СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Фенолы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Фенолы

 

Цель: изучить состав, строение, свойства фенола и его соединений

 

Задачи:

- на примере фенола конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих к классу фенолы, рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства

- познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы

- рассмотреть нахождение в природе, применение фенола и его соединений, их биологическую роль

 

Развивающие задачи:

- совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения

- продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента

 

Воспитательные задачи:

- продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)

- расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека

- рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)

 

Оборудование и реактивы:

 С6Н5ОН, NaOH, FeCl3,  HNO3(конц), Na, по три  пробирки, вода, спиртовка, пинцет, раствор чая, компьютер, проектор.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Фенолы"»

4


Тема: Фенолы


Цель: изучить состав, строение, свойства фенола и его соединений


Задачи:

- на примере фенола конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих к классу фенолы, рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства

- познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы

- рассмотреть нахождение в природе, применение фенола и его соединений, их биологическую роль


Развивающие задачи:

- совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения

- продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента


Воспитательные задачи:

- продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)

- расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека

- рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)


Оборудование и реактивы:

С6Н5ОН, NaOH, FeCl3, HNO3(конц), Na, по три пробирки, вода, спиртовка, пинцет, раствор чая, компьютер, проектор.


Ход урока:


1.Организационный момент (постановка цели и задач урока)

Об этом веществе вы возможно слышали, когда читали произведения писателей 19 века, например Л.Н. Толстого. Называлось оно раньше карболкой, или карболовой кислотой. Сегодня мы с вами будем говорить о феноле.


2.Актуализация знаний

1.Какие спирты называются ароматическими

2. Будут ли отличаться химические свойства у соединений, в одном из которых группа -ОН связана непосредственно с бензольным ядром, а в другом через атом углерода?

Верно, согласно одного из положений теории Бутлерова, которое гласит, что свойства органических соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в молекуле, но и от взаимного влияния атомов и групп атомов друг на друга. Причем, наибольшее влияние оказывают атомы непосредственно связанные друг с другом. Влияние атомов или групп атомов, не связанных непосредственно ослабевает по мере их удаления друг от друга.


3.Изучение нового материала

Определение фенолов Соединения, в которых ароматический радикал фенил С6Н5- непосредственно связан с гидроксильной группой, отличаются по свойствам от ароматических спиртов, настолько, что их выделяют в отдельный класс органических соединений, называемый фенолами.

классификация и изомерия фенолов В зависимости от числа ОН-групп различают одноатомные фенолы (например, вышеприведенные фенол и крезолы) и многоатомные. Среди многоатомных фенолов наиболее распространены двухатомные:

Как видно из приведенных примеров, фенолам свойственна структурная изомерия (изомерия положения гидроксигруппы).

Строение молекулы фенола

неподеленная электронная пара атома кислорода притягивается 6-ти электронным облаком бензольного кольца, из – за чего связь О – Н еще сильнее поляризуется. Фенол- более сильная кислота, чем вода и спирты.

В бензольном кольце нарушается симметричность электронного облака, электронная плотность повышается в положении 2, 4, 6. Это делает более реакционноспособными связи С - Н в положениях 2, 4, 6. и ? – связи бензольного кольца.


4.Самостоятельная работа по изучению физических и химических свойств фенола.

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.

Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы




Физические свойства фенола Следствием полярности связи О–Н и наличия неподеленных пар электронов на атоме кислорода является способность гидроксисоединений к образованию водородных связей

Это объясняет, почему у фенола довольно высокие температуры плавления (+43) и кипения (+182). Образование водородных связей с молекулами воды способствует растворимости гидроксисоединений в воде:

Способность растворяться в воде уменьшается с увеличением углеводородного радикала и от многоатомных гидроксисоединений к одноатомным. Метанол, этанол, пропанол, изопропанол, этиленгликоль и глицерин смешиваются с водой в любых соотношениях. Растворимость фенола в воде ограничена.

