План - конспект урока
Класс: 3А
Предмет: русский язык
Дата проведения: 08.02.2024
Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.
Тип: урок «открытия» нового знания
Цель: организация деятельности учащихся по изучению и формированию первоначальных умений правильно писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения.
Задачи:
- дидактическая: способствовать ознакомлению с безударными окончаниями имен существительных 2-го склонения; формировать умение находить и писать слова с безударными окончаниями имен существительных 2-го склонения в предложениях;
- развивающая: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; развивать познавательную активность детей при изучении написания безударных окончаний имен существительных 2-го склонения, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при выполнении упражнений на нахождение и написание слов с безударными окончаниями имен существительных 2-го склонения в предложениях; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;
- воспитательная: воспитывать культуру общения; воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.
Планируемые результаты:
- умеют проявлять навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умеют проявлять интерес к предмету при изучении правописания безударных окончаний имен существительных 2-го склонения;
- умеют осознавать важность и необходимость правильного употребления нормированной речи;
Регулятивные:
- умеют планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами;
- умеют составлять план и последовательность действий;
- умеют делать выводы по теме и обобщать;
- умеют принимать и сохранять учебную задачу;
- контролируют и оценивают свои действия;
Коммуникативные:
- умеют работать в парах и группах;
- умеют слышать, слушать и понимать друг друга, отвечают на вопросы учителя;
- умеют включаться в диалог с учителем и учащимися, соблюдая правила речевого поведения;
- умеют формулировать собственные мысли при изучении написания безударных окончаний имен существительных 2-го склонения;
Познавательные:
- умеют осознавать познавательную задачу;
- умеют читать, извлекая нужную информацию из текста учебника о написании безударных окончаниях имен существительных 2-го склонения;
- умеют выявлять известное и неизвестное;
- знают, как склоняются слова с безударными окончаниями имен существительных 2-го склонения;
- умеют находить и правильно писать слова с безударными окончаниями имен существительных 2-го склонения в предложениях.
Ресурсы: часть С.В. Иванов. Русский язык. 3 класс. Учебник «Начальная школа 21 века» в двух ч. Часть 2. Презентация, раздаточный материал, листы самооценивания.
Организация пространства: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Структура урока
Организационный этап
Знакомство.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Зарина Газинуровна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Как ваше настроение? (ответы детей)
Эмоциональный и мотивационный настрой к уроку.
- А сегодняшний урок мы с вами начнем с пословицы. А звучит она так: Учиться всегда пригодится. Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей). Это пословица означает, что учеба всегда полезна, а сам навык получать новые знания всегда нужен. Смысл пословицы в том, что грамотному человеку открыты все дороги. Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.
Проверка готовности к уроку.
- Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку? Учебники, ручки, карандаши? Нет ли ничего лишнего? Молодцы. В таком случае начнем наш урок.
Чистописание
- А теперь откройте тетради, положите их правильно, под наклоном, правильно возьмите ручку, спинки выпрямите. Запишите число: «8 февраля. Классная работа».
- Давайте проведем минутку чистописания. Запишите слоги: ДИ, СЕ, ЧИ. 1 слог пропишите на первой строке, 2 слог на второй строке, 3 слог на третьей строке. Так же запишите девиз нашего урока «Учиться всегда пригодиться».
Проверка усвоения материала прошлого урока.
- Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока. Вы изучали написание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. Давайте просклоняем слово сумка по падежам. Пусть один из вас выйдет к доске. Все остальные работают в тетрадях.
И.п сумка
Р.п сумки
Д.п сумке
В.п сумку
Т.п сумкой
П.п сумке
- Я вижу, что вы закончили. Давайте проверим (проверяем).
- Хорошо, ребята. Я рада, что вы усвоили этот материал. А теперь приступим к изучению новой темы.
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности
Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуальных затруднений в учебном действии
- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте слова (вагон, болото, человек, ваза). Какое слово здесь лишнее? (ваза) Почему оно лишнее? (относиться к 1-му слонению). А мы ведь с вами уже умеем склонять существительные 1-го склонения, да? А к какому склонению относятся слова вагон, болото и человек? (2скл) Давайте попробуем просклонять слово человек по падежам. Не забудьте поставить ударение и выделить окончание. (выполняют)
И.п человек
Р.п человека
Д.п человеку
В.п человека
Т.п человеком
П.п человеке
- Куда падает ударение во всех падежах? Верно, ударение падает на 2-ую букву Е. Получается, что это существительное с безударным окончанием.
Целеполагание.
Как вы думаете, какую цель мы с вами сегодня поставим перед собой? Цель: научиться склонять имена существительные 2-го склонения с безударным окончанием. Исходя из цели, давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения».
IV. Организация познавательной деятельности.
Определение последовательности действий на уроке.
- Чтобы достичь нашей цели определим последовательность действий на уроке, то есть определим то, что мы будем сегодня делать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь вы видите рассыпанный план нашего урока. Ваша задача - соотнести начало и конец предложений и расположить их в правильной последовательности. Работу выполняем в парах, в парах мы работаем дружно и сообща.
Узнаем, как склоняются существительные 2-го склонения с безударным окончанием.
Научимся склонять существительные 2-го склонения с безударным окончанием.
Научимся находить существительные 2-го склонения с безударным окончанием в предложениях.
