Тема: Правописание непроизносимые согласных.
Класс: 5
Учитель: Воробьёва И.С.
Цели урока:
1) предметные:
продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;
развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.
2) метапредметные:
корректировать и развивать
логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
умение связно и грамотно излагать свои мысли;
внимание, память, эмоциональную сферу;
коммуникативные качества речи;
3) личностные:
формировать
положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
уважительное, бережное отношение к родному языку;
умение рационально использовать время;
Методы: постановка проблемных вопросов.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: повторение изученного.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационное начало урока (приветствие, запись в тетрадь числа, словосочетания «классная работа»).
2. Оптимизация знаний, определение темы урока.
Тема урока на доске записана не полностью. Только слово «Правописание…».
Учитель:
- Ребята, тема урока опаздывает, но она прислала письмо с заданием, которое поможет определить тему урока.
На экране слова:
Опас(н,тн)ость
У(з. с)кий
Ярос(н. тн)ый
Ска(з, с)ка
Интере(с, тн)ный
- Что нужно сделать с этими словами? (Выбрать правильно букву).
- Как вы это сделаете? (Подберем проверочное слово так, чтобы сомнительный согласный слышался отчетливо).
- Запишите слова, подбирая проверочное слово, выделяя корень слова. (У доски работает один человек).
Опасность – опасен (корень -опасен-)
Узкий – узенький (корень -уз-)
Яростный – ярость (корень -ярост-)
Сказка – сказочка (корень -сказ-)
Интересный – интересен (корень -интерес-)
Проверка выполненной работы, выставление оценки.
- Какие звуки обозначают вставленные вами буквы? (Согласные звуки).
- В какой морфеме находятся эти буквы? (Эти буквы находятся в корне слова).
- Продолжите тему урока:
- Правописание (каких звуков?) непроизносимых согласных .
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Чему вы можете научиться на уроке с данной темой? (Написанию согласных в корне).
- Вспомните, как проверить написание согласных в корне. (Слово необходимо изменить таким образом, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стоял гласный. Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы согласный слышался отчетливо).
3. Практическая работа.
Работа по карточкам в парах. Два человека у доски.
Задание: выбрать необходимую букву, подобрав проверочное слово.
Похо(д,т)ка, кре(б,п)кий, поз(д,дн)о, про(с,з)ьба, тро(ст, с)ник, ги(б,п)кий, ужа(с,ст)ный, хле(с,ст)уть, ре(з,с)кий, па(с,ст)бище, сча(с,ст)ливый.
Походка – ходить, крепкий – крепость, поздно – опоздать, просьба – просить, тростник – тросточка, гибкий – гибок, ужасный – ужасен, хлестнуть – хлестать, резкий – резок, пастбище – пасти, счастливый – счастье.
Проверка, взаимопроверка, выставление оценок.
4. Физминутка.
5. Закрепление темы.
- Вы хорошо справились с заданием. Следующее задание будет сложнее, но я уверена, вы с ним справитесь.
- Выполнение упражнения 38.
- Найдите слова с непроизносимым и сомнительным согласным в корне, устно объясните их написание.
До чего же сегодня день прелестный.
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Проверка выполнения.
Сегодня (необходимо запомнить), прелестный – прелестен, солнце – солнышко, празднично (необходимо запомнить), местность – место, местечко, окрестность (окрестить), сердца – сердечко.
- Очень хорошо. Следующее задание даст вам возможность побыть писателями.
6. Творческое задание.
- Посмотрите в окно. На дворе бабье лето. Используя слова из предыдущего упражнения, напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень».
Проверка, чтение сочинений, взаимопроверка правильности написания слов с непроизносимой и сомнительной согласной. Выставление оценок.
8. Итог урока.
- С какой орфограммой на уроке работали? (Правописание согласного в корне).
- Как проверить написание согласного в корне? (Изменить слово таким образом, чтобы этот согласный произносился и слышался отчетливо).
- Сдавая тетради, прикрепите смайлик: веселый – уверен в своих знаниях, грустный – сомневаюсь.
9. Домашнее задание.
- Подготовить словарную работу по теме «Правописание согласного в корне слова». (10 слов) или упражнение 37.
Раздаточный материал
Практическая работа.
Работа по карточкам в парах.
Задание: выбрать необходимую букву, подобрав проверочное слово.
Похо(д,т)ка, кре(б,п)кий, поз(д,дн)о, про(с,з)ьба, тро(ст, с)ник, ги(б,п)кий, ужа(с,ст)ный, хле(с,ст)уть, ре(з,с)кий, па(с,ст)бище, сча(с,ст)ливый.
Найдите слова с непроизносимым и сомнительным согласным в корне, устно объясните их написание.
До чего же сегодня день прелестный.
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Творческое задание.
Посмотрите в окно. На дворе бабье лето. Используя слова из предыдущего упражнения, напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень».