СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Знакомство с новым понятием «антоним», расширение представления учащихся об антонимах, формирование умения подбора слов с противоположным значением.Систематизация и углубление  представления о  синонимах,антонимах.    Развитие умения находить  и  выделять антонимы, при решении учебной задачи  формирование  навыков  работы с новой информацией. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы"»

Разработка урока с использованием ИКТ

Преподаватель: Сафиуллина Ф.Р.

Тема: Слова – антонимы

Продолжительность урока: 45 мин

Класс: второй

Образовательное учреждение: МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижневартовска.

Задачи урока

Дидактическая:


Создать условия, для усвоения нового материала используя методы активного обучения.

Образовательная:

Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

Ввести термин «антонимы».


Развивающая:


Развивать коммуникативные компетенции учащихся ; умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.

Воспитательная:

Формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса;

прививать любовь к окружающему (природе, птицам), воспитывать толерантные отношения друг к другу

Оборудование:




Павленко В.К, Клыпа Г.В. учебник «Русский язык»,2 класс- ТОО «Алматыкитап баспасы, 2009. Карточки, рабочая тетрадь ученика, компьютер, проектор.

Литература :



1.Интернет-ресурс, сайт «Фестиваль педагогических идей»

2.СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ русского языка М.Р. Львов.

3. Википедия

4. Современный русский язык Москва «Просвещение» 1986 г.


Метод обучения:

  • Частично-поисковый.

  • Метод решения учебных задач.

  • Иллюстративно-объяснительный

Формы организации учебной деятельности:

  • Групповая

  • Индивидуальная

  • Фронтальная

  • Парная

Средства обучения:

  • Дидактический материал на доске.

  • Раздаточный материал на партах (карточки, пословицы)

  • Компьютер, проектор.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока

1.Организация начала урока.

Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы  начнём урок, друзья.

Психологический настрой

- Вы любите открывать секреты? А хотите сегодня на уроке узнать еще одну тайну русского языка?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями в открытии секрета.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- Тогда улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь нашим гостям.

Вводная гимнастика.

Разотрём свои ладошки
И разбудим пальчики.
Хорошенечко помните,
Девочки и мальчики.

Запись числа, классной работы. (дежурные комментируют число)


2. Планирование предстоящей деятельности

- Определите последовательность этапов урока. [на доске:]

План урока.

Применяем новые знания. (3)

Повторяем, что мы знаем (1)

Подводим итог. (4)

Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. (2)


3. Минутка чистописания

-Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена красиво и правильно, как и у меня на доске Слайд 1

  • ими мим иии ммм иМи

  • Зима, зимний, зимовье, зимовать.

-Охарактеризуйте звуки «и», «м»

-Что общего в этих словах? Тема «Зимы», однокоренные слова


4. Орфографическая минутка
Учащимся каждой группы выдаётся конверт с  карточками, на которых записаны слова, где нужно вставить пропущенные орфограммы:

- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, вьюга, ин…й, п...льто, сне..., ле...

Взаимопроверка:

Работа со словами- составь предложение: К, прил…тели, к…рмушке, в…робьи, шустрые. (К кормушке прилетели шустрые воробьи)


5. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

1. Повторяем то, что знаем

- У вас на столах листы с вопросами (по 3 вопроса). Вы должны обсудить ответы на эти вопросы и по сигналу колокольчика передать листы по часовой стрелке другой команде. Вопрос, который вызовет у вас затруднение, обведите фломастером.

Вопросы :


Первая команда:
1. Что такое корень слова?
2. Сколько букв в русском алфавите?
3. Какие слова называются антонимами?

Вторая команда:
1.Сколько гласных букв в русском языке?
2.Приведите пример многозначных слов?
3.Что называется окончанием слова?

Третья команда:
1.Какие слова называются многозначными словами?
2. Что изучает «Лексика»?

3. Приведите пример прямого и переносного значения слова?