- Чтобы оценить свою деятельность на уроке, на ваших столах лежат листочки под №1 - это листы самооценивания. После каждого этапа мы будем оценивать свою деятельность.
2. Поиск решения
- Открываем учебники на странице 57. Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения. Давайте прочитаем их.
- Давайте определим к какому роду относятся эти слова. Сейчас давайте разберем слова слон и колесо. Сравните их. В чем их сходство, и в чем различие? (слова 2 склонения с ударными окончаниями и с безударными окончаниями ничем не отличаются, только в и.п и в.п у них окончания разные, а в остальных одинаковые). Получается, что существительные 2 склонения с безударным окончанием и с ударным окончанием имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах, кроме и.п и в.п.
- Давайте проверим, действительно ли это так? Запишите у себя в тетрадях слова окно и стол. Просклоняйте их. Давайте проверим.
- Получается вы можете просклонять существительные 2-го склонения с безударными окончаниями исходя из того, как склоняются слова слон и колесо. Или же выучить таблицу окончаний имен существительных 2-го склонения.
- А сейчас давайте разберем слово июль. Как вы думаете, почему в этом слове окончания не совпадают со словом слон? Ведь слово июль тоже м.р. и имеет нулевое окончание. (ответы детей). Верно, потому что слово июль имеет ь знак, который смягчает слово. Давайте попробуем просклонять слово конь. Совпадают ли окончания слова конь со словом июль? Значит, мы можем сделать вывод, что если существительное имеет ь знак, вы можете проверить их со словом июль.
- А теперь возьмите, пожалуйста, свои листочки под №1 - листы самооценивания и прочитайте ещё раз первый пункт. Мы узнали как склоняются существительные 2-го склонения с безударным окончанием? (да) Оцените себя – если вам все понятно, поставьте рядом с ним, галочку, если остались какие-то вопросы, вопросительный знак. А теперь можете отложить листы самооценивания на край парты, чтобы они вам не мешали.
- Откройте страницу 58. Посмотрите на маленькую схему, где даны окончания существительных 2-склонения. Это будет вашей маленькой шпаргалкой.
- А сейчас, давайте разберем упражнение 1. Пусть кто-нибудь прочитает задание. Значит вам нужно будет списать текст, вставляя пропущенные окончания имен существительных. В скобочках напишите падеж этого существительного.
- Давайте проверим. (проверяем: небо – и.п, июня – р.п, солнце – и.п, озером – т.п, утро – и.п, медведем – т.п). Молодцы, ребята.
- А сейчас давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку. Аккуратно встаньте из-за парт. Повторяйте за мной. (3 раза)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
- Молодцы, садитесь на свои места.
- Давайте продолжим. Вы сейчас будете работать в парах. Я раздам вам листы со словами. Вам нужно определить падеж существительных 2 склонения. Поняли что нужно сделать? Слова: волка – р.п, домом – т.п, полем- т.п, (об)окне – п.п, село – и.п, счастью – д.п, отца-р.п., медведя- р.п, пакету – д.п, полотенцем- т.п, фен – и.п, (о)кольце – п.п)
- Давайте проверим (проверяем). Молодцы, ребята.
- А сейчас давайте поработаем с текстом в группах. Я раздам вам текст. Вам нужно найти существительные 2-го склонения и определить их падеж.
Текст:
Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом. Однажды я пришёл к дубу и поставил скамейку. С утра до позднего вечера я сидел на этой скамейке. Свежесть манила меня. Об этом дубе я рассказал своим друзьям. С тех пор это наше любимое место отдыха.
- Давайте проверим, начнем с 1-й группы. (проверяем)
Ответ: Рос на опушке могучий дуб (и.п.). Был он самым заметным в округе. Стоял великан (и.п.) и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром (т.п.) стелилась изумрудная трава под деревом. (т.п.) Однажды я пришёл к дубу (д.п.) поставил скамейку. С утра до позднего вечера (р.п.) я сидел на этой скамейке. Свежесть манила меня. Об этом дубе (п.п.) я рассказал своим друзьям. С тех пор это наше любимое место (и.п.) отдыха (р.п.).
- А теперь возьмите, пожалуйста, свои листочки под №1 - листы самооценивания и прочитайте второй и третий пункт. Оцените себя – если вам все понятно, поставьте рядом с ними, галочку, если остались какие-то вопросы, вопросительный знак.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Соотнесение результатов с поставленными задачами (листы самооценивания)
- Итак, ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь её? Какие действия для этого совершили? Возьмите, пожалуйста, ваши листы самооценивания – листочки под №1. Посмотрите, всё ли мы с вами выполнили? Всем ли всё было понятно? У кого-нибудь остались вопросы? Хорошо, молодцы.
Самооценка учащихся собственной учебной деятельности (листы для самооценивани)
- А теперь мы предлагаем вам закончить вот эти предложения и оценить свою собственную учебную деятельность.
Сегодня я узнал...
Я понял, что...
Я научился...
Я смог...
Мне было интересно...
Ваша задача - выбрать одно из этих предложений и закончить его. Подумайте немного. Итак, давайте начнём. Каждый говорит по одному предложению.
Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание. Просклонять по падежам слова день, одеяло, телефон, диван. Надеюсь, полученные сегодня знания понадобятся вам и в дальнейшем. Спасибо большое за урок. До свидания!