уроке.




Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.




Часть речи имя прилагательное








Имя прилагательное – это самостоятельная, знаменательная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имя прилагательное изменяется по родам и числам. Имя прилагательное всегда связано с именем существительным, стоит в том же роде, числе, что и имя существительное.


Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано ( трудный день - М. р. , (ый-ий)

трудная задача - Ж. р. ,(ая-яя)

трудное слово - С. р. )(ое-ее)

Единственное число - какой? какая? какое?

Множественное число - какие? (ые-ие)

Чтобы определить падеж имени прилагательного, нужно: найти существительное, к которому относится прилагательное; определить падеж существительного; по падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

А окончание написать по вопросу прилагательного, т.к. в вопросе окончание ударное

Например: Какому? Значит-старому (окончание-ому)



С твердым согласным на конце основы:

разъяренный ветер

красное солнце

жесткому снегу

удивительный хвост








Под окнами (Т.п) дома была зелёная лужайка.

В окнах (П.п) лесной хижины горел свет.

Птицы пролетели над полями (Т.п), над горами.

В полях (П.п) уже поспела золотистая рожь.


Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.









М. р.

Дальний дом

И. п. дальний дом

Р. п. дальнего дома

Д. п. дальнему дому

В. п. дальний дом

Т. п. дальним домом

П. п. о дальнем доме

С. р.

Синее небо

И. п. синее небо

Р. п. синего неба

Д. п. синему небу

В. п. синее небо

Т. п. синем небом

П. п. о синем небе


Мужского рода:

И. п. –ой, -ый, -ий

Р. п. –ого, его

Д. п. –ому, -ему

В. п. –ой, -ый, -ий

Т. п. –ым, -им

П. п. –ом, -ем.

Среднего рода:

И. п –ое, -ее

Р. п. –ого, -его

Д. п. –ому, -ему

В. п. –ое, -ее

Т. п –ым, -им

П. п. –ом, -ем














Учащиеся открывают учебники и выполняют упражнение вместе с учителем.





1. Мой брат рассказывал, как однажды (каким?) ранним (Т.п, ср.р) ( каким?) зимним (Т.п, ср.р) утром вышел он из лесной избушки и на морозе сразу почувствовал себя (каким?) бодрым Т.п, м.р) и (каким?) весёлым (Т.п, м.р). Всё было покрыто ( каким?) блестящим (Т.п, м.р) (каким?) пушистым Т.п, м.р) инеем. В своём (каком?) зимнем (П.п, м,р) (каком?) утреннем (П.п, м.р) уборе каждое дерево резко выделялось на (каком?) светлом (П.п, м.р) фоне зари. Иней красивыми звёздочками сверкал в (каком?) прозрачном (П.п, м.р) воздухе. Мой брат долго любовался (каким?) прекрасным (Т.п, м.р) видом зимней природы.


2.В творительном падеже:

ранним утром, зимним утром, почувствовал бодрым, почувствовал весёлым, блестящим инеем, пушистым инеем, прекрасным видом.

В предложном падеже:

в зимнем уборе, в утреннем уборе, на светлом фоне, в прозрачном воздухе.

В творительном


3. В творительном падеже прилагательных мужского рода гласная в окончании ы/и, а в предложном падеже – гласная о/е.









Учащиеся составляют предложения.














(Каким?) весенним (Т.п) утром, (На каком?) на последнем уроке (П.п), (Каким?) зимним (Т.п) спортом, (О каком?) о зимнем (П.п) спорте, (С какого?) с каменистого (Р.п) откоса, (На каком?) на письменном (П.п) столе, (За каким?) за письменным (Т.п) столом, (В каком?) в шахматном (П.) турнире, (Какого?) близкого (Р.п) друга.












Зимнее, холодное время.(какое?) - И.п.

В (каком?) чистом, свежем воздухе - П.п.

Под (каким?) старым, развесистым дубом - Т.п.

В (каком?) сплошном, осеннем тумане - П.п

Стакан (какого?) горячего чая - Р.п.








1. Солнце поднималось из-за дальнего (р. п.) леса. 2. Путники отдыхали у лесного (р.п.) озера. 3. Над синим (т.п.) озером клубился туман. 4. Железнодорожная станция была за ближним (т.п.)  леском. 5. В соседнем (п.п.) селе звонко закричал петух.


2. 1. Солнце (сущ.) поднималось (гл.) из-за (пр.) дальнего (прилаг.) леса (сущ.).

2. Путники (сущ.) отдыхали (гл.) у (пр.) лесного (прилаг.) озера (сущ.).

3. Над (пр.) синим (прилаг.) озером (сущ.) клубился (гл.) туман (сущ.).





Учащиеся оценивают свою работу на уроке.













Учащиеся вспоминают о чём говорили на уроке и отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, являются самостоятельная работа и проверка результата усвоения темы.
























































































Познавательные УУД:

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов по определенному признаку):

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;












































































































































































Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!