Фронтальный опрос

- Давайте проверим, как вы выполнили задание?

Пояснение: Учитель задает эти вопросы вразброс, дети отвечают.

- Какие отношения помогли вашей команде выполнить работу успешно?
(дети отвечают: уважение, сотрудничество, терпение и т.д.)

- На какой вопрос не смогли ответить? (Какие слова называются антонимами?)

- Сформулируйте проблему.

6. Постановка проблемы

Проблема: узнать на уроке какие слова называются антонимами?

О чем будем говорить на уроке? (Об антонимах.)

– Давайте сформулируем задачи. Что должны узнать сегодня на уроке, изучая тему “Антонимы”? (Какие слова называются антонимами)
– Чему должны научиться?(Научиться находить и подбирать антонимы)

7. Решение проблемы. Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.

-Прочти и подумай: Слайд

*Слон большой, а мышка-маленькая.

*Зимой погода-холодная, а летом-теплая.

*Лев смелый, а заяц-трусливый


- Внимательно прочтите слова на карточках, подумайте какую пару подберете к последнему слову и скажите, что вы заметили в словах:


Первая команда

День-ночь

Умный-глупый

Большой-маленький

Высоко-….


Вторая команда

Зима – лето

Низкий – высокий

Стоять – идти

Друг-…



Третья команда

Ложиться-вставать

Война-мир

Широкий-узкий

Открыть-…
- Прочитайте слова. Эти слова называются антонимами.

- Сделайте вывод: какие слова называются антонимами?.

- Теперь вы можете ответить на вопрос, который ставили вначале урока?

  • Слово антоним произошло от древнегреческих слов

  • анти – “против” и онима “имя”

Информация для учителя. Антонимы (греч. αντί– “против” + όνομα “имя”) — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.


Физминутка

Матушка зима

Пришла Матушка зима, 
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой)
По сугробам мы пойдём, 
В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей)

Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок)
Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились
(покружиться на месте)


Организация порядка за столом.


8. Практическая работа Применяем новые знания.


1)Игра «Подбери антоним»

Поиграем в игру «Антонимы»

2) Работа по учебнику: работа с иллюстрацией учебника (с.141, упр. 374)

Выполнить упражнение (самостоятельно) упр.376

Хороший-плохой, широкий-узкий, слезы-смех, смеяться-плакать, юг-север.


Гимнастика для глаз. Слайд

3)Театрализованное представление: сказка

Как избежать зла

(Сказка)

В давние времена жил в лесу один человек. Звери и птицы не боялись его и разговаривали с ним на человеческом языке. Однажды вечером человек расположился под одним деревом на отдых. Под соседним деревом собрались все звери и птицы, обитавшие в том лесу, и повели между собой разговор. 
– Отчего на свете бывает зло?– спрашивали они друг друга. 
Лисица сказала:
– Зло бывает от голода. Когда проголодаешься, совершаешь зло, не считаясь ни с чем. Как много погибло от голода моих родственников! Если не будет голода, не будет и зла. 
Волк сказал: 
– Я думаю, что зло бывает от любви. Если бы мы жили в одиночку, мы никогда бы не злились. Мы живём парами. Когда преданно любишь свою голубку, нет тебе покоя. Всё время думаешь, как накормить подругу, как лучше нарядить её. Стоит ей куда-нибудь отлучиться, пока не вернётся, тебя охватывает тоска. Если долго не возвращается, идёшь искать её и порою рискуешь погибнуть. Всё зло от любви. 
Прожужжала пчела: 
– А по-моему, зло бывает от раздражительности. Если бы мы жили дружно, все было бы хорошо. Бывает, что из-за пустяков начинаешь злиться. А когда разозлишься, так и хочется кого-нибудь ужалить. А ужалишь – убьют тебя.
– Нет, – сказал заяц,– зло на свете – от страха.
Если бы не было страха, всё было бы хорошо. Вот я бегаю быстро, сил у меня много. Маленьких зверюшек легко сбиваю с ног, а от крупных спасаюсь только бегством. Плохо быть боязливым, шелохнётся ветка дерева, зашуршат листья – бежишь во всю прыть и не замечаешь, как летишь в овраг или хватают тебя собаки. Надо быть смелым.
Слушал, слушал человек животных и вступил в разговор.
– Вы все по-своему правы, – сказал человек. – Но дело не в голоде, любви, раздражительности или трусости. Все живущие на земле должны стремиться делать  друг другу добро. Тогда исчезнет зло.

