СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме " Что такое суффикс" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме " Что такое суффикс" 3 класс»

Тема урока«Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята у вас на партах лежат смайлики трех цветов . Поднимите смайлик вашего настроения.

- А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.

2. Минутка чистописания

- Начнем мы наш урок как обычно с минутки чистописания.

- А теперь внимательно прочитайте предложение на доске.

-Спишите , соблюдая правила каллиграфии.

- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи в предложении.

3. Актуализация знаний
- Над какой большой темой мы с вами работаем на уроках русского языка?
- С какими частями слова вы уже познакомились?

- Что такое корень, кто мне даст определение? (Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

 Как найти корень?

( Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть).

- Какая часть слова нам ещё знакома?

- Давайте вспомним, что такое окончание? ( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

- Как найти окончание ?

(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).

- А ещё какая часть слова нам известна?

- Что такое приставка? Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)

- Как найти приставку в слове?

(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой).

4. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку:


Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(Ёж)

-Запишите в тетрадь слово еж.

-Как называют ребенка ежа? Ежонок.

-Теперь запишите слово ежонок

- Теперь скажите как зовут маму ежонка ? (Ежиха.)

-Запишите слово ежиха.

- Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).

- Выделите известные части в этих словах. 

Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)

Почему вы её никак не обозначили?

-Чтобы узнать, как называется часть слова после корня, нужно разгадать кроссворд.

5. Формулировка темы урока и постановка проблемы

- Ребята, чтобы узнать, как называется эта часть слова, вам нужно разгадать кроссворд.

-Какое слово получилось?

С

У

Ф

Ф

И

К

С

- Сформулируйте тему урока.

А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся? Мы должны понять:

Что такое суффикс?

Где стоит суффикс?

Для чего служит суффикс?

Как найти в слове суффикс?

6. Работа по теме урока.

СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

1. Открытие нового.

- Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

- Возьмите КАРТОЧКУ и ответьте на вопросы.

- Какая это часть слова?

- После чего стоит?

- Перед чем стоит?

- Для чего служит?

- Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.

2. Первичное закрепление. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?

Упр. 165 (стр. 89).

- Прочитайте группы слов.

- Сравните слова в каждой группе. Что вы можете сказать про эти слова? Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?

- Какой вывод можем сделать?

- Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).

- Сделаем фонетический разбор слова ЗВЕЗДА.

упр. 166 с.90

-Прочитайте текст. О каком городе говорится?

-Кого называют словом Тверечи? Чем они славились?

-Выполняем письменное задание.

- Выписать однокоренные слова с суффиксами -ич-, -ск-.

У доски работает ученик, остальные работаю самостоятельно.

4. Закрепление полученных знаний

1. Работа в группах.

- Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.

Подобрать _________________ слова.

Найти ________, ___________.

Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

- Зачитайте, что у вас получилось.

- Сверьте с учебником (стр. 90)

2. Тетради на печатной основе.

С.47 упр.115. Работа в парах.

- Прочитайте задание.

- Работать будем парами. Составьте 4 слова с суффиксами которые вам даны. Пара, которая справилась с заданием берется за руки и поднимает их вверх.

С. 47 упр.116.

- Прочитайте задание.

- Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.

- По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.


7. Итог урока. Рефлексия

Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :

  1. Я узнал……

  2. Я научился….

  3. Мне понравилось….

  4. Я затрудняюсь….

  5. Моё настроение….

8. Домашнее задание. Стр. 89, 90 правило Упр. 167.







Карточка.

Ответьте на вопросы:

- Какая это часть слова?

- После чего стоит?

- Перед чем стоит?

- Для чего служит?


Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.







Карточка.

Ответьте на вопросы:

- Какая это часть слова?

- После чего стоит?

- Перед чем стоит?

- Для чего служит?


Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.







Карточка.

Ответьте на вопросы:

- Какая это часть слова?

- После чего стоит?

- Перед чем стоит?

- Для чего служит?


Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.



Карточка.

Ответьте на вопросы:

- Какая это часть слова?

- После чего стоит?

- Перед чем стоит?

- Для чего служит?


Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.







Карточка.

Ответьте на вопросы:

- Какая это часть слова?

- После чего стоит?

- Перед чем стоит?

- Для чего служит?


Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.







Карточка.

Ответьте на вопросы:

- Какая это часть слова?

- После чего стоит?

- Перед чем стоит?

- Для чего служит?


Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.