Тема урока: «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята у вас на партах лежат смайлики трех цветов . Поднимите смайлик вашего настроения.
- А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.
2. Минутка чистописания
- Начнем мы наш урок как обычно с минутки чистописания.
- А теперь внимательно прочитайте предложение на доске.
-Спишите , соблюдая правила каллиграфии.
- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи в предложении.
3. Актуализация знаний
- Над какой большой темой мы с вами работаем на уроках русского языка?
- С какими частями слова вы уже познакомились?
- Что такое корень, кто мне даст определение? (Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
Как найти корень?
( Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть).
- Какая часть слова нам ещё знакома?
- Давайте вспомним, что такое окончание? ( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
- Как найти окончание ?
(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).
- А ещё какая часть слова нам известна?
- Что такое приставка? Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)
- Как найти приставку в слове?
(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой).
4. Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадку:
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(Ёж)
-Запишите в тетрадь слово еж.
-Как называют ребенка ежа? Ежонок.
-Теперь запишите слово ежонок
- Теперь скажите как зовут маму ежонка ? (Ежиха.)
-Запишите слово ежиха.
- Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).
- Выделите известные части в этих словах.
Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)
Почему вы её никак не обозначили?
-Чтобы узнать, как называется часть слова после корня, нужно разгадать кроссворд.
5. Формулировка темы урока и постановка проблемы
- Ребята, чтобы узнать, как называется эта часть слова, вам нужно разгадать кроссворд.
-Какое слово получилось?
- Сформулируйте тему урока.
А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся? Мы должны понять:
Что такое суффикс?
Где стоит суффикс?
Для чего служит суффикс?
Как найти в слове суффикс?
6. Работа по теме урока.
СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.
1. Открытие нового.
- Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.
- Возьмите КАРТОЧКУ и ответьте на вопросы.
- Какая это часть слова?
- После чего стоит?
- Перед чем стоит?
- Для чего служит?
- Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
2. Первичное закрепление. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?
Упр. 165 (стр. 89).
- Прочитайте группы слов.
- Сравните слова в каждой группе. Что вы можете сказать про эти слова? Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?
- Какой вывод можем сделать?
- Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).
- Сделаем фонетический разбор слова ЗВЕЗДА.
упр. 166 с.90
-Прочитайте текст. О каком городе говорится?
-Кого называют словом Тверечи? Чем они славились?
-Выполняем письменное задание.
- Выписать однокоренные слова с суффиксами -ич-, -ск-.
У доски работает ученик, остальные работаю самостоятельно.
4. Закрепление полученных знаний
1. Работа в группах.
- Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.
Подобрать _________________ слова.
Найти ________, ___________.
Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
- Зачитайте, что у вас получилось.
- Сверьте с учебником (стр. 90)
2. Тетради на печатной основе.
С.47 упр.115. Работа в парах.
- Прочитайте задание.
- Работать будем парами. Составьте 4 слова с суффиксами которые вам даны. Пара, которая справилась с заданием берется за руки и поднимает их вверх.
С. 47 упр.116.
- Прочитайте задание.
- Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.
- По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.
7. Итог урока. Рефлексия
Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :
Я узнал……
Я научился….
Мне понравилось….
Я затрудняюсь….
Моё настроение….
8. Домашнее задание. Стр. 89, 90 правило Упр. 167.
Карточка.
Ответьте на вопросы:
- Какая это часть слова?
- После чего стоит?
- Перед чем стоит?
- Для чего служит?
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
Карточка.
Ответьте на вопросы:
- Какая это часть слова?
- После чего стоит?
- Перед чем стоит?
- Для чего служит?
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
Карточка.
Ответьте на вопросы:
- Какая это часть слова?
- После чего стоит?
- Перед чем стоит?
- Для чего служит?
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
Карточка.
Ответьте на вопросы:
- Какая это часть слова?
- После чего стоит?
- Перед чем стоит?
- Для чего служит?
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
Карточка.
Ответьте на вопросы:
- Какая это часть слова?
- После чего стоит?
- Перед чем стоит?
- Для чего служит?
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
Карточка.
Ответьте на вопросы:
- Какая это часть слова?
- После чего стоит?
- Перед чем стоит?
- Для чего служит?
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.