СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: « Состав слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: « Состав слова»»

Конспект урока русского языка

во 2 классе


Тема: « Состав слова»

Цель: упорядочить знания учащихся о составе слова;

учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие-либо

части.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Состав слова»;

- сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- формировать навык грамотного написания слов;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- воспитывать интерес к предмету.

УУД:

Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: вступление в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказание взаимопомощи, осуществление взаимоконтроля, высказывание собственного мнения, формулирование своих мыслей, своего отношении к чему-либо.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.

- II. Сообщение темы и цели урока.

- Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: «Он знает русский язык». Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.

1) На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ (слайд 3)

- Если вы уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

- Какое значение может иметь слово «состав»? (слайд 4)

- В словаре Ожегова сказано: состав – это: (слайд 5)

- Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

- Тема нашего урока – состав слова.

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

- Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу и даже сможем научить других ребят (взрослых) разбирать слова по составу.

2.Таблица (начало – конец урока). Заполняет каждый ребёнок.

III. Актуализация знаний.

- Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне. Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Корень.)

- Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.

- Кто знает, как она называется? (Приставка.)

- Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс.)

- А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

- Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей.)


IV. Минутка чистописания.

- Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.

– Догадайтесь, какие слова написаны.

– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь). Прочитайте:

– Чем похожи слова? (Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос кто?)

– Составьте из данных букв слово, начиная с буквы к. (Корень).

– Напишем слово корень без отрыва три раза.

V. Словарная работа: город , видеть, готовить , желать , рисовать, ш ё л.

- Назовите новое словарное слово. Определите орфограмму. Постарайтесь запомнить это слово. Запишите его несколько раз.

VI Закрепление изученного.

1. Состав слова (памятка в учебнике).

2. Устная работа:

- Что мы должны знать по теме урока? (Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.)

- В каком порядке следует выполнять разбор по составу.

- Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс?

3. Разбор одного слова по составу, используя памятку.

4. Работа по учебнику (№ 533, 534, правило с. 106).

5. Повторение о предложении (слайд 6-9):

– Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.

– В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов (слайд 10).

(Меткая пословица научит мудрости.)

– Вспомните пословицы про учение. (Ответы учащихся).

6. Повторение об однокоренных словах.

– В каждой группе слов найдите лишнее и разберите его по составу (слайды 11–12).

Водитель, водичка, водить.

Пёсик, песок, пёс.

Газетный, газ, газовый.

Листок, лисичка, лисонька.

Горе, горевать, пригорок.

(Учащиеся записывают слова в тетрадях: водичка, песок, газетный, листок, пригорок.)

7. Работа с тестом 1.

- Ответьте на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать:

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов:

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении:

М) да;

Т) нет.

5. Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Открытие нового знания. Разбор слова по составу надо начинать с:

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов:

И) да;

Н) нет.

- Какое слово у нас получилось? (слайд 13)

- ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока (Ответы детей.)

VII. Итог урока.

- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

- Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

- Кто из вас для се6я решил поставленные задачи?

- Кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

VIII. Рефлексия.

- Ребята, а кто может сказать о себе также: «Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня».

- Заполните таблицу «Конец урока».

IX. Домашнее задание.

- Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

1) Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово.

2) Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме.