СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Значение суффиксов" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Значение суффиксов" 3 класс»

Тема: Значения суффиксов


Цель: познакомить с ролью суффикса в словах.

Задачи:

1.Учить находить суффикс в слове.

2. Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов.

3.Обогащать словарный запас.

4.Развивать способности анализиро­вать, планировать свою деятельность во внешней речи с помощью учителя.

5.Развивать учебно-познавательный интерес.


1. Организационный этап

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг, другу, пожелайте хорошего настроения.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Словарная работа.

..бед, уж..н, ст..лица, к..мпьют..р, п..трушка, ов..щи, г..рох, ..гурец, п..м..дор, ..г..род, вторн..к, тракт..р.

2. Карточка «Правила»

Давайте, вспомним правила и заполним карточку. Проверка.

-Что вы знаете о корне?

Корень - это главная часть слова, общая часть родственных слов

Что такое окончание? -Окончание- это изменяемая часть слова, которая образует форму слова служит для связи слов в предложении.

-Что ж вы знаете  о приставке?

-Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

-Что ж вы знаете  о суффиксе? -Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.


3. Этап постановки цели урока и планирования работы

На доске:

Час, часовщик, часики

-Что вы можете сказать об этих словах? -Все слова являются однокоренными, общая часть слова – корень.

Выделите корень. Выделите остальные части слова.

-Какая часть слова послужила для образования данных слов? -Суффикс.

- Как изменилось значение слова?

- Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова? -уменьшительно-ласкательный суффикс ик, при помощи суффикса щик, образовалось слово-профессия

-Как называется  этот способ словообразования? -Суффиксальный.

(Можно использовать сказку о суффиксе см. приложение 1)

- Сформулируйте тему урока. -Сегодня на уроке мы будем изучать значение суффиксов.

Что мы должны узнать о суффиксах? Цель урока: -узнать, какие значения могут иметь суффиксы

4. Этап изучения новых знаний и способов действия

Каждый суффикс имеет свое значение и выполняет большую строительную работу.

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах. Работа в группах

1группа

Образовать с помощью суффиксов –ик-, слова, обозначающие маленький предмет

Нос, слон, хвост, дом, ключ, дождь.

Какое значение слову придаёт суффикс? Уменьшительная функция.


2группа

Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова

Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива

Какое значение слову придают суффиксы? Уменьшительно – ласкательные суффиксы.


3группа

Образовать с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь- слова - профессии

Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.

Какое значение слову придают суффиксы? Профессия или род занятий


4 группа

Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,

Какое значение слову придают суффиксы? Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.


5 группа

Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог

Какое значение слову придаёт суффикс? Увеличительная функция.


6 группа

Образовать с помощью суффиксов -н-, -ов -, новые слова. - имена прилагательные

Мороз, вечер, туман, липа, чай, берёза

Какое значение слову придаёт суффикс? Имена прилагательные


(Выступление от каждой группы.) Оценивание выступлений

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами.

Дом-домик-домишко, брат-братик-братищка. Одни звучат ласково, другие пренебрежительно, иронически. (деваха ,старикан, старикашка)


2. Работа по учебнику.

Упр. 170 (с. 92).

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей. -это суффиксы –ёнок-, -онок

Этап применения изученного

1. Работа в паре.

Карточка.

- Подбери и напиши подходящий суффикс. Проверь получившийся текст.

Снег укутал деревья. Дуб______ в мохнатой шап_____.

На вет_____ деревьев белый шарф_______.

Молодая ёл ______ спряталась в сугробе. Не страшен деревьям холод и мороз!


2. Работа по учебнику.

Упр. 172( с. 92)

       (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

       - Какое значение придают эти суффиксы словам?


Этап подведения итогов урока


Дополни предложение

Сегодня на уроке:

1. Я узнал…
2. Я понял…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
5. Для меня было открытием, что…
6. Могу порадоваться успехам…

Домашнее задание: Упр. 176 (с. 94).
















Корень - это ________________часть слова, _______________ часть _______________ ________________слов.


