СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Фонетика"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»



Факультет гуманитарных наук
Кафедра «Русского языка и культуры речи





Практическая работа

по курсу «Методика обучения и воспитания (русский язык)»

на тему «Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему:

«Фонетика»









Выполнил: студент 3 курса, очной
формы обучения, группы РЛ-17-3
Башмакова Анастасия Павловна


Проверила: кфн, доцент
Можнова Жанна Игоревна










Н. Новгород
2019


УМК: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: Фонетика

Тип урока обобщение и систематизация знаний

Вид урока комбинированный

Оборудование: записи на доске, учебник русского языка для 5 класса, раздаточный материал, интерактивная доска и презентация.

Место урока в системе уроков по теме – последний урок в данной системе уроков по фонетике перед контролем

Внутрипредметные связи – данный урок проводится после изучения раздела Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.

Межпредметные связи – интеграционные связи в области литературы

Методы: словесные, наглядные, практические

Приёмы: работа в группах, устная беседа, выполнение упражнений в игровой форме

Технологии: вопросы для увеличения интереса к новому материалу, введение игры в урок, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:

  1. Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

  2. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/09/29/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme-obobshchenie-i;

  3. https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-tema-obobschenie-i-sistematizaciya-znaniy-po-teme-fonetika-zvuki-rechi-3233672.html.











Ожидаемые результаты:

Предметные: обобщение и систематизация знаний учащихся после изучения раздела Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретённая компетентность: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснить их; умение ставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенсивованию.


























1.Организационный момент (2 минуты)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада видеть каждого из вас! (показывает смайлик)

- А с каким настроением, ребята, вы пришли сегодня на урок? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов и хороших оценок.


  1. Постановка целей и задач.

Цели урока:

Обучающая цель урока - обобщение и систематизация знаний и умений после изучения раздела Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).

Воспитательная цель урока – воспитание патриотических, эстетических качеств.

Задачи:

Обучающие: сформировать учебно-языковые умения и навыки, действия с языковым материалом по теме «Фонетика». Продолжить формировать лингвистическую рефлексии как процесс осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.

Развивающие: развить логику мыслительных операций (анализ, обобщение и др.). Развить готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Развить творческие способности учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).

Воспитательные: сформировать одну из важнейших ценностных ориентаций – отношение к родному языку, осознание его значимости в жизни народа.

3. Мотивация и актуализация знаний (5 минут)

  1. Сколько звуков и букв в русском языке? (42 и 33)

  2. В чем отличие звука от буквы?

  3. Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

  4. Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)

  5. Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я)

  6. Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина? (нет: а, и, а - а, ы, а)

  7. В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? (оазис)

  8. Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)

  9. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

  10. Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)

  11. Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными)

  12. Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь)

  13. Какой фонетический процесс произошел в слове косьба? (озвончение) А в словах бег, дуб, мороз? (оглушение).

4.Обобщение и систематизация знаний (8 минут)

Посёлок «Звуки речи»

Итак, отправная точка нашего путешествия – посёлок Звуки речи.

Задание 1:

Помогите восстановить запись. Работаем вместе, работаем дружно и быстро.

Гласные (безударные), согласные (мягкие, глухие, звонкие)

Задание 2:

Дана «горстка фигур» - гласные и согласные.

Они составляют слова. Прочитайте их. Вместо точек вставить буквы.

. а . о . а

. о . и . а

. и .

з . б . т .

Р . д . н .

м . р

Забота

Родина

Мир

Ученик: Получились слова: забота, Родина, мир.

Учитель: Почему быстро составили слова? С какими буквами вам было легче сделать это?

Ученик: По наличию согласных звуков мы прочитали слово быстрее, чем по наличию гласных, потому что согласные звуки несут большую смысловую нагрузку, чем гласные. Они также разнообразнее по звучанию: передают «серебро и медь», свистят, шипят, взрываются.

Учитель: Каких звуков меньше?

Ученик: Гласных звуков в шесть раз меньше, чем согласных. Но от этого их роль не снижается. Именно гласные звуки делают нашу речь мелодичной, благозвучной. Этому же служат согласные звуки [р], [л], [м], [н]; их называют «звучными» согласными

Как называются такие звуки?

