Разработка конспекта урока: Урок изучения нового
«Формула разности квадратов»
Учебник: 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ [Г.В.Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А.Бунимович и д.р.] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с. Глава VIII «Разложение многочленов на множители», §4 – Формула разности квадратов.
Тип урока: урок изучения нового
Учебная задача: В совместной деятельности с учащимися вывести формулу разности квадратов и выявить виды задач, решаемых на основе этой формулы
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся, направленную на самостоятельный вывод формулы разности квадратов; выработать умение распознавать формулу разности квадратов в различных ситуациях, выделять эту формулу среди других выражений, применять ее при преобразовании выражений.
Развивающие: развивать у учащихся математическую речь, способствовать развитию самостоятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду
Методы обучения: частично-поисковые, репродуктивный метод.
Форма работы: фронтальная.
Средства обучения: традиционные, презентация.
Структура урока:
№ | Этап урока | Хронометраж |
1 | Мотивация к учебной деятельности | 2мин |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 7мин |
3 | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Физкультминутка | 14мин 1мин |
4 | Первичное закрепление . Включение нового знания в систему знаний, повторение и контроль | 18мин |
5 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока | 2мин |
6 | Информация о домашнем задании | 1мин |
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация к учебной деятельности |
Звонок прозвенел. Он напомнил нам с вами, Что время открытий пришло. Я рада увидеть всех в этом классе. Мы начинаем урок. Проверьте наличие на партах тетрадей, учебников | Приветствуют учителя. Проверяют наличие на партах тетрадей, учебников |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Идёт фронтальная устная работа, учитель ведёт беседу с учениками. |
Одночлен | 8 | | b | 0,7 | Квадрат одночлена | 64 | | | 0,49 | Записать в виде алгебраического выражения: а) разность чисел m и n б) разность квадратов чисел m и n в) сумму квадратов чисел m и n | Заполняют таблицу Записывают ответы: а) m - n б) - в) + |
-
Снегурочке надо купить к Новому году 87 подарков по цене 93 рубля. Сколько рублей будет стоить вся покупка? Кто может быстро дать ответ? -
Найдите площадь земельного участка Деда Мороза. | Ученики правильно составляют выражения 87*93 и 108*108-8*8, но быстро вычислить не могут. |
Выполните умножение и приведите подобные члены: -
(m – n)(m + n) -
(c - 0,4)( c + 0,4) -
(6c – 5b )( 6c + 5b) -
(7 - x) (7 + x) -
( a – b)( a + b) Что заметили при умножении разности чисел на их сумму? Сделайте вывод | Ученики отвечают: 1 ) - 2) - 0,16 3) 36 - 25 4) 49 b - - 5) - В результате получается разность их квадратов |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) |
Итак, мы умножили сумму двух чисел на их разность и получили: (a+b)(a-b) = a2-b2. Полученную формулу: (a+b)(a-b) = a2-b2 или a2-b2 = (a+b)(a-b) называют формулой разности квадратов и читается она так: 1) Произведение разности и суммы двух чисел равно разности квадратов этих чисел. Т.к. с помощью этой формулы можно в дальнейшем быстро умножать сумму и разность двух чисел, то она относиться к формулам сокращённого умножения. 2)Разность квадратов двух чисел равна произведению разности и суммы этих чисел. Рассмотрим, какие примеры решаются на основе данной формулы: Вычислите , применяя формулы сокращенного умножения а) 52 * 48 б) 104 * 96 Выполните умножение: а) (3с – b) (3c+b) б) ( - ) ( + ) в) ( 0,1m – 8)(0,1 +8) г) ( 6 - 0, 5 ) ( 6 + 0, 5 ) | - прочитайте полученное выражение? Решение: а) 52 * 48= (50+2)(50-2)= - = 2500-4=2496 б) 104 * 96 = (100 – 4) ( 100 +4) = - = 10000-16 = 9984 Решение: а ) … = ( - = - б ) … = – = – в) … = - = - 64 г) … = = – Чтобы разложить двучлен на множители на основе формулы разности квадратов, нужно выделить квадрат первого числа, квадрат второго числа, проверить стоит ли между ними знак «-» и воспользоваться формулой. Не можем разложить на множители с помощью формулы разности квадратов. |
Физкультминутка |
-
Реснички опускаются… -
Глазки закрываются… -
Мы спокойно отдыхаем… (два раза). -
Сном волшебным засыпаем… -
Дышатся легко… ровно… глубоко… -
Наши руки отдыхают… -
Отдыхают, засыпают… (два раза). -
Шея не напряжена… -
Губы чуть приоткрываются… -
Всё чудесно расслабляется… (два раза). Дышится легко… ровно… глубоко | Учащиеся выполняют упражнение |
Первичное закрепление . Включение нового знания в систему знаний, повторение и контроль |
Самостоятельная работа ( обучающая) Вариант 1 1. а2-49 2. 0,04х2 -9 3.(8-m)(8+m) 4.(2у-1)(2у+1) Вариант 2 1. а2-64 2. 0,36х2 -25 3.(10-m)(10+m) 4.(3у-1)(3у+1) | Решение : Вариант 1 1. а2-49 = (a -7)(a +7) 2. 0,04х2 -9 = (0,2x – 3 )( 0,2 x+ 3) 3.(8-m)(8+m) = 64 - 4.(2у-1)(2у+1)= - 1 Вариант 2 1. а2-64 = (a -8)( a +8) 2. 0,36х2 -25= ( 0,6 x – 5)( 0,6x +5) 3.(10-m)(10+m) = 100 - 4.(3у-1)(3у+1) = -1 |
| Учащиеся выполняют в тетради и один у доски |
Вычисли( самостоятельно по уровням) 1 уровень: 19 * 21 ; 28 * 32 ; 37 * 43 2 уровень: 198* 202 ; 301 * 299 ; 396 * 404 3 уровень: 997 * 1003 ; 1999 * 2001 ; 40003 * 39997 | Учащиеся решают , затем выполняют самопроверку |
Решить уравнение: 1) x2 - 4(5 – x) = (x – 2)(x + 2); 2) (3x + 4)(4 – 3x) = 43 – 9(x + 1)(x - 5). | Решение: -
x2- 20 + 4x = x2 – 4, x2 + 4x - x2 = – 4 + 20, 4х = 16, х = 4 Ответ: 4 -
16 – 9x2 = 43 – 9x2 - 9x + 45x + 45, – 9x2 + 9x2 + 9x - 45x = 43 + 45 – 16, - 36 х = 72, х = -2 Ответ: - 2 |
Найдите выражения, к которым можно применить формулу разности квадратов или формулу сокращенного умножения - = ( a –b)( a + b) ; ( a –b)( a + b) = - - ; б) - ; в) + ; г) ( x +3)(x -3) ; д) ( 8+ m)(8-m) ; е) - 4а | Ответ: а ; г ; д |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока |
- какова была цель урока? - достигли ли мы её? -как мы её достигли? Какие примеры решали на основе этой формулы? | учится пользоваться формулой разности квадратов для разложения многочлена на множители и решения других задач. - Да. -Решали задания и примеры, где нужно было разложить многочлен на множители, при этом пользовались формулой разности квадратов. Также вычисляли с помощью этой формулы сложные числовые примеры. Решали алгебраические уравнения. |
Информация о домашнем задании |
П. 8.3 № 857(б,г,е), 858(б, г ) ; 863(б, г , е) | Записывают домашнее задание в дневники |