Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нюхченская основная школа №11» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области
Учитель: Ильина Екатерина Николаевна
Предмет: Истоки.
Дата проведения: 14.11.2020г
Класс: 2
Тема: Деревня.
Тип занятия: Освоение новых знаний.
Цель занятия: Познакомить учащихся с понятием деревня, с ритмом деревенской жизни, с профессиями деревенских жителей. Разобраться с детьми, о чём рассказывают названия деревень.
Задачи.
Формировать духовно-нравственное отношение к родному краю, деревенскому труду, уголкам родной страны.
Воспитывать интерес к прошлому своего края.
Личностные результаты.
Расширять кругозор обучающихся, обогащать словарный запас.
Эмоционально «проживать» рассказ учителя, выражать свои эмоции.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
-Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
-Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные.
-Извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-Овладение логическими действиями, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Коммуникативные.
-Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
-Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-Слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Умение работать в группах.
I. Присоединение.
- ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Сегодня действительно добрый день: он подарил нам солнышко, улыбки на ваших лицах.
- Улыбнитесь друг другу и сожмите по-дружески руки своему соседу. Почему ваши ладошки стали теплыми?
-Тепло и дружелюбие прошло по цепочке ваших рук. А скажите пожалуйста приятно ли вам снова встретиться на нашем уроке ИСТОКИ?
- Почему вы рады встрече и что вы ждёте от урока?
-Дорогие ребята, сегодня мы снова отправляемся в увлекательное путешествие к нашим истокам, продолжим говорить о родном очаге.
Удивительное чувство радости рождается в душе, когда видишь родные просторы – крыши домов.
-Послушайте песню и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Песня «Деревня моя»
II. Активная форма
1. Слово учителя. Да, сегодня речь пойдет о деревне. Слайд 1
-Деревня для большинства людей - маленькая, добрая родина – мать, которая пожалеет, пожурит, примет и простит.
Ресурсный круг «Что для вас значит наша деревня?»
- Что вы знаете о деревне?
Стихотворение «Детство» (хором)
Обычно деревни располагаются на высоких берегах рек или озёр. Есть деревни, протянувшихся вдоль дорог. Дома построены так, чтобы окна смотрели на солнечную сторону. Они стоят в ряд, а иногда в два или три. Тогда в деревне есть улицы и проулки.
- А что такое деревня (Дерево)?
- Назовите лексическое значение слова деревня.(Ищут в словарях)
2 слайд
- У каждого народа есть свой излюбленный строительный материал. Россия - страна лесов.
3 слайд, 4 слайд
Дерево служило основным материалом. Избы рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня».
5слайд
Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать.
6 слайд
Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица».
7 слайд
Деревни строились вдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
В деревне люди рано встают, спешат по утрам на сельскую работу.
Активные формы работы. Рабочая тетрадь. Часть 1. Стр.17
Самостоятельно
Работа в паре
Про деревню говорят - кормилица. В ней живут земледельцы, хлеборобы. Это давнее и почётное занятие людей. Они разводят скот, пашут землю и выращивают хлеб.
А хлеб – всему - голова!
В деревне все знают друг друга в лицо и по имени. При встрече здороваются даже с незнакомыми людьми.
А знаете ли вы, как правильно надо здороваться?
Приветствие в деревне – это особый этикет. Со старшими мы должны первыми здороваться , поровнявшись с человеком, и называть его на «Вы».
-В деревне все дела делали вместе, сообща.Для решения общих дел все идут на деревенский сход.
А что такое деревенский сход?
- Как вы думаете, какие вопросы могли решаться на сходе?
Здесь горе и радость на виду. Самым распространенным в старину обычаем было помогать тем людям, у которых случилась беда. ВЗАИМОВЫРУЧКА
Помнят и другое: « Бедного обижать – себе добра не желать»
-Почему люди помогают друг другу? Рабочая тетрадь с.16.
Физкультминутка
А красоту домов можно увидеть только в деревне.
С . 22 прочитайте
Что об этом написал Н. Рубцов, наш земляк.
У домов- сады и огороды. Неподалёку – бани, колодцы, погреба.
Учебное пособие стр.32
2. Работа в группах.
Правила работы в группах.
- Внимательно рассмотрите картинки и разбейте их на две группы, совещаетесь, стараетесь прийти к единому решению. Выберите в группе лидера, который сообщит нам ваше решение.
Колладж «Деревня».
Заслушать группы..
Как вам работалось в группе? Почему? Поблагодарите друг друга за работу. Скажите спасибо, что означает «Спаси тебя Бог!» Очень хорошее пожелание!
-Давайте, поговорим о нашей малой родине.
- Как называется ваша деревня? Рабочая тетрадь стр.16
- Почему она так называется?
Легенда
Что вы можете рассказать о нашей деревне.
- На берегу, какой реки стоит наша деревня?
А кто назовёт улицы нашей деревни? А почему они так названы?
- Что нового узнали о деревне?
- Что удивило бы городского жителя, приехавшего в деревню в первый раз?
Что вы чувствуете, когда идёте по нашей деревне?
-В деревне не услышишь городского шума. Здесь говорит природа.
Шелестит листва на деревьях, гудят пчёлы, поют птицы, плещется вода у берегов реки.
Звуки деревни
Что можете ещё увидеть в деревне? Иллюстрации
Стр 20-22 учебник
Поэт Николай Рубцов написал « В деревне виднее природа и люди»
- Как вы понимаете эти слова?
6. Ресурсный круг.
- Чтобы вы сделали для того, чтобы облегчить жизнь жителей деревни?
7. Показ ролика «Деревня моя».
III Заключительный этап
Возможно, когда вы вырастите, и кто-то из вас станет сельским жителем, вы на деле проявите себя, например, на строительстве новой дороги, изгороди, мостов, колодцев… И может быть, как наши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, никогда не променяете свою деревеньку на шумный город. Но если даже уедите из деревни, вас я уверена будет тянуть сюда, потому что «Хорошо в деревне жить.»
Все исполняют песню «Хорошо в деревне жить.»
Всем большое Спасибо. Учитель дарит всем раскраски на тему «Деревня»