Конспект урока русского языка по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»
Цель: формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.
Планируемые результаты (предметные): Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор.
Личностные результаты: Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Я скажу слова «Добрый день» и назову кого-то из класса. Тот, кого я назову, помашет мне ручкой. Хорошо?
-Добрый день всем девочкам!
- Добрый день всем мальчикам!
- Добрый день всем, у кого сегодня хорошее настроение!
- Добрый день всем, кто будет сегодня стараться хорошо работать на уроке!
2. Минутка чистописания.
Сядьте правильно, положите тетрадь с наклоном.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь
- Открываем тетради, записываем число, «классная работа».
- Сегодня давайте с вами вспомним как пишется заглавная буква А . Начинаем писать чуть выше нижней части рабочей строки, пишем клюшечку, наклонная палочка, рыбка.
3.Актуализация опорных знаний.
- Ребята, всё на свете состоит из чего-нибудь: лес состоит из деревьев, дом состоит из кирпичей, речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Ребята, как вы думаете, а слова тоже из чего-то состоят? Из чего? Конечно, из частей слова. Скажите, пожалуйста, какая самая главная часть слова? (Корень).
4.Постановка темы и цели урока.
- Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока? (Продолжить работу над однокоренными словами).
- Какие задачи поставим перед собой на уроке?(Учиться подбирать однокоренные слова, находить корень, развивать внимание.
5.Первичное восприятие и осознание нового материала.
-Послушайте отрывок из рассказа К.Паустовского.
«Родник родит реку, а река льётся через всю Родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой».
- Какие слова из текста можно назвать однокоренными? Что у них общего? В какой части заключён общий смысл?
- Откроем учебники на странице 74, посмотрим на упражнение 130. Прочитайте задание. Найдите в тексте однокоренные слова. Как вы их опредедлили? Давайте поговорим о лексическом значении каждого слова. Запишите эти слова, выделите корень. Что такое корень? (см. правило на стр.74).
- Давайте запишем слова, а вы подберёте к ним однокоренные:1 ряд – записывают слово «соль», 2 ряд – записывает слово «боль», 3 ряд – «гриб». Выполняем. Проверяем.
6.Физкультминутка.
7. Закрепление.
- Откройте стр.74, прочитайте как найти корень в слове. На стр.149 есть словарь однокоренных слов. Найдите слова с корнем –дол-,-мир-. Выпишите их, выделите корень.
Работа по карточкам:
8.Итог урока.
-Какая часть в слове главная? Что такое корень? Как найти в слове корень? Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы её?
9.Рефлексия.
Приём «Кем я сегодня был на уроке?» .
10. Домашнее задание.
стр. 75, упр.133, учить правила.