Химические свойства фенола (проводится демонстрационный эксперимент)

а) Рассмотрим реакции фенола по ОН-группе:


2C6H5OH + 2Na 2C6H5ONa + H2

C6H5OH + NaOH C6H5ONa + H2O


Кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у спирта С2Н5ОН. Фенол – слабая кислота (карболовая).

б) Реакции фенола по бензольному кольцу:

Какой вывод о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола можно сделать?
Фенильная группа C6H5 – и гидроксил –ОН взаимно влияют друг на друга. (кодосхема 3 )

в) Качественная реакция на фенолы

С6Н5ОН + FeCl3 — фиолетовое окрашивание С6Н5ОН + Br2 — белый осадок С6Н4(ОН)2 + FeCl3 — зеленое окрашивание,
С6Н3(ОН)3 + FeCl3 — красное окрашивание,

Проводится ученический эксперимент по определению наличия фенолов в чае

Получение фенола самостоятельно (по опорному конспекту)

Физиологическое действие фенола и его применение

Фенол - ядовит!!! При попадании на кожу вызывает ожоги, при этом он всасывается через кожу и вызывает отравление.

Биологическая роль соединений фенола (кодосхема)

Положительная

Отрицательная (токсическое действие)

лекарственные препараты (пурген, парацетамол)

антисептики (3-5 % раствор –карболовая кислота)

эфирные масла (обладают сильными бактерицидными и противовирусными свойствами, стимулируют иммунную систему, повышают артериальное давление: - анетол в укропе, фенхеле, анисе - карвакрол и тимол в чабреце - эвгенол в гвоздике, базилике

Флавоноиды (способствуют удалению радиоактивных элементов из организма)

фенолформальдегидные смолы

пестициды, гербициды, инсектициды

загрязнение вод фенольными отходами


5.Первичное закрепление знаний ПОДУМАЙ и ОТВЕТЬ


В-1

Расположите в порядке возрастания кислотности следующие вещества: А) фенол Б)сернистая кислота В)метанол. (В ответе укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых)

В-2

Установите правильную последовательность реакций получения фенолята калия из бензола А) С6Н5ОН Б) С6Н5ОК В) С6Н6 Г) С6Н5Вr (В ответе укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых)


В-4

При взаимодействии фенола массой 9,4 г. с металлическим натрием выделяется водород (при н.у.) объемом: А) 22,4 л Б) 2,24 л В) 11,2 л Г) 1,12 л. (Ответом к заданию является число, перенесите его в бланк ответов без указания единиц измерения)

В-5

Осадок 2,4,6 –трибромфенола количеством вещества 0,3 моль образуется при взаимодействии бромной воды с фенолом, массой А) 282 г. Б)14,1 г. В) 28,2 г. Г) 141 г. (Ответом к заданию является число)

С-1

В схеме превращений С6Н14 → Х → У → Z → С6Н5ОК веществами Х, У. Z являются соответственно …. (напишите молекулярные формулы веществ в указанной последовательности)

С-2

Определите массу фенолята калия, образующегося при взаимодействии 9,4 г. фенола с 20 мл. 40% раствора гидроксида калия плотностью 1,4 г/ мл.



Рефлексия






































Тема: Фенолы


Инструктивная карточка


1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.


Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы






Тема: Фенолы


Инструктивная карточка


1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.


Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы




Тема: Фенолы


Инструктивная карточка


1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.


Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы







Тема: Фенолы


Инструктивная карточка


1.Рассмотрите выданное вам вещество и пишите его физические свойства.

2.Растворите вещество в холодной воде.

3.Слегка нагрейте пробирку. Отметьте наблюдения.

4. В первую пробирку налейте раствор NaOH и 2-3 капли фенолфталеина, затем добавьте 1\3 часть раствор фенола.

5. Во вторую пробирку добавьте 1\3 часть раствора фенола и по каплям раствор FeCl3.

6.В третью пробирку налейте осторожно раствор азотной кислоты 2-3 капли метилового-оранжевого и оставшийся раствор фенола.

7.Оформите наблюдения и напишите уравнения реакций.


Название опыта

наблюдения

Уравнения реакции и выводы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!