«Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
Задачи:знать понятия: фонетика; звуки речи; алфавит;
- определять звуки и буквы, выделять их соответствующими значками, уметь различать их между собой;выстраивать композицию рассуждения;определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.
УУД:
Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
Регулятивные УУД: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Личностные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Словарный диктант
Не знал ничего, ни в чём не сознавался, не в чем упрекнуть, ненавистный враг, нечаянный случай, неглубокий, но крутой овраг, ни у кого не был, зацвели незабудки, неумолкающий гул, не прочитанная мною книга, слушали не перебивая.
3. Определение темы урока
4. Повторение изученного.
Азбука русского алфавита:
Существует еще много различных азбук и других народов мира.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Звуки мы произносим и слышим. Но ведь мы умеем читать и писать. Видим и пишем мы буквы.
Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме.
Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке.
В русском алфавите 33 буквы. 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные. Две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
– А теперь подумайте: где еще требуется знание алфавита? Зачем нужно знать алфавит?
– Посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом.
Игра «Дежурная буква»
У нас сегодня дежурная буква – а, она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов за 3–5 минут?
– Как вы думаете: все ли буквы русского алфавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая? Послушайте сообщение вашего одноклассника.
Игра «Шифровальщик»
Прочитайте и запишите зашифрованные слова. (Заранее выписать на доске.)
9, 1, 4, 1, 5, 12, 1
9, 3, 21, 12, 10
2, 21, 12, 3, 29
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20
Ответы: загадка, звуки, буквы, фонетика, алфавит.
5. Закрепление материала. Развитие умений.
Фонетический разбор слов: жизнь, мюсли.
- Что для себя нового вы узнали сегодня на уроке?
V. Домашнее задание:
Фонетический разбор слов: 1в.-семья, 2в. - время