— Послушайте небольшую шутку. Родня ли гусеница гусю? — Вы кто такие? — Я гусь, это гусыня, это наши гусята. — А ты кто? — А я ваша тётка — гусеница. Есть ли в этом рассказе «родственники»? Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница — не родственное слово. А Петя возразил: — Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово. — А вы согласны с Петей? Почему? Работа по учебнику Упр. 130 (с. 74). — Прочитайте текст. — Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.) — Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.) — Как называется общая часть? (Корень.) — Объясните лексическое значение каждого слова. — Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.) Упр. 131 (с. 74). — Прочитайте предложения. — Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. (Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.) — Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.) — Объясните лексическое значение каждого слова. — Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов? (Корень.) — Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Что такое корень? — Приведите примеры однокоренных слов. — Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. |