ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 «Б» класс
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Новикова Н.Н.
23.10.2018
Тема | Перенос слов |
Класс | 2 |
Образовательное учреждение | МОУ ТСОШ №14,п.Томилино |
Педагогические цели | Создать условия для ознакомления учащихся с переносом слов по слогам, формирования умения переносить слова |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые УУД: Предметные результаты | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета |
Личностные результаты | Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
Метапредметные результаты | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; логические – сравнивают, классифицируют по заданным критериям. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия и термины | Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация, карточки, таблица «Правила переноса слова» |
Ход урока
(Слайд 1)
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | - Знаете, ребята, вчера со мной произошел интересный случай. Иду я из школы и слышу шум во дворе. Кругом никого нет. Оказывается, это птички на заборе такой шум подняли. Что за птички, не скажу, сами отгадайте. Слушайте внимательно, а слова отгадки запишите в тетради. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Актуализация опорных знаний. Словарная работа. | Индивидуальная. Практический. Письмо | - Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик – чирик! Не робей! Я бывалый … - Окраской сероватая, Повадкой – вороватая. Крикунья хрипловатая – Известная персона Это … - Верещунья, белобока, И зовут её … - Что за слова мы записали? Проверка по слайду. Слайд 2 | Записывают слова: Воробей Ворона Сорока Словарные слова Самооценка: ! + - | Вырабатывают каллиграфический почерк, проверяют знания написания словарных слов | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя, беседа | И решила я узнать, из-за чего спор у птиц вышел. И оказывается, они тоже ходят в лесную школу. А учитель у них – Мудрая Сова, дала им домашнее задание. Написать предложение: Пушистый снежок укрыл землю. (Слайд3) А слово землю не помещается на строке. Что же им делать? Что нужно знать? (Слайд 4) | Слушают учителя и отвечают на вопрос Выводят тему урока: Перенос слов. Цель: узнать правила переноса. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа в группах | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | И сейчас, ребята, вы сами их откроете. -У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. (Слайд 5) (Приложение 1) План работы такой: 1. Прочитай слова. 2. Обрати внимание на выделенные буквы. 3. Посмотри, где стоит знак переноса. 4. Сформулируй правило переноса слов. (Слайд 6) (Приложение 2 ) 1 гр. Ка-ран-даш, то-пор, мо-роз. Стол, крот, класс 2 гр. Улей, змея Зай-ка, Конь-ки Вместе: Ван-на, кас-са (Слайд 7) | Читают, отвечают на вопросы, выполняют задания Переносим по слогам 1 букву не оставляют и не переносят Слог, состоящий из 1 гласной Й и ь не отделяются. Знак переноса ставится между удвоенными согласными | Расширяют свои знания о языке. Сравнивают слова по возможности переноса с одной строки на другую | Беседа по вопросам |
2. Работа по учебнику. Перенос слов с одной строки на другую (упр. 108) | Фронтальная. Практический. Письмо | Объясняет задание, контролирует его выполнение | Выполняют задание | Выдвигают критерии группировки слов | Упражнение |
Муз. физминутка (Слайд 8) |
3.Игра «Лишнее слово» (Работа по карточкам). | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Письмо, беседа | Подчеркните слова, которые нельзя переносить. заяц голова юла медведь нос кубик лев рука мячик - Как можно назвать одним словом слов из первого столбика? - Как можно назвать одним словом слов из второго столбика? - Как можно назвать одним словом слов из третьего столбика? - К каждому столбику добавьте свое слово, которое можно переносить. | Животные Части тела Игрушки | Распознают слова, которые нельзя переносить | Беседа по вопросам, письмо |
V. Включение в систему знаний и повторений 1. Игра «Найди ошибку» | Фронтальная. Словесный, практический. Письмо | (Слайд 9) У-лица Ошиб –ка Па-льто За –йка Коробо-к (Слайд 10) Составить с любым словом предложение. Подчеркнуть грамматическую основу. | Ули – ца Ошиб – ка Паль-то Зай –ка Ко-ро –бок Комментирование с места | Находят ошибки. Составляют предложение, подчеркивают грамматическую основу. | Письмо |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | Возвращаемся к началу урока. - Поднимите руку, кто теперь сможет помочь птицам выполнить задание? (Слайд 11) (Слайд 12) - Оцените свою работу. (Слайд 13) Если вы считаете, что усвоили тему на "отлично", нарисуйте себе веселое солнышко. (щелчок) Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения -- солнышко за тучкой (щелчок) Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте тучку(щелчок) | Отвечают на вопросы Слово землю можно перенести по слогам. Поднимают руку при появлении картинок. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VII. Домашнее задание. С.72 у.109 | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения (Слайд 14) | Слушают учителя, делают записи | Принимают цель, содержание и способы выполнения задания | |
Приложение 1
План работы:
1. Прочитай слова.