Задание 3:

1. В каком слове звуков больше, чем букв:

1) братья; 2) приезд; 3) коньки; 4) есть.

(Приезд)

2. В каком слове все согласные звуки мягкие:

1) лишь; 2) плющ; 3) лечу; 4) цель.

(Лечу)

3. В каком слове все согласные звуки твердые:

1) живет; 2) жираф; 3) щука; 4) час.

(Жираф)

4. В каком слове есть согласный звук [ т] :

1) подвиг; 2) отгремел; 3) учится; 4) труд

(Труд)

5. В каком слове есть гласный звук [ о] :

1) родные; 2) радость; 3) отказ; 4) шёлковый.

(Шёлковый)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации (25 минут)

«Озеро Фонетический разбор»

Задание 1:

Попробуйте сами догадаться, какое задание вас ждёт. (фонетический разбор) Что это за разбор?
Слова для разбора: яма, лодка, мель, сладко, будка

(я — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий(непарный, всегда произносится мягко)
[а] — гласный, ударный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый(парный)
а — [а] — гласный, безударный

В слове 3 буквы и 4 звука.

л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый(парный)
о — [о] — гласный, ударный
д — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный

В слове 5 букв и 5 зву м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий(парный)
е — [э] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий(парный)
ь — не обозначает звукаков.

с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый(парный)
а — [а] — гласный, ударный
д — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный

В слове 6 букв и 6 звуков.

б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
у — [у] — гласный, ударный
д — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный

В слове 5 букв и 5 звуков)

Физкультминутка (1 минута)

«Алфавитск»

Как вы поняли мы приблизились к городу Алфавитск.

Задание 2:

Сколько жителей в нем живет? Кто они? Жители города Алфавитск приготовили вам интересное задание.

  1. Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.

  2.  Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

  3. Стричь, зажечь, дочь, видишь, рожь, печь.

(1 вариант: барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка)

(2 вариант: весть, ель, кость, лошадь, песнь, трость)

(3 вариант: видишь, дочь, зажечь, печь, рожь, стричь).

«Мягкинск»

Задание 3:

Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость согласного)

– Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)

- Какова роль Ь в словах 3 варианта? (показатель грамматической формы)


Запишите этот текст и исправьте ошибки, которые допустил Матроскин.

Дорогой Дядя Федор!

Живем мы здесь хорошо. Шарик очень доволен, что у него ест(ь) будка. Радостный такой. Глаза светятся как угол(ь)ки.

На прошлой неделе срубили бан(ь)ку. Как раз вовремя. Печкин захворал. Попарился раз шест(ь) и стал здоровым.

Пен(ь)ки со двора мы с Шариком все убрали. Весной сделаем грядки ред(ь)ки. Уж очень Печкин из нее салат любит.

«Орфоэпинск»

Задание 4:

Назовите раздел науки о языке, который изучает правила произношения слов.

(Орфоэпия).

Как вы понимаете, мы попали в город Орфоэпинск. А вот что приготовили нам его жители.

С ударением на последнем слоге

С ударением на первом слоге

Все остальные




Арбуз, алфавит, ворота, документ, звонишь, каучук, квартал, компас, магазин, начать, облегчить, портфель, свекла, столяр, углубить, цемент.

(На последнем слоге: арбуз, алфавит, документ, звонишь, каучук, квартал, магазин, начать, портфель, столяр, углубить, цемент

На первом слоге: компас, свекла

Все остальные: ворота, облегчить)

Домашнее задание (2 минуты)

Домашняя работа: написать мини-сочинение о любимой букве

Подведение итогов и рефлексия (2 минуты)

Вот и закончилось наше путешествие. Вы поработали на славу, справились со всеми заданиями.

Вам легко было выполнять задания?

(Да)

Значит вы хорошо подружились с темой, надеюсь, что вам понравилось наше путешествие.

(Понравилось!)

У кого-то остались вопросы?

(Нет)

Замечательно!

Молодцы! Сейчас я раздам вам листочки, если вам было интересно, увлекательно и не возникло трудностей – закрасьте листик зелёным цветом, если были интересно, понятно, но возникли некоторые трудности – закрасьте жёлтым цветом, ну а если выполнять задания на уроке вам было трудно – красным цветом.

Спасибо за урок!