СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень слова. Однокоренные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме: "Слово в языке и речи. Корень слова. Однокоренные слова" для 3 класса УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«17 сентября»

17 сентября

Русский язык

Тема урока. Слово в языке и речи. Однокоренные слова.

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова,   развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать    однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии, формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату,  умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и решать учебные задачи, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.

Ход урока.

I.Организация класса.

-Дети проверили готовность к уроку.

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Просмотр отрывка серии №38 «Изучаем русский язык с Хрюшей»(песенка).

Есть у каждого словечка

Дружная семейка:

Змей, змеиный, змеелов.

Маленькая змейка.

Как не могут в жизни люди

Обходиться без родни,

Так же и слова не могут

В речи быть совсем одни!

-Может вы назовете тему нашего урока? (Однокоренные или родственные слова.)

-А какие учебные цели, задачи нам необходимо решить на уроке?    

(Что такое корень слова? Какие слова называются родственными? Какие слова называются однокоренными?)

- Перед письмом давайте разомнем пальчики.

Покатать ручку между ладонями.
Покатать ручку между большим и указательным пальцами.

- Откройте тетради, запишите:

Семнадцатое октября.

Классная работа.

 Минутка чистописания.

-письмо буквы 

Уу   Уу Уу 

Словарь.

- Давайте поиграем в «Перекатиполе» (Ученик записывает слово, потом занимает место любого. Оставшийся без места пишет у доски.)

Словарь: метель, мороз, ветер, декабрь, коньки, январь, февраль, снегирь, север, сапоги.

(Взаимопроверка. Четверо учащихся сдают тетради. Оценивание.)

III. Актуализация знаний.

- Соберите предложение из слов: сразу, ум, из, надоумят, да, разум

        Ум да разум надоумят сразу.        

- Прочитайте, что получилось. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.  

-Окунёмся в тайны русского языка. Сейчас вы будете исследователями.

-Давайте исследуем пословицу, которую мы выбрали девизом нашего урока.  

Прочитайте ещё раз и скажите:

-Какие слова имеют одинаковую часть? 

Какая общая или одинаковая часть в этих словах?

Как называются такие слова? (однокоренные или родственные) Выделите эту часть в словах. Как она называется? (Корень.)

Корень – это многозначное слово.

Корень:

  1. подземная часть растения;

  2. часть волоса, зуба, ногтя;

  3. часть слова;

  4.  в математике корень уравнения.

- А знаете ли вы, что слово «корень» мы еще употребляем в речи, когда говорим о чем-то важном, главном.

Слышали такое выражение «Смотри в корень» или «Зри в корень» когда так говорят? (Это означает, «Выдели самое главное» слов без корня не бывает.)

- Давайте проведём маленький эксперимент.

Попробуйте пальчиком закрыть корень и прочитать оставшуюся часть.

- Ясен ли смысл слов? (нет)

- Без какой части не бывают слова? Почему? (В корне заключен главный смысл, значение слова). 

- Итак, сделайте вывод: что такое корень? (Корень – это общая часть родственных слов.)

IV. Первичное усвоение знаний учащихся.

- Одновременно в три дома заехали новые жильцы. Давайте подселим к ним родственников.

двор бег нос

дворик беглый переносица

дворовый беглец носик

дворник беготня носище

дворняга бегство носовой

дворня побег

- Выделите корень в каждой группе слов.

V. Физминутка

- Вы, наверное, устали,

- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы приседаете. Если с корнем сад, вы прыгаете.

Лесной,

садовый,

лесник,

лесочек,

садик,

посадка,

лесок,

садовник,

лесовичок,

лесовик.

VI. Закрепление

- Давайте накроем стол. Для этого разделимся на группы.

У вас есть стол, давайте устроим застолье. (Круги из картона с нарисованными тарелочками.)

Подберите однокоренные слова к слову:

1 группа – рыба,

2 группа – соль,

3 группа – капуста,

4 группа – сыр,

5 группа – мёд,

6 группа – чай,

7 группа – лук.

- Если у вас возникнут трудности, можете обратиться в «Меню подсказок».

1.Соль, солонка, пересоленный суп, соленый салат, малосольный омлет, рассольник, нота соль, сольный концерт.

2.Мёд, медовый пряник, медовик, медосмотр, медуза.

3.Сыр, сырок, сырники, сырные палочки, сырница, сыроежка, сырость.

