1 класс (УМК «Школа России»)
Тема урока: Заглавная буква в словах
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.
Предметные задачи урока: развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы, отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки для работы в группах, цветные картинки животных, карта Пермского края с указанием села, улицы, реки и края, карточка с предложением.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при решении нестандартных заданий.
Ход урока.
Организационный момент.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Пенал, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Подготовка к работе на основном этапе.
1.Минутки чистописания. Подготовка к письму с правильной посадкой.
Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Пальчиковая разминка (пишем в воздухе 888, пружинку вперед и обратно, показали ушки зайчика)
-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.
- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:
Октябрь – осень
Январь – зима
Март - ?
Август - лето
( март – весна, пишем букву «в»)
- Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква? (заглавная)
- Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте эти звуки.
- Пишем букву «В» в соединении с гласными «е», «и», «у».
III. Усвоение новых знаний и способов действий
(на доске записаны слова)
кошка, собака, корова, Буренка
человек, Виктория, учитель, строитель
- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Буренка, Виктория)
- Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Назовите тему урока.
- Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?
IV. Реализация построенного проекта.
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт.
(Корова)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака)
В деревне есть часы такие:
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода.
Они птичьего рода.
(Петух)
- Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?
1. Правило: клички животных пишутся с большой буквы
- Посмотрите на доску. Что видите? (карта Пермского края, где обозначено село Фролы, улица Светлая, река Кама, город Пермь)
- Почему Фролы, Светлая, Кама, Пермский написаны с большой буквы?
- Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?
2. Правило: название сёл, городов, улиц и рек пишутся с большой буквы
- Составим и запишем предложение (на доске: Я, своё, люблю, Фролы, село! Я люблю своё село Фролы!)
- Сколько слов в предложении? Почему слова Я и Фролы написаны с большой буквы? Что стоит в конце предложения?
-Записывают самостоятельно
V.Физкультминутка
- А теперь давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный:
- Встаньте те, у кого имя начинается с буквы Д.
- Встаньте те, у кого имя начинается с буквы М,Р
- Встаньте те, у кого имя заканчивается на гласный звук.
- Встаньте те, у кого имя заканчивается на согласный звук.
VI. Продолжение работы по теме урока
– Отгадайте загадку.
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух позвать. (Имя.)
- Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?
3. Фамилии, имена, отчества людей пишутся с большой буквы
-Запишите на следующей строчке самостоятельно своё имя и фамилию
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в парах.
Детям предлагается выполнить задание на карточках :
Какую букву нужно написать в слове? Обведи.
Вариант – 1
(Г, г)ород (Р, р)язань
(П, п)оэт (С, с)ергей (Е, е)сенин
(О, о)зеро (В, в)еликое
(Ч, ч)ёрное море
ПРОВЕРКА
2.Работа в группах
ПРОВЕРКА
ХI. Подведение итогов урока
- Назовите тему урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Кто достиг поставленной цели, покажите зелёный кружок. У кого возникли сложности при выполнении заданий, покажите жёлтый кружок.
XII. Рефлексия
- Закончите предложения:
Я научился…
Мне было интересно узнать…
Мне было трудно выполнить задание…