СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Инерция" (7класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная задача урока: вовлечь  учащихся  в образовательную,  организационно – деятельностную ситуацию.

Овладеть теоретическими знаниями по  теме «Инерция»  и способами  их прикладного ис-пользования.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Инерция" (7класс)»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету




Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бусыгина Елена Викторовна

Район

Сеченовский

Место работы

МБОУ Мамлейская ош

Должность

Учитель математики, физики


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Физика

Класс

7

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторская программа основного общего образования по физике для 7-9 классов ( Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2017 г.)

Тема учебного занятия


Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Инерция

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Урок №14/4 в теме «Взаимодействие тел»

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в образовательную, организационно – деятельностную ситуацию.


Овладеть теоретическими знаниями по теме «Инерция» и способами их прикладного использования.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся понимать явление инерции; использовать метод эмпирического исследования при изучении явления инерции(наблюдение, сравнение)

Обучающиеся получат возможность применять знания об инерции тел на практике и при работе с техническими и бытовым приборами, использовать эти знания для обеспечения безопасности своей жизни(движение тел по инерции- автомобиль,велосипед,катание на льду,насаживание молотка на рукоятку).и т.д)

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся смогут дать определение понятиям.

. Обучающиеся получат возможность устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, выявляемые в ходе исследования.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся продолжат формировать знания основных принципов и правил отношения к природе.

Обучающиеся получат возможность адекватно оценивать свои способы достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

- имеют опыт работы с различными источниками информации;

- могут определять скорость, путь и время движения тел

-могут различать равномерное и неравномерное движение;

-могут определять тело, относительно которого происходит движение;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Ответы на вопросы учителя по данной теме.

Демонстрация опытов с точным объяснением явления.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку





Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник

А.В. Пёрышкин, «Физика 7 класс» - М., «дрофа», 2017г


А.В.Пёрышкин «Сборник задач по физике 7-9 классы» к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс» - издательство «ЭКЗАМЕН» Москва. 2016


И.О Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А.В Пёрышкина «Физика 7 класс» - М: Экзамен,2016.



http://class-fizika.narod.ru/7_davlatm.htm


ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

ЦИФРОВЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВz



Техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийное оборудование, лабораторное оборудование




Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)











1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)


Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Ребята!


Какие явления изучает физика?

Что мы называем механическим движением?

Что такое траектория движения?

Что такое путь?

Какие виды механического движения вы знаете?

Что показывает скорость тела?

Назовите, формулу для скорости ,пути, времени равномерного и неравномерного

движения?

На столе у вас лежат карточки с задачами ,которые вам нужно сейчас решить.


1.3. Создание проблемной ситуации

Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

Прежде чем я назову тему следующего урока, прочту небольшой рассказ.

«Слово «инерция» я впервые услышал в детстве. Отец мой был заядлым

любителем шахмат. И если к нам в дом приходил какой-нибудь шахматист, отец немедленно доставал массивный ящик из пальмового дерева. Там хранились шахматы, тоже пальмовые, а крышка служила доской… И весь вечер отец и гость, увлекшись игрой, оставались глухи и немы, не отвечали на вопросы, не слышали когда их звали ужинать. Это очень сердило маму. Она любила, чтобы всѐ делалось вовремя, чтобы гости поддерживали интересный разговор и уж, во всяком случае, садились за стол по первому зову. И вот однажды, когда ужин успел совершенно остыть, а оба шахматиста в ответ на все призывы только мычали что-то невнятное, мама в отчаянии схватила край скатерти, на которой стоял пальмовый ящик, и дернула, что было силы.

Мама хотела прекратить ненавистную игру. Но каково же было еѐ изумление,

когда скатерть легко выдернулась из-под ящика, а шахматы даже не

шелохнулись! Мама так и остолбенела со скатертью в руках. Шахматисты посмотрели на неѐ и

расхохотались. Тут и у мамы вся злость прошла. Она тоже принялась смеяться.

- Вот видишь, - сказал отец, вытирая слѐзы от смеха.- Видишь, что значит

инерция!

- Да уж… - ответила мама. – И у вас инерция не меньше, чем у ваших шахмат. Вас

тоже с места не сдвинешь!

И мы сели ужинать. А я всѐ думал: «Что же это такое-инерция? И почему не

упали шахматы?»










2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Итак, вы уже, конечно поняли, что тема сегодняшнего урока …(версии уч-ся)

Правильно.

Что такое инерция

Что является причиной инерции

Как можно изменить скорость движения тела?

Как изменить направление движения тела? При каких условиях скорость движения тела не изменяется?


Инерция.

Дети записывают тему урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

-Что произойдёт если на покоящуюся тележкунаезжает другая такая же?

Версии учащихся .

-Давайте проделаем этот опыт.


-А сейчас проделаем ещё один опыт (тележка, наклонная плоскость, песок).

-А как будет двигаться тело если на него не будут действовать другие тела»

Версии учащихся

Давайте это проверим на опыте с шариком

(Рукой по столу двигаем шарик криволинейно. Затем отпускаем шарик и даем ему двигаться самостоятельно)



Учащиеся проделывают опыт под руководством учителя. Обсуждая полученный результат приходят к выводу, что для того чтобы изменилась скорость тела, на него должно подействовать другое тело.

Дети проведя опыт приходят к выводу о том, что тело движется тем дольше, чем меньше препятствий встречается на его пути.



Учащиеся наблюдают демонстрацию опыта и делают выводы.

Пока на шарик действует рука , он постоянно меняет свою скорость и траекторию движения. Как только действие прекращается , шарик движется равномерно с постоянной скоростью.


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учитель дает определение инерции. Приводит примеры инерции.

Давайте посмотрим проявление инерции в жизни (слайды)


Учащиеся записывают определение в тетрадь. Просматривают слайды

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

А теперь вы можете ответить на вопрос автора рассказа «Почему не упали

шахматы?»

В нашей жизни инерция проявляется очень часто. Мы настолько привыкли, что

даже не замечаем его.

А теперь – физкультминутка!. Представьте, что вы пассажиры

автобуса, а я в нем водитель. Наклонами туловища покажите, что с вами будет

происходить в следующих случаях. Поднимите руки вверх.

• Автобус трогается;

• автобус едет прямо;

• - автобус поворачивает налево;

• - автобус едет прямо;

• - автобус поворачивает направо;

• автобус едет прямо;

• - автобус тормозит;

автобус едет прямо;

Приехали!

-Продолжим. Где мы еще встречаем инерцию?

(в быту,технике)

Версии учащихся .

Учитель приводит примеры как положительного так и отрицательного влияния инерции


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.






Выполняют упражнения физкультминутки.


















Учащиеся приводят известные им примеры








3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов


Что нового вы узнали на уроке?

Какая информация вас больше всего впечатлила?

Что я расскажу родителям об этом уроке?

Ребята поднимают руку и отвечают на поставленные вопросы.





Учитель подводит итог урока.

Домашнее задание п18 ,№107 №110№113 №116




ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!