4.Капута, капустный салат, капустник, капустница.

5.Рыба, рыбка, рыбный пирог, рыбий глаз, рыбопродукты, рыбёшка, рыбина, рыбница.

6.Чай, чайная ложка, чайник, чайничек, электрочайник, чайка.

7.Лук, луковица, лучок, луковка, луковый.

- Будьте внимательны. «Под столом» у вас есть инструкция к работе:

Подберите однокоренные слова к данному слову.

Если испытываете трудности, загляните в меню.

Но будьте осторожны!

Вспомните, какие слова называются родственными.

Выделите корень во всех словах.

-Давайте проверим. Почему не все слова взяли?

Работа с учебником.

Упражнение 108 (списать, найти однокоренные слова).

Упражнение 111(устно).

VII. Контроль с самооценкой.

-Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть слово, которое будет лишним в этой группе.

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ли слова родные – однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Все проверили слова? Отвечайте тогда!

-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними. Почему?  Оцените свою работу.   

Тренажер «Родственные слова». (Презентация)

-   Выберите  

VIII. Итог урока.

-Вернемся к нашей теме и целям урока, которые мы исследовали на уроке.

Какие слова мы называем родственными?

Что такое корень слова?

Какие слова называют однокоренными? Как пишется корень в однокоренных словах?

-Добились целей?

Просмотр отрывка мультфильма «Бабушка удава».

-А твоя бабушка какая?

- Она такая, она мечтательная. Не бабушка, а мечта удава. Только она очень хвостливая.

- Хвастается?

-Нет. Просто у нее хвост длинный.

- Почему мартышка не поняла удава?

- Какие родственные слова назвал удав? (Хвост, хвостливая (хвостатая!); мечта, мечтательная.)

-Подберите родственные слова к слову хвастается. (Хвастун, хвастать, хвастливый.)

IX. Постановка д/з 

стр. 62 упр.110, правило

Выполняем задание строго по учебнику.

X. Оценивание . Рефлексия.

Оцени свою работу на уроке, пользуясь фразеологизмами.

Слушать краем уха,

хлопал ушами,

шевелить мозгами,

считал ворон,

работал в поте лица.



-Встаньте на нужное выражение.

XI. Самостоятельная работа.

- А теперь оценим знания, полученные на уроке.

Дифференцированное задание по карточкам.

1 уровень: В каждой строке найди однокоренные слова. Выдели корень. Лишнее слово зачеркни.

1) учить, школьник, ученик

2) свобода, свободный, победить, освободить

3) сила, силач, спортсмен, сильный

4) лень, ленивый, лентяй, бездельничать

5) добрый, чуткий, доброта

2 уровень: Определи закономерность в записи слов первой строки. По этой закономерности запиши слова остальных строк. Выдели корень.

1) танк – танкист – танковый

2)  ?      - барабанщик – барабанный

3)  ?      -         ?            - грибной

4)  ?      -         ?            - садовый

Сдайте работы.

Спасибо за урок!        


Просмотр содержимого презентации
«тренажер»

р о д с т в е н н ы е с л о в а

р о д с т в е н н ы е с л о в а

Найдите однокоренные слова  ветер вещь ветрище великан ветерок веселье    ведро вешалка ветрило

Найдите однокоренные слова

ветер

вещь

ветрище

великан

ветерок

веселье

ведро

вешалка

ветрило

Найдите однокоренные слова  водит водный воск  вода ворона водник   волос водичка воля

Найдите однокоренные слова

водит

водный

воск

вода

ворона

водник

волос

водичка

воля

Найдите однокоренные слова  звонить звание звонарь звено звонок звук    звон зверь заря

Найдите однокоренные слова

звонить

звание

звонарь

звено

звонок

звук

звон

зверь

заря

Найдите однокоренные слова чеснок часок часы  час часик чадо  чаща чайка часовой

Найдите однокоренные слова

чеснок

часок

часы

час

часик

чадо

чаща

чайка

часовой

Найдите однокоренные слова  гусь гудок гурьба  гусли гусак губа   гусёнок густой гусыня

Найдите однокоренные слова

гусь

гудок

гурьба

гусли

гусак

губа

гусёнок

густой

гусыня

Найдите однокоренные слова гора гречка горюшко    гром горевать грёзы    гроза град горе

Найдите однокоренные слова

гора

гречка

горюшко

гром

горевать

грёзы

гроза

град

горе


Скачать

© 2017 1521 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!