СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку: "Приставка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: "Приставка".»

Тема урока: «Приставка»

1. Оргмомент. Мотивация учащихся.

- Здравствуйте.

- К какому уроку надо было подготовиться?

- Что необходимо для урока?

- Итак, начинаем урок русского языка.

2. Актуализация знаний

Чистописание  

- Посмотрите, что перед нами записано? (пословица)

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- О чем эта пословица? Какое имеет значение? (Ничто не может быть достигнуто без усилий).

- Итак, записываем число, классная работа. Запишите эту пословицу в тетрадь.

- Какие орфограммы нам встретились в этой пословице? (Заглавная буква в начале предложения, безударная проверяемая гласная в корне слова, звонкая/глухая согласная в середине слова).

На доске: з о о р м * 

- Составьте слово из данных букв, являющееся синонимом к слову «стужа».

- А что такое синонимы?

- Какой ещё синоним можно подобрать к слову «мороз»? (Холод.)

- А что такое антонимы?

- А какие антонимы можно подобрать к данному слову?  (Жара, зной, тепло.)

- Запишите слово «мороз».

-  Поставьте ударение. Выделите орфограммы.

-  Подберите   однокоренные   слова   к   слову   «мороз».     (Морозный,   морозец, заморозки, заморозить, заморозка.)

-  Докажите,   что   записанные   слова   являются   однокоренными (имеют общую часть и близки по значению). Выделите корень.

– Что такое корень слова?  (Главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.)

- Как пишется корень в родственных словах? (Одинаково).

3. Введение новой информации

Постановка учебной проблемы (задачи)



Слайд 1.

* Посмотрите на рисунок. Расскажите, какие действия выполняет собака.

*Запишите слова, обозначающие разные действия собаки. Выделите корень. (Выходит, подходит, уходит, входит, обходит).

* Как  можно назвать эту группу слов? Почему? (Однокоренные слова.) 

* Что в них общего? Какой корень в этих словах?

*  Чем   они   различаются?   (Отличаются   частью,   которая   находится   перед корнем.)

* Какой вопрос у вас возникает? (Как называется часть слова, стоящая перед корнем? Для чего она служит (нужна)?)

 Открытие нового знания.

* При образовании данных слов ( выходит, уходит, …) мы подставляли перед корнем  новые   части   слова   (вы,   об,   у…).   Как   же   называется   часть   слова, стоящая перед корнем? (Приставка).

* Почему для каждого слова художник сделал отдельный рисунок? (Собака выполняет   разные   действия.   Слова,   обозначающие   действия   собаки, имеют разное значение.)

*  Какая   часть   слова   помогла   образовать   слова   с   новым   значением? (Приставка).

*Графически на письме она обозначается так (слайд 2).

* Для чего же служат приставки? (Для образования новых слов.)

Постановка темы, целей.

* Какова тема урока?

* Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?  (Узнать всё о приставке: где она находится в слове, для чего служит, как  обозначается; научиться находить в словах приставки;  образовывать слова с помощью приставок.)

4. Работа над лингвистическим содержанием правила.

- Откройте страницу 57. Давайте прочитаем правило.

Работа в парах. *Проанализируйте еще раз  записанную группу слов, выделите в них  приставки и ответьте на вопросы.

Слайд 3

Вопросы: ­

 Что такое приставка? Приставка – это ______________________

 Где находится? Находится ________________________________

 Для чего служит? Служит ________________________________ ­ 



Физкультминутка.

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершать.



Слайд 4

5. Овладение новой информацией.

Составление алгоритма нахождения в словах приставки

-На доске слова «подводный», «заболеть». 

- А теперь я попрошу вас  выделить приставки в данных словах. Какой у вас возникает вопрос? (Как  найти в слове приставку?)

-Составим «Шаги к умению находить в слове приставку».

Работайте в парах. Возьмите листочки, прочтите «шаги»,  посоветуйтесь и прономеруйте нужную последовательность шагов по  нахождению приставки в словах.

Давайте проверим.

Слайд 5

1.подбери однокоренные слова

2.выдели корень

3.отметь часть слова перед корнем-приставку

4.назови приставку

* Составление алгоритма на доске фронтально, разбирая слова  «подводный», «заболеть» ( 2 ученика по очереди у доски).

 Фронтальная работа с комментированием.

Слайд 6

- Перед нами записаны слова и даны приставки. Составьте и запишите слова с данными приставками.

-Писать, читать, лететь.

Пере- про-

Пере- движение с одного места на другое или повторное выполнение действия

Про-законченное действие



Слайд 7

Вставь подходящую по смыслу приставку, выдели приставку.

Проверка: сначала отвечают учащиеся, потом образец – на слайде. 

Слайд 8

 -Как можно озаглавить текст? (Зима)

- Напишите название текста.

Работа с загадками.

1. Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

(Подберезовик)


2. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я - … .

(Подосиновик)


3. Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – серёжки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(Подорожник)


Слайд 9


-Какое растение лишнее?

-Составьте предложение с каким-либо словом.



-Вернемся к пословице. В каком слове есть приставка?

-Выделите ее.

6. Рефлексия.

На полях нарисуйте пёрышко, кому было легко, и штангу – кому было трудно.

7. Итог урока. 

-Какая у нас была тема урока? 

-Что узнали о приставке? 

-Как найти в слове приставку?

-Какие приставки бывают в словах? 

-Оценки за урок.

- Домашнее задание: упр.77, стр. 57 – правило.