Урок № физика
Тема: Дисперсия света
Тип урока : Комбинированный.
Цель урока: разобрать сущность явления дисперсии света, условий ее появления, закономерности и область применения
Планируемые результаты:
Предметные:
обобщить изученный материал по геометрической оптике, выявить сущность явления – дисперсия света, показать области применения данного явления.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: обучающиеся получат возможность: совместно с учителем обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план решения проблемы (задачи); в диалоге с учителем выработать критерии оценки и определить степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушать собеседника и вести диалог признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Оборудование: учебник, экран со щелью, пр
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей
II. Проверка домашнего задания
Задача № 3 стр 202
III. Постановка темы и целей урока
Сегодня мы с вами попытаемся объяснить это замечательное природное явление , а также почему мы можем видеть красивыми цветы, удивительные краски картин художников: Почему мир дарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей?. Но сначала давайте вспомним уже известные нам факты.
Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)
- Закон прямолинейного распространения света
- Что происходит на границе раздела двух сред?
- Что называют углом падения?
- Что называют углом преломления?
- Как изменяется угол преломления при переходе светового луча из более плотной среды в менее плотную среду (и наоборот)?
- Что называют показателем преломления?
- какой буквой обозначается показатель преломления?
- какой физический смысл показателя преломления
IV. Изучение нового материала
До 1666г считалось, что цвет – это свойство самого тела. С давних времен наблюдалось разделение цвета радуги, и было известно, что образование радуги связано с освещенностью дождевых капель. Аристотель объяснял появление цветов тем, что, проходя через призму, свет смешивается с тьмой и окрашивается в разные цвета. Немного темноты, добавленной к свету, дает красный свет. Большое ее количество - фиолетовый. Эта теория господствовала в науке долгое время. Но, продолжая проводить свои опыты, Исаак Ньютон изумительно просто опроверг теорию Аристотеля. Ньютон направил световой пучок малого поперечного сечения на призму. Пучок солнечного света проходил в затемненную комнату через маленькое отверстие в ставне. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов. Эту радужную полоску Ньютон назвал спектром (от лат. слова spectrum - “вuдение”. Замечательно, что этот опыт пережил столетия, и его методика без существенных изменений используется до сих пор.
Фронтальный эксперимент: учащиеся проводят эксперимент на местах по следующему плану: взять в одну руку экран со щелью и расположить его на расстояние вытянутой руки на фоне лампы дневного света, между щелью и глазом поместить призму или плоскопараллельную пластину и посмотреть через косые грани пластины на освещенную щель экрана; если спектр не виден, то надо повернуть голову вместе с пластиной в сторону преломляющего угла.
Что вы увидели? (Радужные полоски - спектр)
Сейчас мы посмотрим, как можно получить спектр с помощью проекционного аппарата.
Демонстрация радужной полоски света через две призмы “Крон” и “Флинт”. Обсуждение с детьми результатов опыта. Какой вывод сделал Ньютон? Откройте учебник на стр 196.
Проделав опыт, Ньютон сделал вывод, что белый свет состоит из семи цветов. Их совместное действие дает нам ощущение белого света, а после прохождения через призму эти цвета разделяются. Ньютон доказал это, направив эту радужную полосу на вторую призму и получив вновь белый свет. Это явление – дисперсия.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа с учебником стр 203-204
VII. Домашнее задание
Выучить п.53, решить задание А1-А3 стр 205
VIII. Рефлексия учебной деятельности
– Продолжите фразы:
1) На этом уроке я узнал…
2) Мне осталось непонятным…
3) Я хотел узнать больше о…