СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Язык художественной литературы. Средства художественной выразительности" (Русский язык. 6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Язык художественной литературы. Средства художественной выразительности" (Русский язык. 6 класс)»

Русский язык. 6 класс. Учебник Быстровой Е.


Тема «Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка»


Цель: познакомиться с художественным стилем речи; уметь отличать язык художественной литературы от других стилей речи; научиться определять выразительные средства языка в тексте.


1. Повторение изученного материала.

Определить, к какому стилю речи относятся следующие тексты (учитель зачитывает фрагменты текстов):


а) Миша с Костиком хохотали во всё горло и показывали на меня пальцем. Они изображали, что сейчас лопнут от смеха. Они вопили:

- Он спрыгнул!

-- Ха-ха-ха!

-- Он сиганул!

-- Хо-хо-хо!


б) Согласно Положению от 6 октября 2004 года медалью К.Д. Ушинского награждаются особо отличившиеся педагогические работники образовательных учреждений (организаций) и деятели в области педагогических наук за успешную разработку вопросов теории и истории педагогики…


в) Шквалом называют внезапное усиление ветра до бури с резким изменением направления.


Учащиеся определяют стили речи предложенных текстов. Следующее четверостишие становится завязкой новой темы. Учитель читает отрывок из стихотворения А. Фета (можно вывести текст на слайд):


Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!


- Чем отличается данный текст от предыдущих?

(Примерный ответ: Это стихотворение. Здесь есть восклицательные предложения, обращение, такие сочетания слов, как «царство льдов», «вылетает май»..)


- Сегодня мы будем говорить о стиле художественной литературы.


2. Работа по теме урока.

Запись в тетрадях по теории (опора на учебник)


Стиль художественной литературы

Сфера употребления

Проза, поэзия

Цель

Создание яркого художественного образа

Языковые средства художественной выразительности

Эпитеты ( золотая осень, шёлковые косы, равнодушно плывут облака)

Сравнения (Лес точно терем расписной.)

Метафоры (В саду горит костёр рябины красной.)

Олицетворения (Поёт зима, аукает.)

Гипербола (море слёз)

Литота (Лошадку ведёт под уздцы мужичок, В больших сапогах, в полушубке овчинном, / В больших рукавицах, а сам с ноготок.)

Перифраз ( Страна восходящего солнца — Япония.

Чёрное золото — нефть.

Корабли пустыни -- верблюды)




3. Закрепление.


а) Упр. 57

б) (Слайд ) Определите средство художественной выразительности в следующих предложениях:

1. Вся комната янтарным блеском озарена. (А.С. Пушкин)

2. Орёл на крыше мира, словно кошка,

Взъерошен ветром, дующим с Кавказа. (Ю. Мориц)

3. Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. Крылов)

4. Сколько тут было кудрявых берез! (С. Есенин)

5. Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)

6. Дрожит изумрудная капля

В зелёной ладошке ольхи. (Г. Граубин)

7. И сосна до звёзды достаёт. (О. Мандельштам)

8. Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. (Д. Зуев)

9. Зайцы, как солдаты, выстроились на дальней линии острова. (В. Песков)

10. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

11. Нам не забыть, увы,

Как были счастливы,

Как были мы несчастны

В туманном городе на берегу Невы. (Г. Иванов)

(1- эпитет, 2- сравнение, 3- литота, 4- эпитет, 5- сравнение, 6- метафора, 7- гипербола, 8- метафора, эпитет, 9- сравнение, 10- гипербола. 11- перифраз)

- Объясните выделенные орфограммы.

-- О каком городе идет речь?

Северная Венеция, город белых ночей, культурная столица, Северная Пальмира. Петра творенье. ( О Петербурге)


в) Рассмотрите иллюстрации на стр. 67 и 68. выберите понравившуюся и составьте текст из 3-5 предложений, используя средства художественной выразительности.


4. Подведение итогов. Рефлексия.


Д.З. п. 8, упр. 56


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!