СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "изображение рельефа на карте"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  включает теоретическую и практическую чать в изучении и закреплении материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "изображение рельефа на карте"»

Конспект урока географии в 6 классе

Тема урока: «Изображение рельефа на карте».

Цели урока:

Предметные:

  • Выяснить совместно с учащимися способы изображения рельефа на топографических картах;

  • Научить определять высоту неровностей.

Метапредметные:

  • Формировать мыслительные и коммуникативные навыки, через самостоятельную работу с информацией;

Личностные:

  • Формировать интерес учащихся к географии;

  • Развивать логическое мышление.

Технология, в которой выстроен урок: технология проблемного диалога.

Тип урока: урок, открытия новых знаний.

Оборудование урока: ПК, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент


Приветствие учителя:

Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Успехов нам!


Построение.



II.

Актуализация опорных знаний


Создание проблемной ситуации

Проблемная ситуация с затруднением (столкновение противоречивых мнений учащихся практическим заданием или вопросом)

-Что изображено на рисунке?(слайд 1)

-Большой участок изображен на этом чертеже?

-Можно ли на этом чертеже подробно рассмотреть ту местность, которая на нем изображена? Опишите её.

Вы довольно точно её описали, и в этом вам помогли условные знаки.

Прослушав стихотворение, попробуйте ответить, о чем идет речь:

Люди равнины спросили меня

Зачем хожу в горы, и что там нашла

Ведь там бесприютность холодных вершин

Безумство ветров, грозность льдистых пустынь

Но магия утра коснется хребтов

На бархате синем узор облаков

То видятся астры, а то острова

То чудная рыба по небу плыла…



Ответы и предположения учащихся.













III.

Постановка проблемы

Диалог (подводящий), направленный на формулирование проблемы (цели урока).

- вы знаете, что на планете есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности?

- Вы не можете ответить на этот вопрос, зато вы сформулировали проблему, которую нужно решить.

Зафиксировать проблему на доске

- Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме?

Записать в тетрадь число и тему урока.



-Так как же изобразить неровности земной поверхности?





Возможный ответ учащихся:







Учащиеся записывают тему урока


Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.

IV.

Открытие нового знания

Диалог (подводящий), направленный на:

1)побуждение к выдвижению гипотезы; 
2) проверку гипотезы.


-Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом, который вы купить водой. Слайд 2


У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом)

В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)

Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м, с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Слайд 3

с лайд 4. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 70 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного.

- Какая же высота у данных холмов?

Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

Найдите определение в учебнике стр. 71 ( это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)

-Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)

Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах (стр. 5), как изображается там высота местности? ( работа с атласом)

- Представьте, что вы пошли на экскурсию на Горбуниху.

Придя к холму дали задание: измерить высоту склонов. Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? ( линии)

Горизонтали – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.

-Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

На слайде 5 изображения холма и ямы:

 

-Чем отличаются эти рисунки? Слайд 6

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.








V.

Первичное закрепление

В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания (работа в парах)

Задание на слайде 7


  • Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)

  • Какова абсолютная высота? (49м)

  • Через сколько метров проведены горизонтали? (10м)

  • К акой склон более крутой? (северо – восточный)








Тестовые задания


Учащиеся выполняют задания.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой

Ребята, предлагаю в завершении нашего урока начертить холм, относительная высота которого 23 м, северный склон пологий, сечение горизонтали 5 м .



Индивидуальная работа





VIII.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Вернемся к началу нашего урока: Проблема – как изобразить неровности на карте?


Спасибо, за работу, сейчас мне вновь хочется вернуться к вашей карте приращения знаний и отметить на как изменились сейчас ваши знания? Надеюсь, что все продвинулись и получили от урока много новых и полезных знаний.










Оценивают себя.



Итог урока. Д\з параграф 8 , в рабочей тетради к пар. 8, повт. Все определения раздела «географическая карта»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!