Окончание - это ____________________________ слова, которая образует _______________ слова и служит для ________________________________________

_________________________.


Приставка - это ___________________________слова, которая ___________________

___________________ и служит для ___________________________________________.


Суффикс - это ______________________________слова, которая __________________ ________________________и служит для ______________________________________

_____________________.






Корень - это ________________часть слова, _______________ часть _______________ ________________слов.


Окончание - это ____________________________ слова, которая образует _______________ слова и служит для ________________________________________

_________________________.


Приставка - это ___________________________слова, которая ___________________

___________________ и служит для ___________________________________________.


Суффикс - это ______________________________слова, которая __________________ ________________________и служит для ______________________________________

_____________________.






Корень - это ________________часть слова, _______________ часть _______________ ________________слов.


Окончание - это ____________________________ слова, которая образует _______________ слова и служит для ________________________________________

_________________________.


Приставка - это ___________________________слова, которая ___________________

___________________ и служит для ___________________________________________.


Суффикс - это ______________________________слова, которая __________________ ________________________и служит для ______________________________________

_____________________.

1группа

Образовать с помощью суффиксов –ик- новые слова. Выделить суффиксы.

Нос, слон, хвост, дом, ключ, дождь.

Какое значение слову придаёт суффикс?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________




2группа

Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- новые слова. Выделить суффиксы.

Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива

Какое значение слову придают суффиксы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________




3группа

Образовать с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь- новые слова. Выделить суффиксы.

Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.

Какое значение слову придают суффиксы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________




4 группа

Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок- – новые слова. Выделить суффиксы.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь.

Какое значение слову придают суффиксы?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________




5 группа

Образовать с помощью суффиксов –ищ- новые слова. Выделить суффиксы.

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог.

Какое значение слову придаёт суффикс?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________





6 группа

Образовать с помощью суффиксов -н-, -ов -, новые слова.

Мороз, вечер, туман, липа, чай, берёза.

Какое значение слову придаёт суффикс?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________










































- Подбери и напиши подходящий суффикс. Проверь получившийся текст.


Снег укутал деревья. Дуб______ в мохнатой шап_____.

На вет_____ деревьев белый шарф_______.

Молодая ёл ______ спряталась в сугробе. Не страшен деревьям холод и мороз!




- Подбери и напиши подходящий суффикс. Проверь получившийся текст.


Снег укутал деревья. Дуб______ в мохнатой шап_____.

На вет_____ деревьев белый шарф_______.

Молодая ёл ______ спряталась в сугробе. Не страшен деревьям холод и мороз!




- Подбери и напиши подходящий суффикс. Проверь получившийся текст.


Снег укутал деревья. Дуб______ в мохнатой шап_____.

На вет_____ деревьев белый шарф_______.

Молодая ёл ______ спряталась в сугробе. Не страшен деревьям холод и мороз!




- Подбери и напиши подходящий суффикс. Проверь получившийся текст.


Снег укутал деревья. Дуб______ в мохнатой шап_____.

На вет_____ деревьев белый шарф_______.

Молодая ёл ______ спряталась в сугробе. Не страшен деревьям холод и мороз!





- Подбери и напиши подходящий суффикс. Проверь получившийся текст.


Снег укутал деревья. Дуб______ в мохнатой шап_____.

На вет_____ деревьев белый шарф_______.

Молодая ёл ______ спряталась в сугробе. Не страшен деревьям холод и мороз!





- Подбери и напиши подходящий суффикс. Проверь получившийся текст.


Снег укутал деревья. Дуб______ в мохнатой шап_____.

На вет_____ деревьев белый шарф_______.

Молодая ёл ______ спряталась в сугробе. Не страшен деревьям холод и мороз!



Приложение 1.



Сказка про суффиксы



Сейчас я расскажу вам сказку про суффиксы:

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: “Маленький дом”.

“Домик”, - написал -ик-.

“Большой дом”

“Домище”, - писал -ищ-.

“Старый, дряблый дом”.

“Домишко”, писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, усмехнулся -ишк-,

- Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому, что это было неправильно.