Тема урока: «Приставка»
1. Оргмомент. Мотивация учащихся.
- Здравствуйте.
- К какому уроку надо было подготовиться?
- Что необходимо для урока?
- Итак, начинаем урок русского языка.
2. Актуализация знаний
Чистописание
- Посмотрите, что перед нами записано? (пословица)
- О чем эта пословица? Какое имеет значение? (Ничто не может быть достигнуто без усилий).
- Итак, записываем число, классная работа. Запишите эту пословицу в тетрадь.
- Какие орфограммы нам встретились в этой пословице? (Заглавная буква в начале предложения, безударная проверяемая гласная в корне слова, звонкая/глухая согласная в середине слова).
На доске: з о о р м *
- Составьте слово из данных букв, являющееся синонимом к слову «стужа».
- А что такое синонимы?
- Какой ещё синоним можно подобрать к слову «мороз»? (Холод.)
- А что такое антонимы?
- А какие антонимы можно подобрать к данному слову? (Жара, зной, тепло.)
- Запишите слово «мороз».
- Поставьте ударение. Выделите орфограммы.
- Подберите однокоренные слова к слову «мороз». (Морозный, морозец, заморозки, заморозить, заморозка.)
- Докажите, что записанные слова являются однокоренными (имеют общую часть и близки по значению). Выделите корень.
– Что такое корень слова? (Главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.)
- Как пишется корень в родственных словах? (Одинаково).
3. Введение новой информации
Постановка учебной проблемы (задачи)
Слайд 1.
* Посмотрите на рисунок. Расскажите, какие действия выполняет собака.
*Запишите слова, обозначающие разные действия собаки. Выделите корень. (Выходит, подходит, уходит, входит, обходит).
* Как можно назвать эту группу слов? Почему? (Однокоренные слова.)
* Что в них общего? Какой корень в этих словах?
* Чем они различаются? (Отличаются частью, которая находится перед корнем.)
* Какой вопрос у вас возникает? (Как называется часть слова, стоящая перед корнем? Для чего она служит (нужна)?)
Открытие нового знания.
* При образовании данных слов ( выходит, уходит, …) мы подставляли перед корнем новые части слова (вы, об, у…). Как же называется часть слова, стоящая перед корнем? (Приставка).
* Почему для каждого слова художник сделал отдельный рисунок? (Собака выполняет разные действия. Слова, обозначающие действия собаки, имеют разное значение.)
* Какая часть слова помогла образовать слова с новым значением? (Приставка).
*Графически на письме она обозначается так (слайд 2).
* Для чего же служат приставки? (Для образования новых слов.)
Постановка темы, целей.
* Какова тема урока?
* Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать всё о приставке: где она находится в слове, для чего служит, как обозначается; научиться находить в словах приставки; образовывать слова с помощью приставок.)
4. Работа над лингвистическим содержанием правила.
- Откройте страницу 57. Давайте прочитаем правило.
Работа в парах. *Проанализируйте еще раз записанную группу слов, выделите в них приставки и ответьте на вопросы.
Слайд 3
Вопросы:
Что такое приставка? Приставка – это ______________________
Где находится? Находится ________________________________
Для чего служит? Служит ________________________________
Физкультминутка.
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершать.
Слайд 4
5. Овладение новой информацией.
Составление алгоритма нахождения в словах приставки
-На доске слова «подводный», «заболеть».
- А теперь я попрошу вас выделить приставки в данных словах. Какой у вас возникает вопрос? (Как найти в слове приставку?)
-Составим «Шаги к умению находить в слове приставку».
Работайте в парах. Возьмите листочки, прочтите «шаги», посоветуйтесь и прономеруйте нужную последовательность шагов по нахождению приставки в словах.
Давайте проверим.
Слайд 5
1.подбери однокоренные слова
2.выдели корень
3.отметь часть слова перед корнем-приставку
4.назови приставку
* Составление алгоритма на доске фронтально, разбирая слова «подводный», «заболеть» ( 2 ученика по очереди у доски).
Фронтальная работа с комментированием.
Слайд 6
- Перед нами записаны слова и даны приставки. Составьте и запишите слова с данными приставками.
-Писать, читать, лететь.
Пере- про-
Пере- движение с одного места на другое или повторное выполнение действия
Про-законченное действие
Слайд 7
Вставь подходящую по смыслу приставку, выдели приставку.
Проверка: сначала отвечают учащиеся, потом образец – на слайде.
Слайд 8
-Как можно озаглавить текст? (Зима)
- Напишите название текста.
Работа с загадками.
1. Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберезовик)
2. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я - … .
(Подосиновик)
3. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
Слайд 9
-Какое растение лишнее?
-Составьте предложение с каким-либо словом.
-Вернемся к пословице. В каком слове есть приставка?
-Выделите ее.
6. Рефлексия.
На полях нарисуйте пёрышко, кому было легко, и штангу – кому было трудно.
7. Итог урока.
-Какая у нас была тема урока?
-Что узнали о приставке?
-Как найти в слове приставку?
-Какие приставки бывают в словах?
-Оценки за урок.
- Домашнее задание: упр.77, стр. 57 – правило.