-Назовите антонимы из сказки.(добро-зло)

Наш президент мечтает о том, чтобы Казахстан к 2030 году стал чистой и зеленой страной, со свежим воздухом, прозрачной водой. Чтобы наше государство процветало в мире и согласии. А ведь в нашем мире есть еще много зла. Поэтому каждый из нас должен стремиться к дружбе, добру, взаимопониманию!

Гиманастика для пальчиков:

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жнем, жнем, жнем!

Пироги мы испечем!

4. Работа с пословицами: Учащиеся работают в группе: из разрезанных слов составить пословицы. Записать в тетрадь, а один ученик на доске антонимы.

Первая команда:
1. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. 
2.Дружбу помни, а зло забывай. 

Вторая команда:
1. Ученье – свет, а неученье – тьма. 
2.Любишь брать, люби и отдавать. 


Третья команда:
1.Маленькое дело - лучше большого безделья.

2.Труд кормит, а лень портит.


5. Восстанови текст: -Послушайте рассказ и попытайтесь его закончить:

"Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежноГрустно плелся я домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я хуже других?

Стал я внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь………………………….. учеником. Тетради у меня …………………………, пишу ………………………Домой я теперь бегу……………………Мама всегда ……………………………….., когда видит мой дневник" 
- Чтобы продолжить этот рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. (ученики зачитывают свои рассказы). 

6.Графический диктант:

Ответ «Да» +, ответ «Нет» -

Антонимы-это слова с противоположным значением? +





9. Мы подошли к последнему этапу урока «Подводим итог» по плану, составленному в начале урока:

- Что нового узнали на уроке? Учащиеся каждый отвечает на свой вопрос:


1.Сегодня я узнал…
2.Было трудно…
3.Я выполнял задания…
4.Я понял что…
5.Теперь я могу…
6.Я приобрёл…
7.Я научился…
8.Урок для меня показался…
9.Для меня было открытием то, что…
10.Мне показалось важным…
11.Я почувствовал, что…
12.Было интересно…
13.Меня удивило…
14.Своей работой на уроке я…
15.Материал урока мне был…
16.Мне захотелось…

2. Оценки за урок.


Карточка


ФИ уч-ся

______________________________________

Я работал на...

Моя группа работала на...

Наш класс работал...

Мнение учащегося

.

.

.

Мнение учителя





Рефлексия: Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению и прикрепите его на доску

10. Домашнее задание: упр377, выучить определение-для всех

Кроссворд «Тема следующего урока» - по желанию

Окуневой Владе – нарисовать 2 иллюстрации (формат А-4)-

пример слов антонимов,

Якшегуловой Римме, Александровой Ольге, Исмагулову Алмасу-

придумать и записать по два предложения, используя антонимы.


Дополнительный материал к уроку:


"хорошо" и "плохо". 

Если сын чернее ночи, 
грязь лежит на рожице, - 
Ясно, это плохо очень 
для ребячьей кожицы. 

Если мальчик любит мыло 
и зубной порошок, 
Этот мальчик очень милый, 
поступает хорошо. 

___________________________       _____________________________ 
              ГРЯЗНУЛЯ                                     ЧИСТЮЛЯ 

Если бьет дрянной драчун 
слабого мальчишку, 
Я такого не хочу 
даже вставить в книжку 

Этот вот кричит: -Не трожь 
тех, кто меньше ростом! - 
Этот мальчик так хорошо, 
загляденье просто! 

