Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме
"Корень слова. Однокоренные слова"
Цель урока:
• Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи урока:
• Совершенствовать умение выделять корень в слове;
• Практически знакомить с механизмом образования слов;
• Развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
• Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
• Отрабатывать каллиграфию письма;
• Воспитывать умение общаться и работать в группах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разноуровневые карточки
Ход урока
1. Оргмомент.
Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Чтобы урок был результативным ,давайте позитивно настроимся на него.
2. Мотивация. Речевая разминка.
Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится!
Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
- У нас сегодня всё получится!
Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.
3. Чистописание
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Яя яля (на доске запись)
4. Словарная работа.
-Запишите слова по картинкам.
Дедушка, отец, сын, внук ?
-Поставьте ударение
-Составить предложение с одним из них
Запасливый заяц собирал ягоду.
- На какие вопросы отвечают?
Что общего в данных словах? (родственники)
-По каким признакам определяем родственные слова? (1. Близкое значение;2. Общая часть) подчеркните общую часть.
5. Актуализация знаний.
Ребята мы с вами нашли родственные слова, чтоб узнать тему нашего урока , давайте разгадаем кроссворд:
Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье)
Маленький, варёный пирожок. (Вареник)
Жидкое горячее кушанье. (Варево.)
Большая ложка для разлива горячей пищи. (Поварёшка)
Мастер по приготовлению пищи. (Повар)
Повар на судне. (Кок)
-Запишите слова из кроссворда через запятую в тетрадь.
- Какое слово по вертикали у нас получилось? (корень)
- Почему, как вы думаете? (Корень-это тема нашего урока).
- А что такое корень? (Корень-это главная часть слова).
- А почему главная? (В ней заключён главный смысл слова и корень есть у всех слов).
- Посмотрите на кроссворд и назовите лишнее слово.
- Почему оно лишнее?(Это слово кок, т.к. оно не является однокоренным) .
- А какие слова мы называем однокоренными? ( Однокоренные слова - это слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению).
- Выделите корень у однокоренных слов.
- У какого слова вы не выделили корень? (Кок).
- А у всех ли слов есть корень? (Да).
- Давайте и у этого слова найдём корень. Как правильно это сделать? (Нужно подобрать однокоренные слова и найти общую часть-это и есть корень)
-Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову кок. (Не получается).
- Это слово пришло к нам из Голландии, оно заимствованно из другого языка. Однокоренных слов не имеет. Корень здесь всё слово кок.
6. Физминутка.
Мы вчера в поход ходили,
Рано утром выходили
И сначала бодро шли,
Но до цели не дошли.
Задержались на привале –
Находились мы, устали!
Только лень свою забудь –
И лентяем ты не будь!
- Какие однокоренные слова встретились в нашей физминутке? (Лень – лентяй).
7. Формулирование проблемы, планирование деятельности
– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план:
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.
Ребята в русском языке много похожих слов, надо быть очень внимательными. Для этого предлагаю вам игру «Найди пару родственных слов». Если слова родственные хлопайте, если нет – красный цвет:
Стол – столбы
Ком – комната
Пень – пенёк
Лимон – Лимузин
Гриб - грибник
Пень – пенка
Лес - лесок.
Вот эти слова ( на доске). Докажите, что они родственные.
8.Включение нового знания в систему знаний. Работа по учебнику.
Упр. 84 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.
а) Прочитайте слова
– Какая общая часть есть у этих слов?
– Что общего у них в значении?
– С каким словом они все связаны? Докажите это.
– Какой корень «посадили» здесь
б) Спишите самостоятельно
в) Умение находить корень
- На слайдах выберите однокоренные слова
- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?
1. Иметь общую часть (корень)
2. Иметь общее лексическое значение
г) Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах. Возьмите карточку.
- На ней два разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.
1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:
лес сад
вода больной
море деревянный
садовый лесной
боль водичка
дерево моряк
2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.
лес мёд
лесок мёдик
лестница медведь
лесник медовый
лесной сладкий
-Давайте сверим ваши работы с экраном: кто выполнил 1 задание?
-Удалось выполнить без ошибок? Работали в паре?
9. Дифференцированная самостоятельная работа.
-. Выберите то задание, с которым вы легко справитесь. Задания на экране.
• 1 группа: Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.
буква зимний
ходить букварь
зима поход
• 2 группа: Прочитайте. Выпиши из стихотворения родственные слова. Дополни свои.
Летят перелетные птицы
Прошедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.
М. Исаковский
• 3 группа: Запиши, как называют человека, который: строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе. Выдели корень.
Самопроверка. Правильные ответы на экране.
- Раскрасьте кружочки: красный – с заданием справился самостоятельно, правильно; желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка; синий – с заданием не справился.
10. Подведение итогов урока.
- Прочитайте стихотворение на странице 58, упражнение 361.
- Какие глаголы близки по смыслу, но их нельзя назвать однокоренными? Почему?
- А кто же вас любит и голубит? (Мама).
- Давайте поиграем в игру «Ласковое слово для мамы».
- Назовите ласковые однокоренные слова для мамы.
Мама, мамочка, мамуля, мамулечка, мамик, мамсик.
11. Рекфлексия.
- Покажите, как для вас прошел урок.