СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

"Корень слова. Однокоренные слова"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"»


Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

"Корень слова. Однокоренные слова"


Цель урока: 
• Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Выявить уровень знаний детей по данной теме. 
Задачи урока:
• Совершенствовать умение выделять корень в слове; 
• Практически знакомить с механизмом образования слов;
• Развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
• Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
• Отрабатывать каллиграфию письма;
• Воспитывать умение общаться и работать в группах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разноуровневые карточки


Ход урока

1. Оргмомент.

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Чтобы урок был результативным ,давайте позитивно настроимся на него.

2. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

3. Чистописание

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Яя яля (на доске запись)

4. Словарная работа.

-Запишите слова по картинкам.

Дедушка, отец, сын, внук ?

-Поставьте ударение

-Составить предложение с одним из них

Запасливый заяц собирал ягоду.

- На какие вопросы отвечают?

Что общего в данных словах? (родственники)

-По каким признакам определяем родственные слова? (1. Близкое значение;2. Общая часть) подчеркните общую часть.


5. Актуализация знаний.

Ребята мы с вами нашли родственные слова, чтоб узнать тему нашего урока , давайте разгадаем кроссворд:

Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье)

Маленький, варёный пирожок. (Вареник)

Жидкое горячее кушанье. (Варево.)

Большая ложка для разлива горячей пищи. (Поварёшка)

Мастер по приготовлению пищи. (Повар)

Повар на судне. (Кок)



-Запишите слова из кроссворда через запятую в тетрадь.

- Какое слово по вертикали у нас получилось? (корень)

- Почему, как вы думаете? (Корень-это тема нашего урока).

- А что такое корень? (Корень-это главная часть слова).

- А почему главная? (В ней заключён главный смысл слова и корень есть у всех слов).

- Посмотрите на кроссворд и назовите лишнее слово.

- Почему оно лишнее?(Это слово кок, т.к. оно не является однокоренным) .

- А какие слова мы называем однокоренными? ( Однокоренные слова - это слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению).

- Выделите корень у однокоренных слов.

- У какого слова вы не выделили корень? (Кок).

- А у всех ли слов есть корень? (Да).

- Давайте и у этого слова найдём корень. Как правильно это сделать? (Нужно подобрать однокоренные слова и найти общую часть-это и есть корень)

-Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову кок. (Не получается).

- Это слово пришло к нам из Голландии, оно заимствованно из другого языка. Однокоренных слов не имеет. Корень здесь всё слово кок.

6. Физминутка.

Мы вчера в поход ходили,

Рано утром выходили

И сначала бодро шли,

Но до цели не дошли.

Задержались на привале –

Находились мы, устали!

Только лень свою забудь –

И лентяем ты не будь!

- Какие однокоренные слова встретились в нашей физминутке? (Лень – лентяй).


7. Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.


Ребята в русском языке много похожих слов, надо быть очень внимательными. Для этого предлагаю вам игру «Найди пару родственных слов». Если слова родственные хлопайте, если нет – красный цвет:

Стол – столбы

Ком – комната

Пень – пенёк

Лимон – Лимузин

Гриб - грибник

Пень – пенка

Лес - лесок.

Вот эти слова ( на доске). Докажите, что они родственные.


8.Включение нового знания в систему знаний. Работа по учебнику.

Упр. 84развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

а) Прочитайте слова

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь

б) Спишите самостоятельно

в) Умение находить корень

- На слайдах выберите однокоренные слова

- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение

г) Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.

- А теперь поработаем в парах. Возьмите карточку.

- На ней два разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.

1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:

лес сад

вода больной

море деревянный

садовый лесной

боль водичка

дерево моряк

2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

лес мёд

лесок мёдик

лестница медведь

лесник медовый

лесной сладкий

-Давайте сверим ваши работы с экраном: кто выполнил 1 задание?

-Удалось выполнить без ошибок? Работали в паре?


9. Дифференцированная самостоятельная работа.
-. Выберите то задание, с которым вы легко справитесь. Задания на экране.

1 группа: Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.
буква зимний
ходить букварь
зима поход

2 группа: Прочитайте. Выпиши из стихотворения родственные слова. Дополни свои.
Летят перелетные птицы
Прошедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.

М. Исаковский

3 группа: Запиши, как называют человека, который: строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе. Выдели корень.
Самопроверка. Правильные ответы на экране.
- Раскрасьте кружочки: красный – с заданием справился самостоятельно, правильно; желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка; синий – с заданием не справился.


10. Подведение итогов урока.
- Прочитайте стихотворение на странице 58, упражнение 361.
- Какие глаголы близки по смыслу, но их нельзя назвать однокоренными? Почему?
- А кто же вас любит и голубит? (Мама).
- Давайте поиграем в игру «Ласковое слово для мамы».
- Назовите ласковые однокоренные слова для мамы.
Мама, мамочка, мамуля, мамулечка, мамик, мамсик.


11. Рекфлексия.

  • - Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?
    - Какие задания вам понравились больше всего?
    Оцени свою работу на уроке.

- Покажите, как для вас прошел урок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!