__________________________           ___________________________ 
          ДРАЧУН, ЗАБИЯКА                      ЗАЩИТНИК СЛАБЫХ 

От вороны карапуз 
убежал, заохав. 
Мальчик этот просто трус. 
Это очень плохо 

Этот хоть и сам с вершок, 
Спорит с грозной птицей. 
Храбрый мальчик, хорошо, 
в жизни пригодится. 

__________________________             __________________________ 
                   ТРУС                                                    ХРАБРЕЦ 
В результате на доске заполняется следующая таблица: 

Хорошо 
ясный день 
чистюля 
защитник 
храбрец 

Плохо 
пасмурный день 
грязнуля 
забияка 
трус 



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, в...юга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, вьюга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, вьюга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



- К...ньки, м…роз, д…кабрь, м…тель, вьюга, ин…й, п...льто, сне..., ле...



Первая команда:
1. Что такое корень слова?
2. Сколько букв в русском алфавите?
3. Какие слова называются синонимами?

Вторая команда:
1.Сколько гласных букв в русском языке?
2.Приведите пример многозначных слов?
3.Что называется окончанием слова?

Третья команда:
1.Какие слова называются многозначными словами?
2. Что изучает «Лексика»?

3. Приведите пример прямого и переносного значения слова?




1.Сегодня я узнал…
2.Было трудно…
3.Я выполнял задания…
4.Я понял что…
5.Теперь я могу…
6.Я приобрёл…
7.Я научился…
8.Урок для меня показался…
9.Для меня было открытием то, что…
10.Мне показалось важным…
11.Я почувствовал, что…
12.Было интересно…
13.Меня удивило…
14.Своей работой на уроке я…
15.Материал урока мне был…
16.Мне захотелось…



Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. 

Дружбу помни, а зло забывай. 


Ученье – свет, а неученье – тьма. 

Любишь брать, люби и отдавать. 



Маленькое дело - лучше большого безделья.


Труд кормит, а лень портит.






























1.Сегодня я узнал…
2.Было трудно…
3.Я выполнял задания…
4.Я понял что…
5.Теперь я могу…
6.Я приобрёл…
7.Я научился…
8.Урок для меня показался…
9.Для меня было открытием то, что…
10.Мне показалось важным…
11.Я почувствовал, что…
12.Было интересно…
13.Меня удивило…
14.Своей работой на уроке я…
15.Материал урока мне был…
16.Мне захотелось…

2. Оценки за урок.


Карточка


ФИ уч-ся

______________________________________

Я работал на...

Моя группа работала на...

Наш класс работал...

Мнение учащегося

.

.

.

Мнение учителя




































ФИ уч-ся

______________________________________

Я работал на...

Моя группа работала на...

Наш класс работал...

Мнение учащегося

.

.

.

Мнение учителя






ФИ уч-ся

______________________________________

Я работал на...

Моя группа работала на...

Наш класс работал...

Мнение учащегося

.

.

.

Мнение учителя






ФИ уч-ся

______________________________________

Я работал на...

Моя группа работала на...

Наш класс работал...

Мнение учащегося

.

.

.

Мнение учителя






ФИ уч-ся

______________________________________

Я работал на...

Моя группа работала на...

Наш класс работал...

Мнение учащегося

.

.

.

Мнение учителя






ФИ уч-ся

______________________________________

Я работал на...

Моя группа работала на...

Наш класс работал...

Мнение учащегося

.

.

.

Мнение учителя






ФИ уч-ся

______________________________________

Я работал на...

Моя группа работала на...

Наш класс работал...

Мнение учащегося

.

.

.

Мнение учителя






ФИ уч-ся

______________________________________

Я работал на...

Моя группа работала на...

Наш класс работал...

Мнение учащегося

.

.

.

Мнение учителя