2. Обрати внимание на выделенные буквы.
3. Посмотри, где стоит знак переноса.
4. Сформулируй правило переноса слов.
Приложение 2
1 группа. Ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.
Стол, крот, класс
2 группа. Улей, змея
Зай-ка, Конь-ки
Вместе: Ван-на, кас-са
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
Переносим слово по слогам.
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку.
Не переносят слова, которые имеют один слог и слог состоящий из одной гласной.
Буква Й и Ь не отделяют от стоящей перед ними буквы.
Знак переноса ставится между удвоенными согласными.
Приложение 3
заяц голова юла
медведь нос кубик
лев рука мячик
Самоанализ урока по русскому языку
Класс: 2 «Б»
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Перенос слов».
Цели урока направлены на формирование всех групп УУД:
Предметных : познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую;
Метапредметных : развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, строить умозаключения;
Личностных: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества, взаимопомощи;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник, тетради, карточки.
Задачи:
дети научатся делить слова на части для переноса, переносить слова с учётом их особенностей, работать в парах, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, содействовать в ходе урока формированию умения слушать, понимать друг друга, договариваться и сотрудничать.
Данный урок проводится при изучении раздела «Слова, слова, слова…». Тема урока неразрывно связана с предыдущей темой «Слог. Ударение».
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов.
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими уроками.
Структура построения урока соответствует его целям и дидактическим задачам. Основным этапом является этап открытия новых знаний.
На уроке использованы следующие методы обучения:
- словесные;
-наглядные (ИКТ, карточки) ;
-практические (работа в тетрадях);
- игровые;
На уроке применены технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, групповая, индивидуальная.
Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально. Поддерживался высокий темп работы.
На момент проведения урока дети готовы к восприятию данной темы и имеют достаточный запас знаний. Дети усвоили деление слов на слоги. Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
Личностные: Проявление интереса к новому учебному материалу, самостоятельно делать выводы.
Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы, обобщения; находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на предыдущих уроках, поиск и выделение необходимой информации, способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение).
Регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: контролировать и оценивать учебные действия.
Коммуникативные: развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли.
Тему урока и цель определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации мыслительной и практической деятельности исследовательского характера. Детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Считаю, что главный этап урока – это совместное открытие знания, на котором дети определяли основные моменты в изучении темы и мотивировались на дальнейшую работу. На всех этапах данного урока просматривалось личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимися, прослеживалась система работы по формированию у младших школьников умения самостоятельно учиться:
формирование навыков постановки учебной задачи;
совместное со школьниками планирование достижения учебных целей;
организация поиска детьми способа решения учебной задачи;
включение школьников в анализ и оценку собственных способов планирования учебной деятельности.
Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения детей к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи. Проводилась работа по уточнению, расширению и обогащению словарного запаса учащихся.
В итоге учащиеся справились со всеми заданиями в полном объёме. Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные цели и задачи.
Выбранные формы и методы позволили организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС.